Согласно исследованиям аналитиков центра CEDOS (какие именно занимаются отстаиванием принципов "справедливого города", в том числе – права на чистый воздух), концентрация вредных веществ в воздухе превышает допустимые нормы не только тогда, когда видно смог, а чуть ли не ежедневно. О таких же веществах в сельской местности, где функционируют, например, крупные объекты животноводства – вообще ничего неизвестно.

Всемирная организация здравоохранения сделала вывод, что от загрязнения атмосферного воздуха ежегодно в мире происходит около 4 миллионов преждевременных смертей. В ЕС, например, такая смертность от твердых частиц ТЧ 2.5 оценивалась почти 500 тысяч человек, в Китае в 2015 году аналогичный показатель достиг 1,1 миллиона. А вот в Украине концентрацию этих опасных частиц вообще не мониторят.

Что не так с мониторингом загрязнения воздуха

Украинский Гидрометцентр сейчас – основное ведомство в системе мониторинга качества атмосферного воздуха. В 2016 году его сеть распространялась на 39 городов из 129 постов, где осуществлялся отбор проб. В Киеве, в частности, есть 16 постов наблюдения, где ведут контроль 20 загрязнителей. Однако наша нормативно-правовая база безнадежно старая и стандартам ЕС соответствует лишь частично.

Основные проблемы в следующем: не проводится мониторинг взвешенных частиц на ТЧ10 и ТЧ2.5 и ряда агрессивных загрязнителей (озон, бензол, мышьяк, ртуть) методы измерения концентраций не соответствуют требованиям директив ЕС; отсутствует надлежащая система управления качеством атмосферного воздуха и информирования населения.

Почему контроль загрязнения воздуха отстает

Чтобы воздух стал чистым, нужно сначала понять – чем и насколько он загрязнен. А именно такая информация у нас хромает. Директор Центральной геофизической обсерватории им. Бориса Срезневского Александр Косовец во время дискуссии с аналитиками CEDOS рассказал, что "не Гидрометцентром единым", и их обсерватория также ведет наблюдение за загрязнением воздуха, в частности, в Киеве имеет 16 постов для наблюдений, и в каждом облцентре есть такие посты, а также в крупных промышленных городах. Всего в Украине таких было около 130. Но все эти сведения о количестве постов достаточно формальные, пояснил ученый, потому что благодаря "реформам" предыдущей власти служба гидрометеорологии фактически ликвидирована, и нет чиновников, которые иногда не такое уж и зло, когда помогают получить деньги на переоснащение.

Беда нашей службы и мониторинга окружающей среды в том, что мы пользуемся приборами, сделанными еще в советское время. Сегодня государственная поддержка условна: заработную плату дают, "а все остальное – заработаете",
– рассказал Косовец.

При этом 16 наблюдательных пунктов в Киеве по европейским нормам – даже много. Но должно было вестись такое же наблюдение за окружающей средой и в сельской местности. А его нет. "Мы привыкли считать, что в селе – очень хорошая окружающая среда. Но те, кто имеет счастье жить где-то рядом с большой свинофермой или птицефабрикой – имеют плохой воздух. И этими вопросами у нас никто не занимается", – уточнил ученый.

Украина поподписывала кучу бумаг, чтобы двигаться в направлении Европы в плане мониторинга окружающей среды, но движемся мы туда только на бумаге,
– констатировал руководитель обсерватории.

Итак, чтобы система мониторинга окружающей среды работала, нужна поддержка государства. Проще говоря – финансирование. Сейчас у нас есть программа гидрометеорологического анализа. Но отдельной программы мониторинга окружающей среды нет. То, что делают в этом направлении ученые обсерватории, по словам Косовца – "подпольная деятельность", ведь на нее "откусывают" средства от программы гидрометеорологической деятельности.

"Проблему загрязнения окружающей среды нельзя оторвать от изучения метеорологических процессов. Тот смог, который мы часто видим, абсолютно связан с изменением погодной обстановки. И благодаря тому, что у нас единственная из семи в Киеве станций осуществляет двукратное зондирование атмосферы, в соответствии с требованиями Всемирной метеорологической организации, мы имеем возможность фиксировать инверсии, мешающие загрязненному воздуху подняться вверх и испачкать относительно чистые территории", – пояснил Косовец.

Смог Київ

Смог в Киеве – обычное явление

Поэтому, убежден ученый – Украине нужно восстановить орган власти, который бы отвечал за гидрометеорологию и за мониторинг окружающей среды. Потому что пока мониторинг в соответствующем министерстве – бумажный.

Еще один источник финансирования исследований загрязнения воздуха – поддержка из местных бюджетов. А она крайне неравномерна. Например, Черкассы, Мариуполь, Черновцы в поддержку сети деньги выделяют, зато официальный Киев, несмотря на кипы запросов, предложений, обоснований, финансирования ученым для контроля загрязнения не дал.

Киев – обещает исправиться

Заместитель руководителя Управления экологии и природных ресурсов Киевской городской государственной администрации Александр Савченко подтвердил, что в последнее время финансирование на исследования состояния окружающей среды КГГА не выделяла, по крайней мере, последний год. Но рассказал, что экологические проблемы в столичной власти понимают, Киевский городской совет сейчас разрабатывает перечень экологических мероприятий, которые планирует финансировать.

Уже на следующий год в проекте бюджета экологического фонда мы запланировали мероприятие, чтобы сделать обследование по Киеву, где должны установить соответствующие станции-анализаторы. Решение еще не принято, но такая мера запланирована. Там около 1,4 миллиона гривен,
– уточнил Савченко.

Реалии и планы

Заведующий лабораторией качества воздуха ГУ "Институт общественного здоровья им. Александра Марзеева Национальной академии медицинских наук Украины" Елена Турос рассказала, что согласно напечатанным в этом году материалам Всемирной организации здравоохранения, Украина заняла первое место в антирейтинге стран по загрязнению воздуха. Однако, по словам ученого, эти материалы ученым ВОЗ, в которую входит и сама Турос уже 10 лет, не показывали. А базируется эта информация на данных, полученных в 2012 году со спутника дистанционного зондирования Земли относительно Донецко-Приднепровского региона.

Все мегаполисы, к которым относится и Киев имеют очень загрязненный воздух, так по всему миру. Но в мире управляют риском загрязнения воздуха и риском для здоровья населения, у них есть мультисекторальные модели партнерства.

Ученая отметила, что вместе с Александром Косовцем уже обращалась к мэру Киева относительно переоборудования системы мониторинга Киева, которую надо не совершенствовать, а полностью переоборудовать, потому что она критическая.

И те миллион четыреста тысяч, которые обещают выделить в КГГА, даже не знаю, как оценить, их достаточно разве для содержания этих 16 станций. Но чтобы определять влияние на здоровье, необходимы автоматизированные посты, 4-5 по Киеву. И каждый такой стоит 500 тысяч евро, сейчас Грузия такие закупила,
– уточнила Турос.

Она также отметила, что ученые Института общественного здоровья проводят соответствующие моделирования, если не хватает данных по мониторингу загрязнения. В частности, результаты исследования загрязнения мелкодисперсной пылью свидетельствуют, что Киев не относится к городам с ужасным состоянием, но проблемы загрязнения есть.

"Все проблемы, которые есть с загрязнением воздуха – мультидисциплинарные. И давайте это все рассматривать в такой модели", – предложила Турос. По ее мнению все службы, ответственные за здоровье населения, должны работать вместе. Ученые, даже имея достаточно ресурса для исследований, должны иметь еще и поддержку власти по внедрению рекомендаций ученых.

Вместе с тем внедрение европейских стандартов мониторинга качества воздуха как раз и предусматривает комплексный подход к измерению, и должно сочетать наблюдения, управления и информирования населения. План имплементации соответствующих директив предусматривает, что к концу 2017 года в Украине должно быть принято законодательство о полномочиях органов, и установленные верхний и нижний пороги оценки для загрязнителей. К концу 2018 года запланировано разделение территории страны на зоны и агломерации, и внедрение системы информирования населения. В полном же объеме требования должны быть выполнены до 2019 года. Остается пожелать ответственным организациям и лицам легкого пути и уверенных результатов.

Читайте также: День без автомобилей 7 шокирующих фактов, как машины убивают нашу планету