100 дней власти: вверх по эскалатору, который едет вниз
На этой неделе Верховная Рада и Кабинет министров Украины отметили стодневное пребывание у власти. Три ключевых для страны реформы - конституционная, административно-территориальная и судебная - пока практически не сдвинулись со стадии анонсирования.
Конституционная реформа
3 марта Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о создании Конституционной комиссии, которая займется разработкой изменений в Основной Закон. Эта комиссия станет уже третьей за последние десять лет — внести изменения в Конституцию пытались и Виктор Ющенко, и Виктор Янукович, однако ни разу эти попытки не были реализованы.
Планируется, что в четверг, 12 марта Президент должен утвердить личный состав комиссии, которая будет разрабатывать системные поправки в Основной закон.
Решение относительно укрепления судебной власти, ее независимости, решения об антикоррупционных шагах власти должны быть дополнены очень важной составляющей — реформой местного самоуправления, реформой децентрализации власти, — пояснил Глава государства.
Несмотря на то, что озвученный Порошенко дедлайн на утверждение состава комиссии истекает менее чем за сутки, о ней до сих пор известно лишь то, что ее возглавит спикер Верховной Рады Владимир Гройсман.
Планируется, что в комиссию должны войти представители парламентских груп и фракций, правительства, Верховного суда, Совета судей, профильных университетов и ученые. Вероятнее всего, новая комиссия воспользуется наработками предшественников. Но пока не будет утвержден список участников комиссии, говорить о том, на чем они сфокусируют свое внимание и какие поправки в Конституцию предложат — сложно.
Административная реформа
Председатель совета Лаборатории законодательных инициатив Игорь Когут не ожидает, что состав этой комиссии будет сильно отличаться от конституционной ассамблеи во времена президентства Януковича. В интервью DW он также отметил, что сейчас нельзя ожидать комплексного пересмотра основного закона Украины. По его мнению, созданная Порошенко комиссия ограничится децентрализацией, реформой судопроизводства и прокуратуры.
"Никто сейчас не возьмет на себя пересмотр прав и свобод гражданина, разделами по организации государственной власти и законодательством, которое связано с выборами", — предположил он.
Но пока даже в этих направлениях реформирование продвигается крайне медленно. По словам председателя правления Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, ситуация с конституционной реформой напоминает состояние человека, который стоит на эскалаторе, который едет вниз — чем дольше он стоит, тем ниже его завозит. Если же хочешь выбраться наверх — должен начинать бежать быстрее, чем тебя везет эскалатор. Подобная ситуация складывается и с административной реформой.
Только здесь по отношению к центральному уровню — понятны причины. Кабмин не хочет ничего реформировать — им и так очень хорошо править волюнтаристскими, кучмовскими методами. Они так привыкли и боятся любых изменений,
— отметил эксперт.
При этом, по его словам, процесс децентрализации и административно-территориальной реформы понемногу продвигается в положительном направлении. "По собственной инициативе Гройсман более-менее конструктивно пытается сейчас сдвинуть с мертвой точки эту ситуацию. Но, опять же, много времени потеряно, мало времени остается до выборов, и вновь мы попадаем в цейтнот, и есть большой риск, что могут принять решение "Нет, мы уже не успеваем". Хотя эта реформа также является жизненно необходимой для Украины. Потому что без децентрализации, без создания институциональных условий для реализации инициативы граждан снизу, мы не будем иметь шансов развиваться", — подчеркнул он.
Тем не менее, по данным Минрегионстроя, которые были обнародованы на "Европейской правде", админреформа в стране уже запущена, хотя и под другим названием.
1 апреля 2014 года Кабмин одобрил рамочную Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти, по которой будет проводиться изменение распределения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти. В рамках реформы должны начаться принципиально новые для Украины процессы сотрудничества общин и добровольного объединения территориальных общин (первый закон принят в 2014 году, второй — в феврале 2015 года). Режим "объединения" общин означает, что органы местного самоуправления нескольких населенных пунктов объединяются в один. Депутаты и персонал органов самоуправления при этом теряют работу, но появляется возможность предоставлять услуги за счет экономии средств.
При этом, специалисты Совета Европы, которые подготовили список рекомендаций для Украины, отмечают, что главное препятствие на пути к реформе — недостаточное понимание реформы, и, соответственно, сопротивление на местах — не изменилось с 2005 года. Поэтому — несмотря на то, что название принятого закона говорит исключительно о "добровольном объединении" — эксперты Совета Европы рекомендуют включить в процесс также "полудобровольные и обязательные формы" объединения общин, или "сочетание всех типов на разных этапах реформы ".
Кроме того, по мнению европейских экспертов, Украине придется провести еще большую работу по разъяснению сути и целей реформирования, переводу кадров в новые структуры, организации учебных программ для политиков всех уровней и информированию населения об изменениях в предоставлении административных услуг.
Судебная реформа
В четверг, 26 февраля, в парламентской газете "Голос Украины" был опубликован закон "Об обеспечении права на справедливый суд". Этот документ считают тем законом, который положил начало судебной реформе в государстве.
По официальной версии, закон предусматривает конкурсный отбор судей, тотальную их переаттестацию, четкий перечень возможностей отстранения судей и привлечения к дисциплинарной ответственности, закладывает правовые основы для проведения судебной реформы, которая бы обеспечила эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в судебном порядке, практическую реализацию права на справедливый суд.
Заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ, эксперт Реанимационного пакета реформ Роман Куйбида, комментируя принятие данного документа отметил, что закон создал возможности для обновления судейского корпуса. При этом, по его словам, важно, чтобы на освободившиеся места пришли судьи, способные принимать справедливые и беспристрастные решения, независимо от каких-либо противоправных действий.
Также эксперт отметил, что из документа не удалось убрать главный его недостаток — возможность политического влияния на карьеру судей. За Президентом как и прежде сохранены сомнительные с точки зрения Конституции и европейских стандартов полномочия — переводить судей и ликвидировать суды, приводить судей к присяге.
Кроме того, Президент будет иметь дополнительные полномочия, которых до сих пор у него не было — он будет подписывать удостоверения председателям судов и их заместителям. Полномочия переводить судей сохранили и народные депутаты.
Вместе с тем, как пояснила адвокат, руководитель судебной практики Pavlenko Legal Group Елена Перцова, критиковать закон за то, что он якобы не устраняет коррупционную составляющую из судебной системы и не предусматривает глобальных изменений в сфере процессуального права — мягко говоря, деструктивно.
Во-первых, по словам юриста, процесс реформирования судебной системы не может занять всего несколько месяцев — для полной перезагрузки системы необходимо вносить изменения в Конституцию, например, в части изменений полномочий Высшего совета юстиции. Аналогично невозможна и унификация всех процессуальных норм за месяц-два — для этого нужно, как минимум, полгода.
По этой причине Закон Украины "Об обеспечении права на справедливый суд" — это лишь первый шаг на пути, и шаг по своей сути правильный. В частности, данный закон наконец предусматривает новую прозрачную процедуру отбора судей и их аттестацию, значительно расширяет перечень случаев привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливает новые правила перевода судей из одного суда в другой, фактически вводит градацию судей в зависимости от их профессионального уровня,
— сказала Перцова.
Она также добавила, что некоторые из указанных нововведений превзошли все ожидания. Например, явным заигрыванием с обществом выглядит норма о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности за "недобросовестное поведение, в том числе за совершение судьей или членами его семьи расходов, превышающих их доходы, установление несоответствия уровня судьи задекларированным доходам". Подобное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности, по ее словам, выглядит алогичным, поскольку в таком случае оценку "уровню жизни" судьи должны давать правоохранительные органы.
Во-вторых, утверждает адвокат, новый закон также предусматривает определенные положительные изменения в процессуальном законодательстве. Речь идет об обязательном применении выводов Верховного Суда Украины судами низших инстанций, а также о расширении полномочий указанного суда — вскоре Верховный Суд снова станет судом высшей инстанции и сможет принимать решения по существу спора.
"Стоит отметить, что на этом законодатель останавливаться не планирует — уже анонсирована унификация всех процессуальных кодексов, но этот процесс объективно займет много времени, поэтому до конца года новинок явно не будет. Естественно, вышеуказанные новеллы Закона Украины "Об обеспечении права на справедливый суд" не претендуют на роль "бомбы". Но такой закон на данном этапе реформирования вполне справился со своей ролью — снизил градус общей ненависти к судам и дал надежду на последовательное искоренение коррупции в рядах Фемиды", — отметила Перцова.
Читайте также: Эксперты недовольны работой новой Верховной Рады