Легализация или разоружение: что будет с добровольческими подразделениями
Добровольческие формирования, которые не вошли в 2015-м году в государственные военные структуры, до сих пор воюют на Донбассе и одновременно находятся вне действующего украинского законодательства.
К чему может привести их неподчиненность государству? Что ждет добровольцев: легализация, переформатирование в частную армию или силовой разгон? Какие плюсы и минусы объединения с Вооруженными силами Украины?
Разобраться в ситуации пробовали юристы и военные эксклюзивно для сайта "24".
Легализации – быть?
Менять Конституцию с целью создания элемента системы, который будет называться добровольческим батальоном и по сути никому не подчиняться, не будут. В этом убеждена глава "Юридической Сотни" Леся Василенко.
Читайте также: 30 апреля на Донбассе начнется Операция объединенных сил: что изменится
Создавать частные армии Украина тоже не может, ведь это противоречит международному праву. Легализация добровольческих формирований возможна только при обоюдных договоренностях.
Для легализации нужно проводить переговоры между руководителями добровольческих батальонов и действующими структурами безопасности и обороны относительно того, каким образом, в какой мере и в каком порядке добровольческие батальоны будут входить в состав государственной системы безопасности и обороны. Договоренности должны быть четко прописанными нормами закона и изменениями в законодательстве,
– отмечает юрист.
По мнению руководителя полувоенной организации "Объединение добровольцев" Елены Живко легализация необходима.
"Добровольцы со времен казачества – феномен. Видим, как они обычно становятся защитным щитом для страны. Поэтому власть должна их легализовать на выгодных условиях. Соседи не отстают в этом вопросе. Хороший пример легализации на примере Литвы и Латвии – "Кастелиты". Но в законодательстве сегодня ни о какой легализации речь не идет", – комментирует Живко.
Однако, очевидно, боевое командование добровольческих батальонов другого мнения. В частности Олег Куцин – командир созданной в 2014-м добровольческой четы "Карпатская Сечь", которая впоследствии влилась в ряды ВСУ, а далее была расформирована, считает, что сейчас говорить о легализации добровольных формирований неуместно и поздно. Этот вопрос надо было поднимать в 2015-м, когда Президент объявил об отводе добровольческих батальонов с первой линии, убежден он.
Государство сделало большую ошибку, не найдя формулы интеграции добровольческих подразделений. Тогда они были сильные, мощные и структурированные. А сейчас находятся в полумаргинальном состоянии. Часть подразделений легализировалась, часть ушла в гражданскую жизнь, очень малое количество остается на фронте. Они не являются четко структурированными, поэтому говорить о легализации сейчас неуместно,
– считает командир.
Добровольческий батальон – прообраз частной военной компании?
Очевидно, нет. Потому частные военные компании европейского образца на коммерческой основе выполняют соответствующие заказы. Де-факто, они становятся частными армиями. Зато добровольческими формированиями движет исключительно идея и никакой коммерции. Они выходят за общую систему управления. И мотивированы иначе. Это – исключительно народное сопротивление, убежден юрист и военный Маси Найем.
Читайте также: УБД для добровольцев: кто и почему не хочет уравнивать их с военными?
По его мнению, перспективы оформления добровольческих подразделений в частные армии при условии развертывания полномасштабной войны вполне возможны. Но только в системе координат Минобороны, если это предусмотрено законом.
Все эти вооруженные формирования сейчас должны четко поддаться законным действиям: их должны или признать, или убедить сдать оружие и перейти на сторону легальных военных структур,
– говорит юрист.
Возможен ли силовой разгон?
По мнению командира "Карпатской Сечи" Куцына, для расформирования добробатов хватит просто соответствующего распоряжения от Вооруженных сил Украины. Силовым путем что-то решать нет необходимости, так как их численность незначительна по сравнению с 2014-м годом, когда те были сильной монолитной структурой.
Однако юридическая оценка иная. Расформирование силовым методом возможно, потому оснований для их существования в законодательном поле нет, констатирует юрист Василенко. Зато есть статьи в Уголовном кодексе, по которым ответственность будут нести руководителей добробатов, а также участники.
Но на это нет политической воли.
Государство понимает, что во время войны добровольческое движение вступило в силу на Украине. Его разгон – дестабилизирующее решение в политическом контексте,
– комментирует Василенко.
А вот Найем считает, что существование неподконтрольных добровольческих формирований может быть выгодным самому государству.
"Аваков и Порошенко понимают, что должна быть, якобы, народная сила, которая во время обострения конфликта между этими двумя политическими партиями должна сыграть роль представителя народа. Ради этого УДА и ДУК не распускают", – говорит юрист.
По его словам, если будет политическая воля – две стороны придут к консенсусу. Если нет – это выльется в то, что патриотов, мол, снова сливают.
Надо особый подход. Людей, которые долгое время защищали Украину, нельзя оскорблять, говоря, что они вне закона. Должны разработать стратегию и политику по решению этого вопроса, чтобы подчинить эти формирования в системе действующего законодательства,
– добавляет юрист.
Какие плюсы и минусы объединения добробатов и ВСУ?
Война – это четкая структуризация. И на пятом году ведения боевых действий в зоне конфликта при условии существования государства не может быть несколько центров принятия решений. Поэтому рано или поздно добробаты должны интегрироваться, считает боевой командир Куцин.
Но не тем путем, которым пошла власть в 2015-м, давая обязательство не распылять сформированные подразделения среди военных единиц и сознательно их нарушая. Как это было со сводной штурмовой ротой "Карпатская Сечь", которую в 2016-м расформировали в 93-й отдельной механизированной бригаде.
Читайте также: Один из украинских батальонов отпраздновал 4-ю и последнюю годовщину: что будет с формированием дальше
Из минусов – отсутствие мотивации и боевого духа в армии. Командир убежден, что самая большая ошибка, которую допустило руководство государства и ВСУ в 2015-м году, – неспособность адекватно интегрировать добровольческие подразделения в действующую систему безопасности и обороны.
В армию вернулись старые кадры, которые формировали ВСУ во времена Кучмы и Януковича. Они занимают доминирующие позиции. Национального духа там мало. Это то, что имели и должны привнести национально мотивированные воины добровольческих подразделений. Потому остановить российскую агрессию может только высокий боевой дух бойцов, мотивация на бой и самопожертвование,
– добавляет боевой командир.