Структура системы органов государственной власти, полномочия высших органов каждой из ее ветвей (законодательной, судебной и исполнительной) определяются Конституцией страны.

Читайте также: Проблема "слабых" кандидатов, или Какие политические технологии нужны для выборов

Конституция, выражающая волю всего украинского народа, является Основным законом, обладает высшей юридической силой. Любой закон, изданный парламентом (Верховной Радой), должен соответствовать Конституции и не может ни изменять ее норм, ни каким-либо образом ограничивать их действие. Речь идет вплоть до кажущихся, на первый взгляд, мелочей (например, наименование того или иного органа). А сейчас складывается именно такая ситуация, когда обычным парламентским законом, без внесения изменений в Конституцию, принятых по отдельной усложненной процедуре и вступления их в законную силу, пытаются изменить нашу Конституцию.

В чем же дело? Принимая изменения в закон "О судоустройстве и статусе судей", Верховная Рада, по инициативе Администрации Президента, допустила переименование высшего органа судебной власти Украины, – Верховного Суда Украины в "Верховный Суд". Однако, наименование "Верховный Суд Украины" содержится в тексте Конституции, а "Верховный Суд", – в ней отсутствует. Вроде бы, имеется в виду что-то малозначительное, – всего лишь наименование органа. Однако, все намного серьезнее.

Во-первых, речь идет о фактическом изменении Конституции в обход установленной процедуры внесения и принятия изменения и дополнения Конституции.

Получается, что Конституцию у нас можно изменить обычным парламентским законом. А это полностью противоречит не только общепризнанным международным стандартам конституционализма, но и самой Конституции нашей страны. К тому же, этот факт свидетельствует о крайне низкой правовой культуре как нашей исполнительной власти, так и депутатского корпуса, что делает их "нерукопожатными" в семье цивилизованных почти правовых государств.

Во-вторых, получается, что в стране действует два высших органа судебной власти. При всей абсурдности ситуации, с юридической точки зрения, получается именно так. А это чревато не просто конфликтами, а весьма серьезными последствиями, которые, если они возникнут, не так-то легко будет компенсировать.

В-третьих, создание "Верховного Суда" позволит сформировать его состав фактически на основе некоего компромисса между законодательной и исполнительной властью, в обход установленного Конституцией порядка создание и формирования "Верховного Суда Украины", предусматривающего участие в этом процессе "Громадськой Рады доброчестности". А это приведет к тому, что в высшем органе судебной власти окажутся свои "марионеточные", карманные судьи.

Если же учесть эти моменты, то ситуация уже не будет казаться такой малозначительной, как на первый взгляд.

К счастью, в Украине создан и действует орган, который реально может изменить сложившееся положение, встать на защиту Конституции. Речь идет о Конституционном Суде Украины, который и создан для того, чтобы обеспечить высшую юридическую силу Конституции, ее непререкаемый авторитет и для общества, и для власти. Это исторический момент, когда происходит проверка дееспособности Конституционного Суда Украины, его реальной способности сохранить нашу государственность и доказать народу, что Конституционный Суд Украины не является карманным и марионеточным, а представляет собой эффективно действующий институт защиты Конституции и общества.

Читайте также: Миф или реальность: как стать героем в современном мире