Что должно государство раненым воинам: эксклюзивное расследование

31 марта 2016, 20:01
Читати новину українською

Участие в боевых действиях может завершиться тяжелыми травмами. Это логично. Как назвать неспособность чиновников предоставить пострадавшим героям адекватную помощь и поддержку из-за, мягко говоря, неэффективной работы – решайте сами.

В 2015 году государство выделило 150 миллионов гривен на то, чтобы вывести бойцов АТО заграницу, где их могли бы обеспечить высокотехнологичными протезами. Однако, как показал аудит Счетной палаты, эффективно использовать эти средства чиновники не смогли – за 10 месяцев было использовано лишь 6,6 миллионов гривен (4,4% от общей суммы). Детальные причины расписаны на 40 страницах отчета о результатах проведенного аудита (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ АУДИТА ПО ССЫЛКЕ).

Журналисты сайта "24" разобрались, что именно пошло не так с реализацией программы и куда делись те деньги, которые не пошли на протезирование украинских воинов.

Что произошло

Согласно отчету, Министерство социальной политики разработало ряд документов, гарантирующих участникам АТО, которые нуждаются в протезировании, определенные преимущества. Речь идет, в частности, и о бесплатном внеочередном обеспечении средствами реабилитации (то есть – протезами, колясками, костылями и т. п) независимо от установления инвалидности; и о том, что максимальная стоимость этих изделий может быть повышена в случае необходимости; и о том, что те бойцы, которые нуждаются в высокотехнологичных протезах, могут быть направлены на протезирование заграницу, поскольку таких технологии в Украине пока нет.

В случае протезирования за рубежом, государство выделяет бойцу средства на то, чтобы оплатить расходы на протезирование, на проезд, проживание и питание самого бойца и того, кто будет его сопровождать. При этом максимальная сумма такой денежной помощи сначала ограничивалась 500 размерам прожиточного минимума (609 тыс. грн); с июля 2015 года ее подняли до 900 (1096,2 тыс. грн) прожиточных минимумов; а с августа приняли решение, что в случае необходимости она может быть увеличена решением специальной комиссии при Министерстве социальной политики, но не более чем вдвое (2192,4 тыс. грн.). Цели в программе заявлены благородные, как их достигать – вроде тоже понятно: распорядитель средств – Министерство социальной политики, непосредственный исполнитель программы – Госслужба по делам ветеранов АТО. Программа красивая, полезная и логичная. Но с ее выполнением как-то не сложилось. Снова.

Читайте также: Эхо войны: как чиновники издеваются над украинскими бойцами

Согласно тексту аудита, программу не удалось выполнить более чем на 4,4% сразу по нескольким причинам.

Во-первых, нормативная база, разработанная для ее реализации, вышла недоработанной. Например, в ней не были прописаны условия поиска и выбора зарубежных компаний, которые бы могли обеспечить протезирование украинским воинам. Или не прописали условий ремонта протезов повышенной функциональности после того, как закончатся гарантийные сроки для тех, кто протезировался заграницей. Или не прописали механизм внесения участником АТО средств на покрытие разницы между фактическими расходами и размером денежной помощи, которая может возникнуть из-за колебания курса валют на этапе окончательных расчетов.

Более того, в ведомстве не провели сравнение этих предложений между собой и с возможностями отечественных специалистов, что, соответственно, создало условия для неэффективного использования бюджетных средств.

Во-вторых, оказалось, что в Министерстве социальной политики не очень хорошо ориентируются в том, что могут делать украинские протезисты. Например, было установлено, что протезирование участника АТО заграницей осуществляется только в случае отсутствия в Украине специалистов, которые имеют соответствующую квалификационную подготовку и положительный практический опыт изготовления конструкций заявленных изделий. Аудит показал, что в выводах Экспертной группы Службы АТО и решениях Комиссии информация по этому вопросу отсутствует. Поэтому на протезирование за рубеж отправляли даже в тех случаях, когда можно было обеспечить протезирование на достаточно высоком уровне и в пределах страны.

В-третьих, при Министерстве социальной политики создана специальная комиссия, которая должна определять, кто нуждается в протезировании заграницей, которую сформировал и возглавил первый заместитель министра соцполитики Василий Шевченко. Комиссия (в состав которой, кстати, включили представителей компаний, которые осуществляют протезирование), согласно с выводами аудита, не смогла обеспечить принятие ни эффективных, ни беспристрастных результатов своей работы. Например, из предусмотренной расчетами численности участников АТО, подлежащих протезированию за границей, ни один не получил денежной помощи.

Ну и последнее, самое интересное. Аудит показал, что Минсоцполитики и Госслужба ветеранов АТО не смогли скоординировать между собой собственные действия, следовательно, не смогли собрать полные данные о том, сколько участников АТО нуждаются в протезировании за рубежом, и какие технологии сегодня имеются или отсутствуют в Украине. Количество участников, которые просто нуждаются в протезировании они тоже более-менее согласованно посчитать не смогли. Определить, кому и что нужно – тоже. Следовательно, средства, необходимые на осуществление протезирования, в программу были вписаны весьма условные и значительно завышены.

Каким оказался результат – мы уже знаем. Единая служба правовой помощи, которая проанализировала результаты аудита, сделала по нему свой вывод.

Счетная палата Украины фактически признала, с точки зрения общей оценки, деятельность государственных структур в этом направлении неудовлетворительной, и зафиксировала в своем отчете нарушения требований законодательства, которые могут стать веским основанием для потенциальной правовой оценки со стороны правоохранительных органов,
– указано в тексте документа.

Кто виноват

Как сообщил сайту "24" Василий Шевченко, правовые органы этой ситуацией уже заинтересовались – по результатам проверки Счетной палаты возбуждено уголовное дело. Однако, кто в нем фигурирует, он объяснить не смог.

При этом, по его словам, каждый из проблемных пунктов, указанных в отчете Счетной палаты, имеет свое логическое объяснение.

Например, протезистов в состав комиссии при министерстве включили исключительно с правом совещательного голоса, чтобы обеспечить объективность принимаемых решений. "Эти люди приглашались с правом совещательного голоса, потому что они могли что-то подсказать. Я же не являюсь профессиональным протезистом. В эту комиссию входили люди, которые работают в государственном секторе. И для того, чтобы иметь другое мнение, приглашались все лучшие специалисты, которые есть в Украине", – сказал он.

Шевченко также объяснил, почему количество бойцов, которым было обеспечено протезирование заграницей, настолько незначительное. По его словам, во-первых, не все из них физиологически готовы к протезированию. Во-вторых, не все изъявили желание протезироваться за пределами Украины.

Для протезирования заграницей каждый боец должен пройти подготовку и иметь тренировочный протез, сформированную культю, которая не будет меняться. Речь идет именно о бионическом протезировании, поэтому очень важно, чтобы были устойчивые формы, чтобы были нервные окончания или мышечные рефлексы, чтобы подходил тот или иной датчик. Если мы везем человека заграницу, мы должны понимать, что человек готов к протезированию. Это раз. Во-вторых, нужно понимать, что человеку нужно уже до конца жизни иметь специалиста, к которому он сможет обращаться. А если этот специалист находится за тысячи километров, то это может быть сложно,
– сказал он.

При этом, как подчеркнул Шевченко, немало бойцов в 2015 году еще нуждались в тренировочных протезах, чтобы привыкнуть к их использованию. При этом, что характерно, термин "лечебно-тренировочный" протез не определен действующим законодательством. И, как указано в результатах аудита, отсутствие этой нормы повлекло завышение бюджетных назначений и усложнило в 2014-2015 годах полное использование бюджетных средств.

Что же до определения точного количества бойцов, которые нуждались в протезировании, то, по словам первого заместителя министра, официальная статистика есть, и там все четко указано.

"Общая численность участников АТО которые были под мониторингом относительно протезированию – 447 человек. Из них 170 – протезирование осуществлено в том числе в Украине. 11 из них – это те, кто имел тяжелые формы и согласился ехать заграницу. 135 бойцов еще готовятся к протезированию, трое из них изъявили желание и имеют показания для поездок заграницу. По 44-м начато протезирование – это учебные временные протезы. Обучение и подготовка занимает от трех месяцев до года, в среднем – полгода. Вот такая статистика тяжело раненых бойцов", – рассказал Шевченко.

Однако эти данные несколько отличаются от тех, которые обнародованы на сайте Госслужбы ветеранов. По их данным в Украине начато протезирование 49 бойцов, находящихся на лечении и/или требующих осуществления первичного протезирования 82 человека. Еще 179 человек обеспечены протезами. В течение 2016 года Госслужба планирует осуществить сложное протезирование за рубежом ориентировочно 35-38 участников антитеррористической операции. Готовы к протезированию три бойца, решение по которым будет принято на ближайшем заседании экспертной группы службы. В целом же, как уверяют в Госслужбе АТО, несмотря на определенные сложности и несогласованности законодательных актов, им удалось организовать и обеспечить протезирование за границей всем участникам АТО, которые физиологически были готовы к его осуществлению.

Первый заместитель министра также пояснил и заключение Счетной палаты о том, что в программу изначально были вписаны средства большие, чем необходимо.

Средства на протезирование заграницей закладывались после боев под Иловайском. В госпиталях была напряженная ситуация, потому что с таким количествома раненых отечественная система может не справиться. Вот тогда эти средства были заложены под влиянием боев и количества раненых, которые уже были в госпиталях... Эти средства закладывались с избытком. В среднем – по миллиону на 150 бойцов. Чтобы был резерв,
– сказал он.

При этом, Шевченко уверяет, что в результатах аудита нет ничего сенсационного, потому что , на самом деле, Министерство социальной политики сделало все что могло, чтобы помочь бойцам, но те, кто проводил аудит этого не поняли.

"Спекуляции возникли из-за того, что, во-первых, чтобы проводить аудит такой сложной темы, надо быть специалистом в этой теме, знать все факторы, которые на нее влияют. Плюс, соответственно, все кто читают (результаты аудита – Прим. "24"), с удовольствием обвиняют в том, что что-то не так", – подчеркнул он.

Читайте также: Изувеченный боец вышел из тяжелой комы и борется за жизнь: нуждается в помощи