Какие предвыборные обещания партии не выполнят
Нынешняя предвыборная кампания отмечается минимальным конкретным содержанием и максимально навязчивым присутствием во всех регионах Украины. Даже если опустить вопрос наличия смысла в некоторых авторов политической рекламы, тревожных симптомов остается еще немало.
Без смысла и логики
Одна из ключевых проблем текущей предвыборной кампании — бессодержательность. По словам гендиректора Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, это связано с тем, что она проводится в формате общенациональных выборов, а не местных.
Партии и кандидаты проводят свою избирательную работу в основном в формате общенациональных выборов. Главные лозунги, программные тезисы, на которых они акцентируют внимание, не касаются тематики местной власти,
— подчеркнул он.
По данным КИУ, подавляющее большинство кандидатов во всех регионах страны идет на выборы без конкретной программы с бессодержательными лозунгами. Все без исключения политические силы играют на вопросах, которые являются болезненными для украинцев. Ключевые тезисы — прекращение войны и низкий уровень жизни граждан — пересыпаются или патриотическими лозунгами, или критикой действующей власти. Ни одна из политических сил не объясняет, каким образом все это будет реализовано в рамках одного конкретного городского совета. Следовательно, можем сделать вывод, что все эти лозунги реализованы не будут.
Партия "Солидарность" играет на восстановлении мира и обещании "сохранить страну". На теме войны спекулирует также "Батькивщина", акцентируя недопустимость принудительного призыва в армию и добавляя к этому напоминание о низком уровне жизни населения. "УКРОП" выдвигает требования о контрактной армии, победе в войне на Донбассе и смене действующей власти. "Свобода" традиционно для себя давит на патриотизм и сопротивление антиукраинским силам. "Самопомич" продолжает в разных вариациях развивать идею "возьми и сделай", предложенную на парламентских выборах, также не предлагая конкретного плана относительно того, что нужно брать и делать в каждом отдельном регионе.
"Оппозиционный блок" и другие сателлиты бывшей Партии регионов настаивают на том, что они против действующей власти и за мир, не выдвигая на передний план тот факт, что их лидеры — люди, которые, кроме всего прочего, активно вкладывались и в развитие сепарастичних настроений в отдельных регионах страны. Радикальная партия Ляшко дает громкие обещания и позиционирует себя как жесткую оппозицию президенту, "Оппозиционному блоку" и, на всякий случай, всем остальным также (что не мешает ей объединяться со "Свободой" и "Укропом").
Частично это можно объяснить тем, что система выборов усложнилась и в этот раз избиратели должны избрать и конкретного кандидата, и партию. То есть, должны понимать общенациональную риторику партии.
Но логического объяснения отсутствия конкретных программ в большинстве политических сил нет.
"Политики с народом"
Древняя предвыборная традиция украинских партий — акцентировать внимание на том, что те, кто сейчас у власти не понимают реальных потребностей украинцев и не умеют правильно тратить бюджетные средства. Рассказывают об этом в агитационных материалах, которые потенциальными избирателями уже практически не воспринимаются. Однако, на их изготовление все равно тратят немалые средства.
Результаты совместных расчетов КИУ и проекта Depo.ua показали следующее: за два месяца избирательной гонки все партии потратили на наружную рекламу около 105 млн грн. Телереклама обошлась им в 550-600 млн гривен. Стоимость размещения рекламных и агитационных новостей для семи крупнейших партий обошлась в 32-35 млн грн в месяц. К этим расходам добавились и деньги на прямую рекламу (15-20 млн грн). На собственную раскрутку на радио каждая партия потратила 300-320 млн грн, а на рекламу в печатных СМИ — 20 млн грн. Изготовление и распространение собственных изданий стоили в общей сложности примерно 1,6 млрд грн. Плюс содержание предвыборных штабов, работа агитаторов, подкуп избирателей в различных формах, и вот результат: совокупные общие расходы крупнейших партий в местных выборах составляли не менее 2 млрд грн.
С учетом того, что большую часть этих средств было потрачено на популяризацию бессодержательных слоганов (а иногда — на откровенные глупости), то можно считать, что уже есть повод задуматься об ответственности кандидатов. Если человек уже на старте нерационально относится к использованию средств и вкладывает миллионы в никуда, можно предположить, что распоряжаться местными бюджетами он будет по схожему принципу.
"Бюро добрых услуг"
Формы подкупа бывают разными. Кроме традиционной гречки также часто прибегают к практике предоставления "добрых услуг" для местных жителей. Это включает проведение ремонтных работ, закупку оборудования для школ, больниц, исправление устаревших помещений и другие полезные дела, на которые хватит воображения политтехнологов.
По данным КИУ, особую активность в этом направлении проявляют партии "Народный Контроль" и ВО "Батькивщина". Так, активисты "Народного Контроля" провели опрос жителей относительно их местных проблем и обратились с соответствующими ходатайствами к местной власти. "Батькивщина" запустила проект "10 проблем твоей области", в ходе которого граждане могли проголосовать на сайте партии и выбрать наиболее значимые проблемы своей области, после чего партийцы приобщались к решению самых популярных из проблем. Так, одной из ключевых проблем в Полтавской области было определено некачественное и недостаточное медицинское обслуживание, после чего члены городской организации "Батькивщины" отправили пенсионерам и малообеспеченным адресную помощь в виде лекарств. В Хмельницкой области технология "добрых услуг" также активно использовалась от имени потенциального кандидата в мэры Александра Гереги, который является владельцем сети гипермаркетов "Эпицентр".
В некоторых случаях политические партии для работы с избирателями организовали различные кружки, школы танцев, театральные студии, курсы изучения иностранных языков и т.д. Наиболее активно в этом направлении работала "Самопомич". Так, в Житомире действует волонтерский центр "Самопомочи" — "ВОЗ знаний", в котором размещены 15 различных секций. Среди них: женский клуб, восточные танцы, аэробика, настольный теннис, шахматная студия, бумажная пластика и другие. Кроме этого в Житомире каждый четверг волонтеры "Самопомочи" организовывали "Теплые вечера", куда приглашали пожилых людей для проведения досуга в форме танцев, пения и общения друг с другом.
В начале июня в Днепропетровске при содействии потенциального кандидата в мэры города Загида Краснова появились социальные автобусы со стоимостью проезда 1 гривна. Несколько позже эту инициативу повторил благотворительный фонд другого потенциального кандидата Бориса Филатова. Затем к идее с социальными автобусами также присоединилась руководитель местной депутатской фракции Оппозиционный Блок Светлана Епифанцева. В начале июля депутат запустила по некоторым маршрутам Днепропетровска автобусы с бесплатным проездом. В Николаеве от имени потенциального кандидата в мэры Татьяны Казаковой в некоторых районах города регулярно продавали хлеб из грузовиков по сниженным ценам.
В ряде областей для оказания "добрых услуг" был применен административный ресурс. Так, в Полтаве раздача продуктовых наборов проходила при содействии местных властей. В частности, мэр Полтавы Александр Мамай устроил дополнительную остановку общественного транспорта прямо возле места, где происходила такая раздача.
В Киеве мэр Виталий Кличко выделил средства местного бюджета на выполнение обещаний депутатов Киевсовета. С приближением местных выборов количество распоряжений в рамках "Программы решения Киевским городским головой и депутатами Киевского городского совета социально-экономических проблем, выполнение предвыборных программ и поручений избирателей в 2015 году" изрядно возросло. В течение июня-начале сентября было выдано 56 соответствующих предписаний на общую сумму более 19 млн грн, тогда как за весь период до этого на выполнение программы было выдано 12 предписаний на 4 млн грн. Больше всего средств в рамках программы было потрачено в июле — почти 10 млн грн.
Новые старые лица
Подавляющее большинство политических сил, которые позиционируют себя как "новые партии" — являются всего лишь перетасовкой старых лиц. Например, партия "Возрождение" появилась еще в 2004 году как проект тогдашнего министра транспорта Георгия Кирпы. В 2015 году к ней перешли представители парламентской группы "Экономическое развитие", которая в основном состоит из бывших регионалов. Похожая ситуация складывается и с партией "Наш край", которую также возглавляют бывшие "регионалы". Глава "Партии простых людей" Сергей Каплин является не таким простым, каким хочет казаться — он одновременно был и советником "регионала" Анатолия Кинаха, и помощником председателя комитета ВРУ по вопросам промышленной политики Наталии Королевской, и советником главы Госкомитета по вопросам развития Александры Кужель. Финансирование его собственного политического проекта приписывают бывшему главе Администрации президента Украины Сергею Левочкину.
В целом представители бывшей Партии регионов достаточно активно расползлись по разным партиям, пытаясь вернуться к власти. Общественные активисты, которые проанализировали избирательные списки партий в 11 областях, выяснили, что больше всего экс-регионалов попали в списки БПП, "Нашего края" и "Возрождения". Как сообщил народный депутат Андрей Левус, больше всего приютили в БПП — 120, в партии "Наш край" — 102, в "Возрождении" — 57, в "Батькивщине" — 26, Аграрной партии — 12, в "Укроп" и "Свободе" — по 1. Также большое количество экс-регионалов есть в разных местных проектах вроде Морская партия, "Новые лица" и другие.
Операція "Фарбовани лис" - найбільше регіоналів у списках БПП, "Нашого краю" та "Відродження". ПОІМЕННІ СПИСКИВиборча ...
Posted by Андрій Левус on 22 жовтня 2015 р.
Все о выборах читайте в нашем спецпроекте Выборы-2015