Что предусмотрено новым законодательством и соответствует ли Избирательный кодекс европейским нормам – в материале 24 канала.

Читайте также: Новый президентский рейтинг: лидирует Тимошенко, после нее – Зеленский и Порошенко

Скажи "Нет!" мажоритарщикам

По мнению специалистов по избирательному праву, главная проблема высокой коррупции – подкуп избирателей, соответсвенно фальсификаций – в так называемых мажоритарщиках. Согласно нынешней – смешанной системе – половина депутатов избирается по закрытым партийным спискам, половина – по одномандатным округам.

Верховна рада вибори підкупМажоритарщики одерживают победу, подкупая избирателей

Активист общественного движения "Честно" Николай Выговский замечает, что смешанную избирательную систему установил Янукович в 2011 году с целью зацементировать свою власть путем подконтрольности парламента. В мажоритарных округах победу одерживает тот, кто имеет доступ к админресурсу и деньги на подкуп избирателей. Лояльным депутатам-мажоритарщикам выделяют субвенции, которые они используют для собственного пиара. За государственный счет открывают в своих округах детские сады и площадки, говоря, что это их собственная заслуга. Этим увеличивают свои шансы на победу. Становятся местными баронами в округах.

По новой избирательной системе мажоритарка отменяется. Люди голосуют за конкретную партию и конкретного человека в этой партии. Таким образом, не допуская в парламент одиозных персонажей. Это формирует политическую ответственность партий. Потому что депутаты, которые будут плохо работать, будут снижать рейтинги этой партии на следующих выборах. То есть будет происходить обновление, очищение и оздоровление политической системы. За несколько электоральных циклов можем получить новое качество политиков,
– убежден Николай Выговский.

Читайте также: Президентские выборы: стало известно, сколько политические партии уже потратили на рекламу

Председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель подчеркивает: в новой избирательной системе нет серьезной угрозы для тех мажоритарщиков, кто сегодня активно работает в округах. Наоборот партии будут соревноваться за то, кто включит результативных кандидатов-мажоритарщиков в избирательные списки. Дело в том, что новым законом предлагается система открытых региональных партийных списков. То есть партия в каждом регионе продвигает своего конкретного кандидата. И им может быть вчерашний мажоритарщик при условии, что он имеет хорошую популярность среди избирателей.

При этом Выговский добавляет: что касается депутатов, которые избираются по закрытым партийным спискам, то в первой десятке – люди с высоким социальным капиталом, ветераны АТО, общественные активисты, к кому нет претензий у избирателей. Люди на это ведутся и голосуют за партию. Но дальше в проходной части списка места продаются от двух до двадцати миллионов долларов.

Венецианская комиссия одобрила, но десять лет назад

Как рассказал 24 каналу народный депутат, председатель подкомитета по вопросам выборов и референдумов Александр Черненко, есть общие стандарты, сформулированные в соответствующих документах международных инстанций – ПАСЕ и ОБСЕ. Закон должен обеспечивать проведение честных, справедливых, открытых, равных, безопасных и демократических выборов. В общем Избирательный кодекс соответствует общепринятым европейским стандартам и получил высокую оценку европейских экспертов. В частности, положительное заключение Венецианской комиссии.

Правда, отмечают специалисты, Избирательный кодекс писался еще десять лет назад, и ряд норм морально устарел. Но международные рекомендации парламентом учтены. Поэтому сейчас главная задача – просто его обновить.

Верховна Рада ОБСЄ Венеційська комісія
В Европе есть замечания к применению избирательного закона

Впрочем, по словам экспертов, со стороны международных организаций есть определенные замечания относительно избирательного законодательства. Как отмечает Александр Черненко, в отношении самого Избирательного кодекса, как и к действующему закону о выборах парламента – по смешанной системе – мало критики. Все оценки наблюдателей ОБСЕ касаются не норм закона, а практики.

Читайте также: Специалист назвал ключевая задача нового Центризбиркома

"Международные организации упрекают в том, что партии могут заменить членов избиркомов за несколько дней до выборов. По мнению ОБСЕ, это не способствует устойчивости работы комиссии. Однако в Украине часто членов комиссий перекупают, и вполне понятно желание партии их отозвать. Замечания ОБСЕ логические с точки зрения общих стандартов, но могут быть вредными для украинских реалиях", – отмечает Черненко.

То же самое касается замечания о голосовании временно перемещенных лиц и тех, кто не может проголосовать по месту регистрации.

Европейцы нам советуют максимально упростить процедуру для тех, кто в день голосования не находится по месту постоянного проживания. Согласно избирательному законодательству разрешено голосовать не по месту регистрации. Но надо пройти ряд процедур. Европейцы считают, что это очень сложно. Но украинская практика показывает, что такое упрощение приведет к тому, что автобусы с избирателями будут ездить из одного округа в другой, фальсифицируя результаты,
– говорит народный депутат.

Кроме того, в Европе критикуют Избирательный кодекс за чрезмерную зарегламентированность, объемность. Для международных организаций, отмечает Черненко, это слишком большой документ, где подробно все прописано. В европейских странах законодательство о выборах тоненькое – декларативное, где описаны общие принципы. А процедура свободна. Но у них другие политические традиции. Если бы у нас были развиты демократические традиции и политическая культура, отмечает парламентарий, то эти нормы работали. А так ищут лазейки в законе.

Алексей Кошель отмечает: рекомендации международных организаций не касаются такого актуального для нас вопрос, как избирательная система: смешанная или пропорциональная с открытыми партийными списками. Международные организации всегда подчеркивают, что право каждой страны самостоятельно решать, какой тип избирательной системы ей подходит на тот или иной период времени.

Каких изменений требует Избирательный кодекс

Глава КИУ Алексей Кошель отмечает: Избирательный кодекс принят только в первом чтении, а что получим во втором – никто не знает. (Кстати, депутатами внесено более 4,5 тысячи поправок – 24 канал). По его убеждению, "остается вопрос дороговизны выборов в Украине". Украина – лидер среди стран ЕС по масштабам затраченных партиями денег на выборы. Последние парламентские выборы были дороже, чем в Польше. Украинские партии потратили в 3-5 раз больше денег. Плюс у нас высокий уровень теневых расходов на кампанию. Поэтому между первым и вторым чтением Избирательного кодекса важно решить несколько проблем.

Нужно предусмотреть норму о полном запрете политической рекламы в избирательный и период между: радио, телевидение, соцсети, наружная реклама (борды и ситилайты). Это сделает выборы дешевыми и одинаково доступными для богатых и небогатых кандидатов. Это реальная независимость политиков и партий от олигархов,
– говорит Алексей Кошель.

Во–вторых, говорит эксперт, надо принять изменения в ряд законодательных актов, которые урегулируют вопросы подкупа. Как отмечает Алексей Кошель, в Украине существует уголовная ответственность за подкуп. Но законодательство некачественное, и правоохранительные органы часто не имеют инструментария и базы, чтобы привлекать нарушителей к ответственности. По итогам местных выборов 2015 года было зафиксировано катастрофические цифры: менее 10% правонарушений были переданы в суд.

Вибори Верховна Рада
Новый Избирательный кодекс минимизирует можлиивисть подкупа, но не искоренит полностью

Однако, как отмечает специалист, вопрос перспектив кодекса минимальны. Его могут принять и отсрочить в действии. То есть парламентские выборы в 2019 году не состоятся по новому законодательству. Это, отмечает Алексей Кошель, обман избирателей со стороны Верховной Рады, поскольку пять фракций из шести обещали принятия кодекса. Поэтому сейчас народным депутатам надо сосредоточиться на избирательной реформе, принять один из восьми законопроектов и провести по ним выборы в 2019 году. Еще не поздно изменить избирательную систему.