3200 и новые штрафы: кто и как будет проверять работодателей

26 января 2017, 20:01
Читати новину українською

С самого начала этого года правительство поставило перед собой довольно амбициозную задачу – взять под строгий контроль выплату минимальной зарплаты в размере 3200 гривен. То есть, проверять бизнес, не выдает ли он случайно зарплаты в "конвертах". Кто будет ходить с проверками и какие штрафы грозят недобросовестным работодателям – читайте дальше.

Щедрая правительственная инициатива повышение минимальной зарплаты вдвое до 3200 гривен и станет причиной проверок частных предприятий. Ведь, по подсчетам инспекторов по труду, около 10 миллионов украинцев, которые получают зарплаты, вообще не платят налогов.

Кто будет проверять?

Мониторить выплату работодателями минимальной зарплаты наемным работникам будет специальная Межведомственная группа во главе с вице-премьером Павлом Розенко, которая, по словам премьер-министра Украины, будет "восстанавливать справедливость на местах". Такие группы должны быть созданы в каждой области, их задача – реагировать на жалобы от работников на своих "шефов".

Дополнительные полномочия также получили органы местного самоуправления. Антон Куц, адвокат, советник практики разрешения конфликтов и споров АО JUSCUTUM в комментарии сайту "24" объясняет: в дальнейшем планируется создание соответствующих групп на уровне областей. Рабочую группу должен возглавить человек по должности не ниже уровня заместителя главы ОГА. Также туда должны быть включены представители образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы, территориальных подразделений пенсионного фонда, налоговой, государственной службы труда. Это будут так называемые "группы реагирования".

Учитывая, то что структура еще устанавливается, трудно сказать, какой активности можно ожидать от таких групп,
– говорит Куц.

И добавляет: предприятия, что не повысили заработную плату до надлежащего уровня или нарушают права работников, могут ожидать "новых гостей" и "новые проблемы".

Для контроля ситуации в негосударственном секторе представители таких областных групп должны сотрудничать с уполномоченными организаций профсоюзов и работодателей. Эти организации должны доводить информацию о нарушениях, группы, в свою очередь, должны реагировать на нарушения.

Куда обращаться работникам?

В Кабмине выдали указание о немедленном рассмотрении жалоб работников по вопросам нарушения их трудовых прав, отмечает адвокат. Планируется создать дополнительные коммуникационные возможности для этого. Какие средства коммуникации будут использоваться, решится на местном уровне – скорее всего, это будут "горячие линии".

Работникам, которым не выплачиваются причитающиеся суммы, необходимо обращаться как к работодателю и профильному профсоюзу, так и искать помощь в ОГА. В остальном их права остаются без изменений, подчеркивает Куц.

Будет ли это иметь эффект?

Как отметила в комментарии сайту "24" Александра Бетлий, координатор проектов Института экономических исследований и политической консультации, говорить сейчас о рабочих проверках рано, по крайней мере, пока ничего не принято конкретно. Пока только разрабатывается проект приказов и регуляторные акты Государственной инспекцией труда, Кабинетом Министров, Минсоцполитики, то есть органами, отвечающими за рынок труда.

Насколько это будет эффективно, зависит от того, что будет прописано. И как это будет воплощаться в жизнь,
– отметила Бетлий.

По мнению Виктора Тарана, эксперта группы публичных финансов Реанимационного пакета реформ, очевидно, что в некоторых сферах, например, строительных компаниях, в которых работают наемные работники, положительный эффект проверки будет. То же самое касается и сезонного заработка, отметил он в комментарии сайту "24". Ведь есть шанс, что эти люди будут требовать защиты своих прав. Этот сегмент рынка, по словам эксперта, составляет 15-20%, и вывести из тени его будет легче. Другое дело – крупные компании, в которых работники работают долго и системно. Они, говорит Таран, вряд ли будут жаловаться на своего работодателя.

Главная идея правительства заключалась в том, чтобы постепенно выводить из тени заработные платы. Поэтому даже тот небольшой эффект, который будет, положительно повлияет на общий баланс бюджета и собственно дефицит Пенсионного фонда, подытожил Таран.

Какие штрафы?

Впрочем, больше всего дискуссий в начале этого года вызвали новые размеры штрафов в сфере законодательства о труде, отмечает в комментарии сайту "24" юрист PLP Law Group Олег Новинский. В частности, существенные изменения претерпела ст. 265 Кодекса законов о труде Украины, которая, кроме новых санкций, предусматривает увеличение старых штрафов, которые привязаны к минимальной зарплате в 3200 гривен.

Итак, если работодатель не допустил к проведению проверки инспектора или препятствовал ее проведению – штраф составит 3 размерам минималки, то есть 9,6 тысячи гривен.

А если работодатель снова не допустил или препятствовал проведению проверки, цель которой найти неоформленного сотрудника или оформленного на неполное рабочее время (в случае фактического выполнения работы полное рабочее время) и выплату заработной платы в "конверте" – санкции достигнут 100 размеров минимальной зарплаты, а это 320 тысяч гривен.

Если работодатель нарушил другие требования трудового законодательства, должен будет уплатить штраф в размере одной минимальной зарплаты – 3,2 тысячи гривен.


Старые штрафы, что остались

Кроме новых, никто не отменял и старых санкций. Так, в прошлом году за каждого неоформленного сотрудника грозил штраф в размере 43,5 тысячи гривен (30 минимальных зарплат), после роста минималки за это же правонарушение придется заплатить 96 тысяч гривен. Такой же штраф будет в том случае, если работник оформлен на полставки, а фактически работает полный рабочий день.

Если работодатель дополнительно не оплачивает работу в ночное время и на выходных -– придется заплатить штраф в размере 10 минимальных зарплат – 32 тысячи гривен. Если зарплату задержали, предприниматель должен будет заплатить штраф в размере 9,6 тысячи гривен.

А за несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации" – работодателю скажут платить 32 тысячи гривен за каждого работника.

Точно 320 тысяч гривен?

Из описанных санкций в глаза бросается штраф в размере 320 тысяч грн за недопущение или препятствование проведению проверки, который у большинства работодателей вызвал большие сомнения в его адекватности, замечает Олег Новинский. Оно и не удивительно, так как этот штраф превышает размер большинства штрафов, предусмотренных за совершение некоторых уголовных преступлений.

Новинский объясняет: методика определения размера любого штрафа должна придерживаться принципа соразмерности вреда, причиненного преступлением, "тяжести" ущерба и меры ответственности. То есть государство должно позаботиться об определенном балансе между средствами воздействия, которые применяются к правонарушителю, адекватной оценкой его противоправных действий и целью, которую хочет достичь государство.

Очевидно, что мера наказания (размер штрафа в размере 320 тысяч гривен) в значительной степени может усилить функцию предотвращения правонарушений в сфере отдельных вопросах соблюдения законодательства о труде, но однозначно не является адекватной и соразмерной тяжести данных правонарушений,
– комментирует Новинский.

Законодатель объясняет значительный размер санкций тем, что из-за неуплаты налогов и взносов с "теневых" заработных плат специалист страна теряет миллиарды гривен, которые должны были бы попасть в госбюджет, в пенсионный и другие страховые фонды.

Нелегкая борьба

С другой стороны, по мнению юриста PLP Law Group Олега Новинского, борьба с "серыми" зарплатами будет для государства нелегкой. Ведь по законам рыночной экономики, предприниматель готов платить работникам не столько, сколько они заслуживают, а ту сумму, которую работодатель может себе позволить платить, чтобы обеспечить надлежащую прибыль. Поэтому, отмечает юрист, бюджет на зарплату почти всегда один и тот же, несмотря на то, полностью официальная она или нет.

К тому же, подчеркивает Новинский, как показывает практика, при должной осмотрительности, на предприятии контролирующему органу практически невозможно обнаружить и доказать правонарушения в сфере законодательства о труде, если сам работник не будет сотрудничать с данным контролирующим органом и не выложит ему всю правду. Однако про эффективную социальную защиту работающего населения не может идти речь, если часть этого же населения нередко сама не хочет, чтобы государство их защищало, элементарно не отстаивая собственные трудовые права.

В то же время, отмечает Куц, правительство понимает, что недоплата заработной платы не только влияет на благосостояние и настроение населения, но и обеспечивает дополнительное наполнение бюджета. Поэтому ждем следующие шаги "борьбы с конвертами".

Читайте также: Компенсация за некачественное электроснабжение: как это будет работать