Тогда, в 1965 году, на кинофестивале в Аргентине фильм поднял настоящий фурор. Уже потом была премьера в Киеве, а впоследствии — аресты, мировое признание и личные трагедии. Но — обо всем по порядку.

1963 год. Режиссер Киевской киностудии имени Довженко Сергей Параджанов берется снимать фильм по произведению Михаила Коцюбинского. На тот момент в активе Параджанова уже несколько режиссерских работ. Ничем не особых действительно довольно серых. Даже по меркам советского кино, не говоря уже о мировом.

Читайте также: Вспомнить Все. Как выглядит настоящее застолье

Тем не менее — и в этом его эксцентричность — Параджанов всегда считал себя особенным. Когда знакомился со сценаристом Петром Лубенским, то представился примерно так:

"Параджанов. Гений. Единственный гений на этой такой-сякой киностудии". То есть он себя квалифицировал как гения, представлял как гения. И именно поэтому настаивал, что он чуть ли не ученик Довженко,
— вспоминал киновед и сценарист Сергей Трымбач.

Свою нестандартность, откровенный нонконформизм Параджанов проявлял не только на съемочной площадке. Но и в обычных, бытовых ситуациях.

Сценарий к фильму Параджанов написал в соавторстве с Иваном Чендеем — писателем, который воспевал жизнь горцев. Главным оператором стал Юрий Ильенко. А роль центрального персонажа должна была достаться. Нет, не Ивану Миколайчуку.

На главную роль уже был утвержден Геннадий Юхтин. Он прекрасный актер, но он вовсе не из этого мира. То есть он бы сыграл такого рабочего, который почему-то попадает на Гуцульщине,
— заметил Трымбач.

Но только Параджанов увидел игру 22-летнего Миколайчука, тут же понял — перед ним исполнитель главной роли. Согласитесь, без него то было бы совсем другое кино. Впрочем, как и без Ларисы Кадочниковой. В то время ведущей актрисы московского театра "Современниы" и жены Юрия Ильенко.

О том, как снимали легендарный фильм, почему его не дублировали на русском и как презентация фильма переросла в политическую манифестацию — смотрите в программе.