Закон под Луценко. Понятно о том, что случилось в Раде и чем это грозит Украине

12 мая 2016, 17:45
Читати новину українською

Скорость, с которой Верховная Рада приняла новый закон о деятельности Генпрокуратуры, который позволяет занимать должность главы ГПУ человеку без юридического образования, впечатляет. Как принимали новый закон, разбирались журналисты сайта "24".

Что произошло?

В который раз парламентарии доказали: принимать законы "под" кого-то по указанию администрации они могут за считанные часы, нарушая все нормы и процедуры. Когда речь идет о принятии действительно важных документов для улучшения социально-экономического положения украинцев, то слуг народа, как ветром сдувает из парламента.

Спектакль под названием "Даешь Юрия Луценко на генпрокурора" длится около месяца. После того, как с трудом удалось отправить в отставку Виктора Шокина, в СМИ внезапно в качестве его преемника появилась фамилия бывшего министра внутренних дел, нынешнего лидера фракции БПП в парламенте — Юрия Луценко.

Сначала это было воспринято, как шутка, поскольку действующее законодательство не позволяет занимать эту должность человеку без специального образования. К тому же, Луценко прекрасно помнят на посту главы МВД в двух правительствах Юлии Тимошенко. Его деятельность постоянно сопровождалась скандалами. Что касается ее результатов, то впечатляющими их не назовешь. Реформу МВД он не провел. Разве что отменили ГАИ, но когда аварии на дорогах выросли в разы, службу вернули назад.

Однако впоследствии стало понятно, что назначение Луценко на должность генпрокурора — вполне серьезно, и его кандидатуру явно поддерживают в Администрации Президента, и Петр Порошенко в частности. Оперативно были подготовлены два законопроекта, позволяющие возглавить ГПУ лицу без юробразования.

Такой поворот понравился не всем фракциям. В частности, фракция "Объединение "Самопомич" заявила, что генпрокурор без образования станет только препятствием для правосудия в Украине. Категорически против выступила фракция Радикальной партии Олега Ляшко. Но фракции коалиции не обратили на это внимания и с упорством стали протягивать новый закон.

Первая попытка в конце апреля потерпела фиаско. Не нашлось голосов даже для включения в повестку дня. Не удалось это и 10 мая. Рассматривали уже альтернативный законопроект, но помешали депутаты "Самопомочи". Представители фракции решили снять момент голосования на видео, чтобы не допустить "кнопкодавства". Коалиции не хватило двух голосов.

Только с третьей попытки парламентарии проголосовали за новый закон. Петр Порошенко даже отменил визит в Великобританию, чтобы лично проконтролировать голосование. Традиционно на помощь коалиции пришли депутатские группы "Воля народа" и "Возрождение", в состав которых входит немало бывших "регионалов".

Такой "нахрап" вызвал негодование у некоторых депутатов. В частности, Мустафа Найем убежден, что это очередной "договорняк". "Воля народа" и "Возрождение", по его мнению, голосуя за этот закон, получили конкретные преференции либо в бизнесе, либо в политических кругах, либо на предстоящих выборах. Впрочем, мнения политических экспертов не столь однозначны. Политологи не уверены, что Юрий Луценко, "под" которого так оперативно приняли закон, сможет сломать коррупционную прокурорскую систему.

Однако считают, что нынешняя редакция закона позволит наконец побороть прокурорскую мафию. В то же время нардеп Виктор Чумак на своей странице в Facebook, наблюдая за таким молниеносным "блицом" в парламенте, попросил таблетку от амнезии, намекая, что именно таким образом принимали большинство законов при Януковиче.

Как бы там ни было, даже если новый закон действительно поможет побороть коррупционную прокурорскую мафию, разве это повод для нарушения действующего законодательства? Голосование за изменения, подпись президента, мгновенная печать закона в "Голосе Украины" слишком напоминает времена Януковича, когда при принятии нужных ему законов, нарушали все демократические принципы. Или нынешняя власть забыла, с чего началось очередное противостояние на Майдане в 2014 году, когда были приняты "диктаторские" законы?

К сожалению, власть под предлогом якобы благородных целей, снова возвращается к старым методам. Ведь нет никаких гарантий, что действующая власть в следующий раз не использует свои методы для принятия гораздо менее демократических законов.

Комментарии нардепов и политологов

Мустафа Найем, народный депутат, фракция БПП

Неважно, какая фамилия у генпрокурора. У меня нет никаких сомнений, что партии "Воля народа" и "Возрождение", голосуя за этот закон, получили конкретные преференции либо в бизнесе, либо в политических кругах, либо на предстоящих выборах. Виталий Хомутынник, который работал с Арбузовым, который сидел на Грушевского, когда убивали людей, и этот человек хочет, чтобы у нас был принципиальный генпрокурор?

Когда мы видим, что происходит на таможне, когда мы видим, что в день голосования начинаются обыски в офисе "Укргаздобычи" и мы знаем, кто на эту компанию претендует, в этой ситуации говорить о том, что генпрокурор будет честным, прозрачным и будет за что-то бороться...

Виктор Чумак, народный депутат

Блиц может быть не только в журналистике. Блиц может быть и в законодательстве. Сегодня в режиме блиц может быть назначен генпрокурор.

К обеду планируют принять проект закона 4645, который не внесен в повестку дня, текст которого не роздан народным депутатам, а после обеда назначить и самого Генпрокурора — Юрия Луценко.

За обеденный перерыв спикер обязан его подписать, передать президенту. Тот провести экспертизу, получить ответы от всех причастных министерств и ведомств мысли относительно применения/не применения права "вето", подписать его, обнародовать в газете "Голос Украины", подготовить представление на назначение генпрокурора, направить его в ВРУ, комитет ВРУ рассмотреть представленную кандидатуру, внести постановление Председателю ВРУ, получить выводы юридического и главного научно-экспертного управлений и внести в зал. Зал проголосовать за внесенное постановление. Президент выдать соответствующий Указ.

И все это, само собой, абсолютно законным способом.

Я ничего не забыл?

А мне нужна амнезия. Хотя бы частичная.

Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"

Сегодня важно, чтобы на должности генпрокурора был человек не из прокурорской среды. Задачи нынешнего генпрокурора ограничены во времени и полномочиях. Единственное, что в новом законе принято "под" Юрия Луценко — это то, что генпрокурор может быть без профильного образования. Новая редакция более прогрессивная.

Закон в целом касается других важных вещей. Он сломает круговую поруку в прокуратуре. Он останавливает действие прокурорского самоуправления. Это была грубая ошибка, допущенная в прошлом году, когда коррумпированная прокуратура сама собой и управляла. Закон допускает возможность чисток в прокуратуре и является продолжением реформы прокуратуры.

Главное — превратить прокуратуру из карательного органа и монстра в обычный функциональный элемент судебной системы. Как в европейских странах. Эту задачу может выполнить и политический назначенец.

Можно спорить касаемо кандидатуры Юрия Луценко на посту генпрокурора. Желательно было бы, чтобы этот пост занял нейтральный юрист. Но есть такое понятие — "профессиональный идиотизм". Адвокаты и другие юристы работают в одной связке. Функция адвокатов — правильно занести деньги, а не демонстрация в суде своих ораторских талантов и знание законов.

Понятно, что Петр Порошенко будет назначать того, кто ему лоялен. Кто бы ни был на посту президента, действовал бы так же. Никто из ведущих политиков не верит в независимого прокурора. Важно изменить прокуратуру, а не искать вариант независимого генпрокурора. Надо быть реалистом.

Тарас Чорновил, политический эксперт

В новом законе о Генпрокуратуре есть только одна норма, которая позволяет его использовать "под" конкретного человека. В случае Юрия Луценко это, возможно, имеет право на жизнь. Но если речь будет идти о преемниках, нужно вернуться к действующей норме, чтобы юробразование было обязательным.

Надо отметить, что мы никак не можем провести реформу прокуратуры. Хотя уже сменилось три генпрокурора. Новый закон позволяет изменить ситуацию. Затягивание ситуации дает возможность зацементироваться прокурорской мафии.

Суть закона совсем в другом. В нем написана важная норма, предложенная бывшим заместителем генпрокурора Давидом Сакварелидзе относительно создания Генеральной инспекции, что позволит провести чистки в прокуратуре.

Кроме того, не менее важно, отсрочено вступление в силу прокурорского самоуправления. Это положение — когда прокурорская мафия сама себя организовала и может остаться незыблемой. Любой новый генпрокурор не может ничего изменить. Сейчас вступление полномочий будет отложено до тех пор, пока прокуратура не будет почищена и реформирована.

Принятый закон ломает непрерывность, когда должности в прокуратуре занимали одни и те же кадры. Действующее законодательство предусматривает, что на местном уровне нельзя занимать должность, если нет пятилетнего опыта. Пять лет опыта — это, начиная, по меньшей мере, со времен Януковича. Мерзавцы, которые сажали майдановцев, воевали против честного бизнеса, в дальнейшем восстанавливаются на других должностях в прокуратуре. Принятый в настоящее время закон предоставляет право принимать на должности людей, которые в прокуратуре никогда не работали.

Заочное осуждение, которое позволит осудить виновных в расстрелах Майдана, в одесской трагедии и тому подобное. Надо привлечь к ответственности команду Януковича. Сейчас их можно заочно осудить в одном случае: если они объявлены Интерполом в международный розыск. Янукович и все его чиновники избежали международного розыска, поскольку в Интерполе серьезную роль играет Россия. Новый закон позволит привлечь их к ответственности.

Напомним, 12 мая Верховная Рада приняла за основу и в целом законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины" (рег. №4645), что позволяет назначать Генеральным прокурором лицо без высшего юридического образования.

Читайте также: Нардепы приняли скандальный закон "под Луценко": что дальше?