Сколько украинцев за мир на Донбассе "любой ценой" и в чем проблема законопроекта о реинтеграции Донбасса

15 января 2018, 23:48
Читати новину українською

Почти каждый пятый украинец считает, что следует соглашаться на мир на Донбассе "любой ценой". Несколько больший показатель тех, кто поддерживает предоставление Президенту Украины всей полноты полномочий по управлению военными формированиями. Хотя противников вдвое больше.

Такие данные обнародовал фонд "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива по результатам общественного опроса относительно Закона о реинтеграции Донбасса.

Только 18% украинцев соглашаются на мир на Донбассе "любой ценой". Среди них 30,5% — жители Юга, 23% — жители Востока, 25,5% — Донбасса, 8% — представители западных регионов Украины. 49% опрошенных считают, что ради мира стоит соглашаться на компромиссы, однако не на все. Такие данные общенационального исследования представила директор Фонда Ирина Бекешкина во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

Читайте также: Довела всім, що вмію тримати розум холодним, – Ліза Шапошник, воїн АТО з ДЦП

19,5% украинцев поддерживают предоставление Президенту Украины всей полноты полномочий по управлению Национальной гвардией, Вооруженными силами и другими воинскими формированиями, 39% — не поддерживают эту идею. Соответствующие положения о полномочиях Президента содержит законопроект о реинтеграции Донбасса, который завтра, 16 января, будут голосовать в Верховной Раде во втором чтении.

По оценке аналитиков, в текущей редакции законопроекта много противоречий, которые могут поставить под вопрос соответствие будущего закона Конституции Украины. Это неопределенность терминологии, в частности, территорий, на которые будет распространяться его действие.

Если с оккупированными территориями нам более или менее понятно, то что такое "районы осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны", на которых предлагается ввести более широкие полномочия силовиков, и что такое "указанная зона безопасности", которая будет создана около линии разграничения — также непонятно. Но из текста законопроекта понятно, что доступ как гуманитарных, так и правозащитных организаций и журналистов будет ограничен, так как предлагается отдельное разрешение на нахождение на этой территории. Это может стать риском для соблюдения прав человека в указанной зоне,
— рассказала председатель правления "Восток-SOS" Александра Дворецкая.

Читайте также: На Донбассе может быть введено военное положение: заместитель министра назвал условие

Александр Клюжев, аналитик общественной сети "ОПОРА", отметил, что законопроект создает угрозу ограничения прав и свобод граждан, проживающих на неподконтрольной правительству территории.

"Фактически государство планирует в случае принятия закона применять ограничения правового режима военного положения без объявления этого правового режима. И, в отличие от законодательства, касающегося правового режима военного положения, где значительная часть положений детализирована, здесь есть попытка быстро ввести новую терминологию и применить под ней ограничения в отношении прав и свобод гражданина", — пояснил Клюжев.

Целесообразно разграничить два основные положения, содержащиеся в законопроекте — определение участия России в конфликте и положение о государственной политике в отношении отдельных частей Донецкой и Луганской областей, убежден председатель правления "Донецкого института информации" Алексей Мацука.

Читайте также: "Добрый" Путин: как президент России хотел подставить Украину

Этот законопроект не поможет реинтеграции и укреплению общественного доверия. Единая нормативная ценность, которая там есть — определение статуса Российской Федерации. Поможет ли он реинтеграции? Нет. Будет ли закон мешать, из-за наличия таких вот сложных конструкций и полномочий вне Конституции? Однозначно да,
— отметил основатель Платформы культурных инициатив "Ламповая" Александр Дмитриев.

По мнению Алексея Гараня, научного директора Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива, текст законопроекта согласовывали с западными союзниками Украины, а сам вопрос реально будет регулироваться не так конкретным законом, как соотношением политических сил Украина-Россия-Запад.

"В обществе должно быть широкое обсуждение этих вопросов. И очевидно, что рамочный закон, который сейчас принимается, не предусматривает конкретных мер, и эти меры должны быть обсуждены публично с привлечением широкой общественности. Если что-то предлагается, оно должно пройти широкую публичную дискуссию — чтобы убеждать людей, чтобы люди понимали необходимость тех или иных мероприятий", — добавила Ирина Бекешкина.