Как немцы избавлялись от искусства
3 июня 1936 немецкий Рейхстаг приказал изъять из своих музеев все произведения так называемого "дегенеративного искусства". В запретный список попали не только отдельные фамилии, а целые художественные течения.
Прежде всего авангарда — это импрессионизм, сюрреализм, дадаизм и кубизм. Мол, они опасны для арийской расы. В целом изъяли более 16 тысяч произведений искусства, в частности работы Ван Гога, Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна. Художников обвиняли в умышленном искажении натуры, изображении человеческого идеала в виде кретинов и болезненном воображении.
За год в Мюнхене конфискованные полотна оформили в отдельную выставку. Чтобы вызвать у зрителей соответствующие эмоции, картины подписывали в стиле "Так больной разум видит природу", или "Немецкие крестьяне в еврейском стиле".
Картины были развешаны хаотично на простых шнурах и в основном без рам. И как бы ни хотели нацисты заклеймить авангардистов, именно эта выставка вызвала наибольший ажиотаж за все время Третьего рейха. Люди выстаивали в длинных очередях, а за год ее посетили 3 миллиона немцев.
Судьба забракованных произведений искусства сложилась по-разному. Часть нацисты просто продали на аукционах Швейцарии. Импрессионисты уже тогда стоили немало, поэтому вырученные средства направляли на перевооружение армии. Только в США в начале войны перевезли картин стоимостью 2,5 миллиарда долларов.
Еще 4 тысячи экспонатов, которые не слишком ценились на международном рынке, в Берлине сожгла местная пожарная бригада. Часть осела в частных коллекциях, в том числе и высших чинов Рейха.
В итоге Гитлер только способствовал успеху авангардизма, потому что после окончания Второй мировой это художественное направление стало символом борьбы с фашизмом.