Завершение бурной эры секс-революции, или Как в Германии кончилась любовь...
В Германии обанкротилась старейшая европейская компания, которая занималась производством... товаров для секса. Компания Beate Uhse, основанная еще в далеком 1951 году, объявила о банкротстве из-за двух основных причин: во-первых, недостаточного внимания к нуждам женщин, во-вторых – распространения и всеобщей доступности Интернета.
Может, кто-то над этим посмеется, но Beate Uhse – это действительно так называемая "традиционная" немецкая фирма, фирма с мощными оборотами до недавнего времени капитала, с тысячами сотрудников и с весьма интересной историей. Историей, которая ныне достигла финала: крупнейшая в Европе компания эротических товаров и услуг разорилась.
"Сексуальная революция", выраженная в миллионах
Истоки этой фирмы неразрывно связаны с так называемой "сексуальной революцией" в послевоенной Европе. Военная летчица Беате Узе, легенда Люфтваффе, была оправдана Нюрнбергским трибуналом и демобилизовалась после Второй мировой войны, оставшись, во-первых, свободной, как сокол, а во-вторых – такой же бедной. В послевоенной Германии услуги летчиков-истребителей, мягко говоря, были не сильно востребованы, поэтому Беате Узе занялась еще одним любимым делом – феминизмом, борьбой за женское равноправие. К тому же, во вполне конкретной области женского существования – в сексуальной.
Читайте также: Жестокий Голливуд: самые громкие секс-скандалы 2017 года
Начиная с 1946 года она путешествовала на велосипеде по родной федеральной земле Шлезвиг-Голштайн и информировала женщин о возможности контрацепции и предотвращения нежелательной беременности. Это было очень актуально: нежелательная беременность на то время могла привести не только к тяжелым последствиям для здоровья женщины, но и к потере возможности выжить и прокормить себя. Поэтому собственноручно написанная фрау Беате брошюра "Schrift X", которая учила женщин разнообразным дешевым и эффективным средствам контрацепции, расходилась очень живо.
После Второй мировой войны демобилизованная летчица Беате Узе принялась пропагандировать средства контрацепции для женщин
Такая "розничная торговля" продолжалась в течение двух лет, а уже в 1948-м году Узе вместе со своим вторым мужем Вальтером Ротермундом основала в городе Фленсбург целое издательство, которое целенаправленно торговало "пояснительными материалами" относительно секса, беременности и семейных отношений. Кроме брошюр, энергичные супруги рассылали по почте популярные в то время в Германии американские презервативы. За 12 лет существования этого издательства, до 1960 года оно имело уже миллион постоянных клиентов, а в 1961 году его оборот достиг 7,3 миллиона дойчмарок в год. Еще год спустя Беате Узе в том же Фленсбурге основала "Институт супружеской гигиены" – это было отнюдь не научно-исследовательское учреждение, как кто-то мог подумать. Это был первый в Германии секс-шоп.
В 1960-70-х годах спрос на продукцию компании Беате Узе стремительно рос – мощным двигателем для коммерческого успеха стала европейская сексуальная революция. В 1971 году в ФРГ существовали уже 25 секс-шопов этой фирмы. В середине 70-х западногерманские законодатели официально разрешили продуцировать и потреблять в стране порнографию, и секс-индустрия пережила настоящий бум. Беате Узе начала снимать порнофильмы и рассылать их по почте вместе с эротическим бельем, секс-игрушками и другими соответствующими товарами. На самом деле, этот общеизвестный рефрен: "Я, я, дас ист фантастиш!" – это неофициальная "торговая марка" именно кинопродукции компании Беате Узе.
Именно Беате вместе со своим вторым мужем Вальтером Ротермундом стали основателями первого в ФРГ секс-шопа
В 1981 году "средняя" фирма уже превратилась в мощный концерн с названием Beate Uhse AG. При этом она разделилась: сыновья основательницы компании, Клаус Узе и Дирк Ротермунд, возглавили, соответственно, рассыльную фирму и издательство. Сама Беате Узе и ее третий сын, Ульрих, начали заниматься секс-шопами и кинопродукцией. Эти два предприятия тоже разделились.
В 80-х годах концерн "расползся" уже по всей Европе, открывая все новые и новые секс-шопы. После воссоединения Германии в 1989 году Беате Узе снова "поднялась" – на этот раз за счет оголодавших по сексу новых покупателей из экс-ГДР. Фирма бесплатно раздавала свои каталоги "новым гражданам" и открывала секс-шопы во всех пяти новых федеральных землях. К концу 90-х компания стала крупнейшим в Европе секс-концерном, а ее торговая марка – одним из самых известных немецких брендов. 27 мая 1999 года концерн Beate Uhse вышел на биржу: начальная цена его акций, 7,20 евро, в первый же день торгов выросла до 25 евро... правда, это был последний успех предприятия. С этого момента дела все быстрее и быстрее покатились вниз вместе с ценой "секс-акции".
Читайте также: В Великобритании выпустили гендерно-нейтральные секс-игрушки
"Ах, мой милый Августин"
В 1999 году фирма, которая до сих пор могла только хвастаться успехами, впервые почувствовала невероятно мощный удар. Конкурентом успешного концерна стал... Интернет. Сразу после выхода на биржу компания начала продавать 20 процентов своей продукции именно через Всемирную сеть, но вдруг оказалось, что именно там у нее – уйма противников. Сама Беате уже не увидела окончательного провала своего предприятия: она умерла 16 июля 2001 года в 81-летнем возрасте.
Уже на это время продажи видеопродукции фирмы катастрофически сократились: ее порнофильмы просто не могли конкурировать с видеосюжетами в Интернете по одной причине: там эти ролики любой может смотреть бесплатно. В онлайн-торговле концерн также полностью проиграл более дешевым конкурентам, прежде всего – из Китая. И даже не в дешевых секс-игрушках и белье было дело: просто "традиционный" немецкий концерн не смог конкурировать с компаниями, которые бережно ловили каждый новый тренд и тратили немалые деньги на онлайн-презентации.
Фирма пыталась сопротивляться: она обращалась к новым целевым группам – прежде всего, пытаясь переориентироваться на секс-потребности женской части своей клиентуры. Так, в 2004 году в Гамбурге открылся первый секс-шоп исключительно для женщин. В последующие годы именно женщины стали важнейшей целевой группой для компании. В партнерстве с сетями модных и парфюмерных магазинов фирма пыталась выкарабкаться из напасти, которая постигла ее в Интернете. Но с 2006 года объемы продаж постоянно и катастрофически падали – фирма закрывала филиал за филиалом, сокращала торговлю по каталогам. Курс акций компании летел и летел вниз. Концерн провел масштабную реструктуризацию, сменил правление – но это уже не помогло. По оценкам специалистов, именно "упущенный" рывок к Интернет-торговле стал главной причиной краха. Место славной компании в Интернете заняли более шустрые конкуренты – например, немецкая фирма Eis.de или онлайн-магазин Amorelie, которые тоже своей основной клиентурой сделали женщин. Не говоря уже о таких успешных предприятиях, как Amazon или Alibaba Express.
Beate Uhse проиграла Интернету
Не помогли ни смена ассортимента, ни новый феминизированный логотип. В воображении большинства клиентов бренд Beate Uhse остался чем-то таким, немного застенчивым, связанным с порнографией, "кварталами красных фонарей" и привокзальными проститутками. А это далеко не всем нравится.
Последний каталог Beate Uhse появился в день святого Валентина, 14 февраля 2016 года. Экономические трудности, которые переживал концерн, уже на это время были непреодолимыми. Годовой отчет за 2016 год правление несколько раз переносило, прогнозы развития были несколько раз переписаны.
Читайте также: Как выглядели самые сексуальные рекламные кампании Calvin Klein 1980-х: фото (18+)
И вот, в середине декабря 2017 года, эта печальная история достигла своего завершения: новый глава правления концерна Михаэль Шпэхт, назначенный всего полгода назад, официально заявил о банкротстве Beate Uhse AG. Он не в состоянии даже обслуживать кредиты, которые взял ранее.
С банкротством этого предприятия не только целая эра европейской истории достигла своего завершения – бурная эра сексуальной революции, движения хиппи, феминисток, "веселых 80-х" и т. д. Потеряли рабочие места тысячи работников по всей Европе. Исчез один из "традиционных" немецких брендов. А еще – окончательно наступила эра е-маркетинга, который доказал себя в борьбе с сильным, устойчивым и известным, но не таким прогрессивным конкурентом. И теперь именно здесь, в Интернете, немецкие потребители радостно ржут над "погибшим": "Тысячи вибраторов дрожат за свои рабочие места!" (из сообщений на одном из немецких форумов).
Что ж, новый год – новая эра. Даже для секс-шопов.
Все фото: Getty Images