Как формируется цена на газ

Наиболее тревожно новую весть о повышении тарифа на газ восприняли владельцы частных домов, которые используют голубое топливо для обогрева своих жилищ. Этой зимой для них оставалась вдвое меньшая цена — 3,6 гривен за кубометр. Конечно, при условии, если они сжигают за месяц не более 200 кубометров газа. Теперь же для любого покупателя топлива устанавливалась единая, "рыночная", цена — 6,879 гривен за кубометр.

Интересно, что для некоторых потребителей (в частности, жителей многоквартирных домов, которые пользуются газовыми плитами) тариф даже упал. Всю зиму они прошли по самой высокой цене — 7,188 гривен за кубометр. Теперь же этот показатель снижается на 30 копеек.

Алгоритм формирования цены довольно прост. Украина получает газ на немецкой распределительной станции NCG, где его цена составляет 185 долларов (4942 гривен) за 1000 кубометров (4, 942 гривен за 1 кубометр). С учетом стоимости транспортировки, распределения и наценки поставщика (НАК "Нафтогаз") его цена возрастает до 6,879 гривен за 1 кубометр. Это рыночная цена на газ.

Позже в Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, подготовили украинцам новый сюрприз: тарифы на отопление вырастут на 75-90% из 1 июля. Но это не дополнительное повышение: в НКРЭ, вслед за решением правительства, подготовили официальную директиву о поднятии тарифов.

Плата за отопление для всех поднимается потому, что многоквартирным домам и отдельным частным тепло поставляли государственные компании. Они всю зиму также получали газ по сниженной цене — 3,6 гривен за кубометр. Теперь и здесь устанавливается цена в 6,879 гривен за кубометр.

"Страшное" повышение

Через несколько дней социального возмущения в НКРЭ поспешили заверить, что решение поднять тарифы на тепло на 75-90% – только проект. Но особо надеяться, что инициатива будет отменена или пересмотрена, не приходится. Так логика двухлетнего повышение цен на газ говорит, что этот, последний шаг, Украина должна пройти.

С другой стороны, изменение тарифа является залогом продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом. Понятно, что для любого украинского правительства сейчас кредиты от этой организации являются едва ли не единственным шансом на сохранение стабильной ситуации в Украине. Поэтому в Кабмине будут соглашаться на требования МВФ. Одним из них было повышение тарифов до уровня рыночных.

Другое дело, что украинцы со средними выплатами сейчас тратят около 15% доходов на оплату коммунальных услуг. Если учесть, что повышение цен на газ повлечет за собой и рост тарифов на горячую воду и электроэнергию, можно прогнозировать увеличение этой доли на 5-7%. Такая же доля отчислений есть и в бюджетах граждан стран ЕС от 17% до 29% они тратят на коммунальные платы.

Зато стоит помнить, что гражданин страны ЕС тратит на питание от 15% до 30% своих доходов, когда же в украинца эти показатели колеблются на уровне 60-80%. В конце концов, в 2015 году, по данным ООН, каждый третий гражданин Украины жил за чертой бедности. А как сообщает министерство социальной политики, на май 2016 года в нашем государстве почти 5,5 миллионов семей пользовались субсидиями на оплату коммунальных услуг (ожидается, что это количество увеличится до 7-7,5 миллионов семей).

Если учесть эти показатели, то тезисы о "убийственном эффекте" новых тарифов не кажутся слишком преувеличенными.

Повысить нельзя снизить

Президент Центра глобалистики "Стратегия ХХ" Михаил Гончар считает, что цель "Нафтогаза" в повышении тарифов как компании, поставляющей топливо, логична. Но нелогичное поведение украинского правительства, которое имеет социальные обязательства.

Мы 20 лет избегали повышения тарифов до уровня рыночных цен. И жестоко за это наказаны. С точки зрения либерализации рынка, это правильный шаг. Но не делают другое важное действие — не создают конкурентный рынок энергетических услуг,
— пояснил эксперт.

По словам Михаила Гончара, в условиях существования нескольких компаний, которые предоставляли бы газ населению, тарифы естественно были бы ниже, а качество услуги для потребителя — выше.

Иными словами, повышение тарифов на газ — неотвратимая, но и необходимая вещь. С одной стороны, этот шаг создает предпосылки для демонополизации рынка газа в Украине и улучшения обслуживания населения в этой сфере. С другой, в конечном итоге это выгодно гражданам. Ведь раньше львиную долю оплаты за газ компенсировало государство. То есть, из денег налогоплательщиков. Можно сказать, что бремя возмещения цены на газ все равно ложилось на плечи потребителей.

Описанные принципы ложатся в основу обязательств, что берет на себя Украина в реформировании газовой сферы перед Европейским Союзом, в соответствии с Соглашением об ассоциации (Директивы 2009/72 / EU и 2009/73 / EU). Так наше государство присоединяется к общеевропейскому процессу реформирования рынка газа: предоставление беспрепятственного доступа к этой услуге всем пользователям и создание равных условий для конкуренции различных поставщиков топлива и его транспортеров, независимо от страны регистрации или капитала.

В конце концов повышение тарифов продиктовано и российской агрессией. Увеличение цены на газ уже заставило украинцев вдвое сократить его потребление. Это, в свою очередь, позволило не покупать топливо в России. Правда, этот процесс в последнее время оказался под угрозой: новоиспеченный министр энергетики Игорь Насалик недавно заявил, что не исключает возможности покупки газа у российской стороны в небольших объемах. Михаил Гончар утверждает, что при таких условиях говорить об энергетической независимости Украины будет сложно. По его мнению, важно продержаться этот год без газа "с востока".

Даст ли газовая реформа результат

Реформирование газовой сферы по европейскому образцу и преодоление давних украинских проблем чрезмерного потребления топлива и неэффективной ценовой политики в сумме должны сделать из этой отрасли привлекательный экономический проект.

Но пока этот процесс блокируется несколькими факторами. С одной стороны здесь — популистские заявления о снижении тарифов на коммунальные услуги, на которых отдельные политические силы зарабатывают политические очки. С другой стороны, препятствием становятся хищнические экономические аппетиты тех, кто влияет на работу газовой отрасли в стране.

Роль правительства в этой сфере неизменна — это ставленники финансово-промышленных групп. Они отвечают за длинное сохранение монополии определенных лиц на топливо и его продажу,
— так прокомментировал процесс реформирования сферы Михаил Гончар.

Поэтому правительство сегодня балансирует между социальным недовольством, необходимостью получать денежные транши от МВФ и сохранять исключительное влияние на энергетическую отрасль. Зависимость от первого фактора ведет к популистским (читай, пустым) решениям. Зависимость от второго фактора не ведет абсолютно никуда, ведь слепое следование требованиям МВФ не создает стратегии развития экономики, а лишь обеспечивает латание финансовых дыр. Зависимостью от третьего фактора украинские чиновники грешили последние четверть века.

Но, так или иначе, процесс реформирования с большим торможением, продолжается. И, что самое главное, он уже неотвратим: принятые законодательные изменения и давление европейских партнеров заставляют украинских чиновников искать модели изменений. Правда, поиски пока и остаются поисками: реальных шагов по дерегуляции рынка газовых услуг и прихода на него новых компаний не сделано.

Для того же, чтобы изменения стали гарантированными, а дерегуляция проходила вместе с поднятием тарифов, нужно социальное давление на власть. Конечно, сложно что-то противопоставить энергетическим бизнес-интересам крупных предпринимателей. Но иначе в (цивилизованной) Украины нет шансов.