Без формульного ценообразования на дизтопливо УЗ "наэкономит" 1 миллиард гривен убытков через ProZorro, – СМИ

23 августа 2016, 12:15
Читати новину українською

Без применения формульного ценообразования и с сохранением фиксированных цен на дизельное топливо новый менеджмент ПАО "Укрзализныця" "наэкономит" 1 миллиард гривен убытков.

Об этом говорится в статье бизнес-портала UAprom "Формула нелюбви: почему УЗ и ProZorro не поможет".

"По сути, переход на ProZorro с сохранением практики закупки по фиксированным ценам для такой формульной категории как дизельное топливо ничего не изменит, ведь практика ценообразования на рынке нефтепродуктов ориентирована на формулы. И такими темпами реформирования УЗ до конца года новая команда "наэкономит" убытков для железнодорожного монополиста почти на 1 миллиард гривен, что кардинально отличается от обещания нового главы УЗ Войцеха Бальчуна сэкономить 7 миллиардов гривен в течение первого года", – пишут авторы статьи.

По словам Александра Сиренко, аналитика UPECO, переход УЗ на электронные площадки для закупки не даст желаемого результата.

"Снижения цены не будет. Возможно, повысится прозрачность, структурируются правила игры, поскольку до сих пор любой претендент мог обжаловать в АМКУ результаты тендера. Последний раз это произошло с SOCAR, который вышел из наименьшим предложением", – считает эксперт.

Как утверждают авторы статьи, сохранение нынешнего статус-квот позволило нефтетрейдерам в мае-августе 2016 (уже при новом европейском менеджменте) получить премию в среднем на уровне $83/т или на 15% к рыночной цене. В результате "лишние" расходы железнодорожной монополии за чуть более чем 3 месяца этого года раздулись почти на 220 миллионов гривен без НДС.

Сиренко считает, что применение формулы цены на ДТ – тот инструмент, который позволит УЗ реально экономить.

"Всем понятно формульное ценообразование: индикативные котировки на импортное сырье, плюс премия трейдеру, плюс транспортировка, плюс налоги и т.д. Если бы была в тендерной документации прописана такая формула, то было бы интересно наблюдать за поставщиками на торгах, возникла бы реальная конкуренция", – говорит эксперт.

"Система электронных закупок – это не панацея, поскольку не решает главной причины коррупции в госзакупках, а лишь трансформирует ее, переводит в другую плоскость. Мне кажется, что корень зла – низкая ответственности чиновников. Повысив ее, мы сможем в значительной мере решить проблему коррупции, а системы электронных торгов могут и должны облегчать процедуры государственных закупок", – считает директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.

"Надежды на то, что "Укрзализныця" станет образцом эффективности с приходом новой команды, разрушаются с каждым днем – вместо внедрения закупок у производителей дизтоплива по формульным контрактам монополист вновь погряз в мышиной возне с местными посредниками, которые привыкли зарабатывать по $50-150/т , ну а заплатить за это, в конечном итоге, должны будут клиенты УЗ", – говорится в статье.