COVID-19 ускорил образовательные реформы? Практический опыт и советы сознательных педагогов
Несмотря на ряд прогрессивных инноваций, которые были внедрены в образовательную систему в течение последних лет, в Украине эта сфера до сих пор требует фундаментальных реформ.
Во время пандемии первоочередной задачей становится спасение жизни и здоровья людей – и образовательные проблемы нередко отступают на задний план. Но только не для самих учащихся, их родителей и, собственно, педагогов. Организация дистанционного обучения в течение 2,5 месяцев карантина оказалась настоящим вызовом – не только для украинских учителей, но и для их коллег по всему миру. По прогнозам экспертов, осенью нам следует быть готовыми ко второй волне коронавируса. А это значит, что онлайн-образование будет востребовано как никогда раньше. И именно сейчас стоит сконцентрировать усилия на том, чтобы сделать цифровое обучение не просто качественным по содержанию и форме, но и сохранить эмоциональный контакт между учеником и учителем.
На кого мы как общество можем полагаться в решении этой задачи? Образование – отрасль, в которой важность всестороннего сотрудничества гражданского общества с органами власти трудно переоценить. Ведь ни правительство само по себе, ни локальные инициативы "снизу" не способны изменить систему, которая формировалась десятилетиями. А вот когда к реформам привлекаются не только чиновники, но и сами педагоги, это дает пространство для важных трансформаций. Образовательная система – а значит, и страна в целом – не может быть более благополучной, чем отдельно взятый учитель. Именно на этом делает акцент Александр Элькин, педагог в третьем поколении, вдохновитель сообщества ответственного учительства EdCamp Ukraine (Харьков) и советник Министра образования и науки Украины. EdCamp Ukraine одними из первых отреагировали на карантинные вызовы – ежегодную образовательную (не) конференцию они перевели в онлайн-формат. Пятидневный "Антикризисный национальный онлайн-EdCamp2020" для родителей и учителей вошел в Национальный реестр рекордов Украины как самое многочисленное образовательное онлайн-событие. В мероприятии приняло участие более 10 тыс. человек из 20 стран мира – и охватить такую многочисленную аудиторию стало возможным только благодаря онлайн-формату: обычные кэмпы не могли принять более 1 тыс. человек.
"Подготовить событие такого масштаба за три недели было нелегко, но оно того стоило, – говорит Александр Элькин. – У большинства отечественных педагогов не было наработок по дистанционному образованию. А у нас такой опыт есть уже давно – и мы рады, что смогли поделиться им. Вебинарные комнаты, приложения для смартфонов, онлайн-квесты – все это пригодится учительской общественности как во время потенциальных дальнейших волн карантина, так и после окончания пандемии. Мы очень рады, что к событию присоединились и представители власти. В целом я могу сказать, что за последние годы Министерство образования и науки превратилось в одно из самых открытых к сотрудничеству государственных учреждений. В частности, вокруг введенной министерством реформы общего среднего образования Новая украинская школа (НУШ) с первого же дня было объеденено многих из общественного сектора, педагогов. И это очень важно, ведь именно простые учителя – это те, кто должен быть движущей силой подобных реформ. Каждый учитель ежедневно контактирует с десятками детей – и от того, насколько гибким, адаптивным и, наконец, влюбленным в свою работу он будет, зависит будущее нашего государства. В отличие от всех предыдущих попыток, Нуш ставит в центр учебных процессов не систему, а ребенка с учетом его индивидуальных талантов, особенностей, пожеланий. Конечно, не все еще работает так, как хотелось бы, и оценивать результаты реформы пока рано, ведь она длится всего три года. Но достаточно зайти чуть ли не в любую школу, чтобы убедиться: изменения происходят. Уже почти не осталось учебных классов, где дети сидят сложа руки и смотрят друг другу в затылок. Сегодня дети работает в кругах, в небольших группах, обучение тесно переплетено с игровым процессом – и сами учителя в основном одеваются так, чтобы им было удобно присесть на уровень ребенка, посмотреть ему в глаза. Казалось бы, мелочь, и еще лет 10 назад мы о таком только мечтали". Одной из своих ключевых задач основатели EdCamp Ukraine видят демонополизацию в сфере повышения квалификации работников образования. В 2015 году, когда состоялась первая (не)конференция, мало кто верил, что учителя заинтересованы в профессиональном обучении. Но к счастью, эти сомнения не подтвердились. Учителя стремятся расти профессионально – надо только предоставить им такую возможность. Благодаря усилиям EdCamp Ukraine и других неравнодушных людей есть надежда, что уже в следующем году государство будет выделять финансирование на то, чтобы педагоги могли повышать свою квалификацию также и в негосударственных учреждениях, где уровень обучения зачастую гораздо выше.
Фото предоставлено сообществом EdCamp Ukraine
Возвращаясь к теме "карантинного" образования, можно сказать, что несмотря на все усилия, она сработала неидеально. Это повлекло дополнительную нагрузку на родителей, в частности, матерей: как показывает оперативная оценка ООН Женщины в Украине, обучением детей-школьников в семье во время карантина занимались преимущественно матери (79%).
Кроме этого, карантинная кризис углубило неравенство в доступе к качественному образованию: по данным международного исследования PISA-2018, разрыв успешности между школьниками из крупных городов и сел нередко составляет два года обучения. На фоне карантина ситуация ухудшилась еще больше, ведь далеко не все дети имеют доступ к онлайн-ресурсам.
И в первую очередь это касается детей из малообеспеченных семей. Благотворительный фонд Импульс.UA из Запорожья уже три года предоставляет неформальное образование детям и молодежи, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. "Основная пробел унаследованной Украиной системы образования – направленность на узкие дисциплины и банальное запоминания, без ориентации на использование этих знаний в реальной жизни, – говорит основатель фонда Николай Колодяжный. – Мы делаем ставку на так называемые soft skills: развитие личности и ее компетенций, социальные навыки. Для этого проводим курсы по лидерству, тимбилдингу, привлекаем молодежь к волонтерской деятельности. Мы стараемся дать детям то, что реально пригодится им в дальнейшей жизни: начиная от навыков первой медицинской помощи до разговорного английского языка. Также у нас есть проект развивающего туризма, когда все – от маршрута до оргвопросов – подростки решают самостоятельно. Это позволяет развить социальные компетенции. На примере детей из уязвимых слоев населения – сирот, из многодетных и малообеспеченных семей – эффективность такого подхода становится особенно наглядной. Многие из них приходят к нам неуверенными в себе, скованными – и буквально за полгода они меняются Я вспоминаю сироту Ксению Трайно: когда она пришла к нам, то страдала в своей школе от буллинга. Сегодня Ксения инициировала собственный проект по борьбе с буллингом – и сверстники к ней прислушиваются, ведь коммуникация в плоскости "равный-равному" эффективная! Другой парень, сын ветерана АТО, имел проявления девиантного поведения – сейчас же он стал президентом школьного самоуправления. Таких примеров десятки: ребенок начинает понимать собственную ценность – а значит, становится успешным во всех сферах, в том числе и непосредственно в обучении. Эти "мягкие навыки" позволили нашим подопечным проактивно отреагировать и на карантин. Кроме предложенных нами онлайн-инициатив, сами дети провели десятки мастер-классов, челленджей и квестов!"
Фото предоставлено БФ "Импульс.UA"
Новые образовательные потребности во время карантина появились не только у детей. Десятки тысяч взрослых потеряли работу и должны искать новые источники дохода. Овладение новой профессии для многих стало выходом из ситуации. Одними из тех, кто популяризирует идею обучения на протяжении всей жизни и предоставляет такую возможность, является ОО "Украинская ассоциация городов, которые обучаются" (УАМН) из Мелитополя. Активисты организации убедились на собственном опыте: только непосредственное практическое воплощение "на местах" делает глобальные образовательные концепции жизнеспособными. Для этого было решено учредить Общественный союз "Социальное предприятие" Центр образования взрослых "Первый", которая уже второй год внедряет обучения для разновозрастных категорий по трем направлениям: гражданское и профессиональное образование, а также личностное развитие. "Мы сотрудничаем с государственными центрами занятости, и нередко они направляют людей к нам – например, когда у них нет соответствующих курсов, – говорит Наталья Иванова, заместитель председателя УАМН. – Очень популярны языковые курсы, а также с цифровой грамотности (особенно среди возрастной категории 50+), 1С бухгалтерии, кройки и шитья. Одна из выпускниц курсов шитья недавно выиграла грант и открыла собственную мастерскую – и швеями пригласила, опять же, наших выпускниц! На время карантина те курсы, которые было возможно, мы перевели в онлайн – и думаю, этот формат останется и в дальнейшем, ведь для многих людей из отдаленных местностей это может стать единственным шансом овладеть ценными знаниями".
Фото предоставлено ОО "Украинская ассоциация городов, которые обучаются" (УАМН)
Сфера образования является приоритетной для любой страны, которая выбирает путь устойчивого развития. Ведь те ценности и знания, которые мы закладываем в детей сейчас, определяют, какой будет наша страна через 20-30 лет. А новые знания, которые получают взрослые, позволяют изменить государство к лучшему уже сегодня. Образование – долгосрочное, но очень выгодное капиталовложение. И наше общество готово инвестировать в эту отрасль, о чем свидетельствуют приведенные истории. Их было собрано в рамках инициативы #ДолаємоCovid19, которая является частью информационной кампании Европейского Союза "Гражданское общество – это ТЫ", начатой в апреле этого года. Кампания рассказывает, в частности, о том, что реформы, которые влияют на образовательную систему и будущее наших детей, уже идут полным ходом. И стать частью этого важного и интересного процесса может каждый.
Ольга Коваль