Иван Тиктор – медиа-король Галичины ХХ века
Если бы в 1920 году во львовской кофейне вы решили почитать прессу, то на выбор вам бы предложили десяток польских, еврейских, армянских газет и даже свеженькие журналы из Европы. Украиноязычных было немного. Скажем, газета "Дело". Это было серьезное аналитическое издание для галицкой интеллигенции, казалось, что конкуренцию им невозможно составить. Впрочем, Иван Тиктор и не собирался это делать.
В 30 лет, продав часть своего имущества, Тиктор выкупает права собственности на газету "Новое время", в которой печатают репортажи, исторические хроники, карикатуры и спортивные новости. Не обходят журналисты и политических тем, хитро маневрируя между запретами польской цензуры.
Реклама для газеты "Новое Время" (1936 год)
Когда газета набирает многотысячный тираж, у Тиктора вызревает еще более амбициозная идея – принести газеты в деревню. Издателя наперебой отговаривают, мол, это бесполезно, крестьяне бедные и не будут тратить 1 злотый в месяц на периодику.
Читайте также: Украинская компания, что творит революцию в киноиндустрии – Front Pictures
Но предприниматель находит способ заинтересовать читателей – в подарок к подписке шло страхование коровы на 120 злотых. Если с ней что-то случалось – венская страховая компания возвращала 70% ее стоимости. То, что казалось авантюрным делом – на самом деле принесло настоящий капитал. Тираж достиг неслыханных 40 тысяч экземпляров, что вывело еженедельник "Народное дело" в топ изданий Западной Украины.
Издатель понимает – нужно и дальше расширять аудиторию. Вскоре для детей появляется месячник "Колокольчик" тиражом 30 тысяч экземпляров, и юмористический еженедельник "Комар", а это еще 7 тысяч экземпляров. Трудно было найти галицкую семью, которая бы не покупала подписку на хотя бы одно издание Тиктора.
Обложка журнала "Колокольчик" (1931 год)
В условиях отсутствия конкуренции он создает медийный концерн "Украинская пресса". Чтобы удерживать масштабы, предприимчивый украинец закупает лучшее печатное оборудование и машины для развозки газет. Именно в редакции Тиктора впервые во Львове появляется телефон. На него работает более сотни человек и более три тысячи корреспондентов, в том числе в Европе.
Реклама для публикации "Украинской Прессы" на обложке издания "Любительский театр" (Львов, 1936 год)
Свой успех издатель пытается использовать и для просветительской деятельности. Финансирует общественные организации "Просвита" и "Родная школа", а вместе с историком Крипьякевичем издает "Историю Украины", "История украинской культуры" и "Истории украинского войска". Когда издательское дело уже крепко стоит на ногах, Тиктор еще и открывает производство кофе из цикория – отличное решение, учитывая, что рекламу его кофе ежедневно видели десятки тысяч людей.
Читайте также: Иван Мазепа: как украинский гетман стал символом несчастной любви в Европе
В то время подобных истории успеха среди украинцев было немного, пример Тиктора вдохновлял. Впрочем, сентябрь 1939 в один миг перечеркнет дальнейшие планы издателя.
По пакту Молотова – Риббентропа Западная Украина переходит Советскому Союзу. Новая власть первым делом берется за прессу. Конфискует помещения концерна, типографию и даже запасы бумаги. Это все перейдет к новой газете "Свободная Украина".
Однако Тиктор не сдавался. Он продолжал издавать украиноязычные издания в Польше, Австрии и Канаде. Но в Украину издатель больше не вернулся.