Тарифы на воду и газ: почему подорожали
Тарифы на холодную воду выросли для 24 водоканалов и их потребителей с 12 мая этого года. Это касается Киева, Львова, Днепра, Хмельницкого, Ровно, Каменец-Подольского, Павлограда, Лисичанска, Коломыи и других городов. Вода подорожала для каждого города по-разному – от 7 до 28%.
Причинами роста тарифов называют: уменьшение объемов реализации услуг, рост минимальной зарплаты, повышение цен на электроэнергию и учета затрат на поверку счетчиков в частном секторе. Откровенно говоря, ничего нового.
Среди причин роста тарифов на воду – ничего нового
А киевлянам с апреля будут приходить еще и большие платежки за газ. Если раньше за голубое топливо они платили 6 879 гривен за тысячу кубометров, то будут – 6 958 гривен за ту же тысячу кубометров. Это на 1,2% больше.
Такая стоимость газа для бытовых потребителей согласно постановлению Кабинета Министров Украины будет действовать год – с 1 апреля 2017 по 1 апреля 2018 года. Причины опять же традиционные – цена выросла из-за увеличения тарифа на транспортировку по магистральным газопроводам и тарифа на распределение природного газа.
Почему выросли тарифы на газ в Киеве
Завышенный газ и несправедливая абонплата
Рост стоимости газа в Киеве связан с действием постановления Кабмина №315, в котором указана торговая наценка. Облгазы берут газ у НАК "Нафтогаз" по стоимости, установленной в документе, а поверх этой цены делают наценку до 2,5%. Поэтому цены на газ в разных регионах могут различаться.
Об этом во время пресс-конференции на тему: "Тарифы на холодную воду и газ снова выросли: как будут выживать украинцы?", в четверг, 18 мая рассказал аналитик "Публичного аудита" Максим Котенко.
Однако, по словам эксперта, стоимость окончательной цены на природный газ Минэнерго должно обнародовать до 1 июля этого года. По прогнозам, она может составить порядка 8 300 гривен за тысячу кубов.
Облгазы делают наценку на газ до 2,5%
Что касается знаменитой абонентской платы за газ, которую в апреле хотели установить в Украине за распределение природного газа для населения и промышленных потребителей, она пока приостановлена, но окончательно не отменена. Если бы решение было принято, в среднем пришлось бы платить 92 гривны в месяц. Как известно, идея с абонплатой сильно возмутила украинцев.
Читайте также: Абонплата за газ: подробно о новых цифрах
Директор "Института города" Александр Сергиенко напомнил: размер абонплаты определяется в зависимости от типа счетчика. У тех, кто не имеет счетчика – а это почти 5,6 миллионов домохозяйств, – потребление будет считаться так, как если бы у них стоял счетчик G2,4.
Те, кто не имеют счетчика – будут платить за газ по максимуму
Это означает, что номинальная мощность составит 2,4 куба в час. Максимальная – 4. И если у вас нет счетчика, объясняет Сергиенко, считается, что у вас стоит счетчик G2,4, который крутится на полную мощность – мотает 4 куба в час и из этого начисляется абонплата.
Согласитесь – несправедливо. Для тех, кто потребляет газ в больших размерах, разница не ощутима. А вот для тех, у кого нет газовых котлов (есть только газовая плита или газовая плита плюс колонка) начисления будут существенными.
В год абонплата за газ, если ее окончательно не отменят, говорит Сергиенко, будет дополнительно вынимать из карманов украинцев 70 миллиардов гривен.
Меньше потребляем – больше платим?
Вернемся к тарифам на воду. Как уже отмечалось выше, причиной номер один роста цен на воду называют – сокращение водоснабжения и водоотведения. По словам Сергиенко, за последние три года потребление воды действительно сократилось более чем на 10%, а пользование канализацией – на 18%.
Но не потому, что украинцы массово начали экономить. Конечно, полностью исключать бережливое использование водных ресурсов не стоит. Но это не массовое явление – люди просто установили счетчики. И когда появляется экономия, говорит Сергиенко, правительство повышает тарифы, не в последнюю очередь, для компенсации доходов водоканалов.
Чтобы меньше платить за воду, украинцы устанавливают счетчики, правительство в свою очередь – поднимает тарифы
"Получается, смысла в экономии нет. Люди стали меньше потреблять воды – поэтому надо сделать ее дороже, чтобы за меньшие объемы получить больше денег?" – говорит глава правления Общественного комитета защиты прав человека Николай Козырев. Причем, добавляет он, покупательский спрос населения уменьшился в три раза, в том числе возможность оплачивать коммунальные тарифы.
И вам, и нам
Хотя чиновники говорят об экономической обоснованности повышения тарифов на коммунальные услуги – эксперты иного мнения. Рынок газа, водоснабжения, отмечают они, монополизирован. В таких условиях единственным критерием сбалансирования интересов "поставщик-потребитель" является возможность производить и способность покупать. Потому что если у производителя цены растут, а население не имеет возможности за них платить, это ведет к банкротству первого.
Эксперты также отмечают: сфера коммунальной собственности не должна быть государственной – она должна принадлежать власти местного самоуправления. И не правильно ли было бы, если б Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, не вмешивалась в повышении тарифов? Если раньше так и было (до принятия закона 1198 местная власть устанавливала все тарифы, кроме элекричества – она находилась в государственном комплексе) – сейчас полномочия устанавливать тарифы передали регулятору. Что из этого получилось – можем видеть сами.
Читайте также: Украинцы vs европейцы: чья коммуналка "тяжелее"