Мошенничество в интернете: как уберечься и защитить свои данные

19 сентября 2023, 16:30
Читати новину українською
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

86% от общего количества случаев платежного мошенничества за 2022 год произошло в сети Интернет. Мошенники создают сайты, похожие на веб-ресурсы известных магазинов, банков, государственных учреждений, взламывают аккаунты граждан.

Киберзлоумышленники могут использовать персональные данные человека в преступных целях, отмечает 24 Канал. Поэтому так важно заботиться о собственной цифровой безопасности.

Смотрите также Масштабное ограбление украинцев: злоумышленники украли миллионы благодаря схеме с фишингом

Проверяйте сайты, не вводите реквизиты платежных карт на незнакомых и подозрительных ресурсах

Прежде чем ввести в любую форму данные своей платежной карты или пароли к интернет-банкингу, проверьте адрес необходимого ресурса, ведь любые отличия могут свидетельствовать о том, что вы оказались на фишинговом сайте.

Если необходимо перейти на сайт организации, адрес которой вы получили в ссылке, введите в поисковике название необходимого сайта и только тогда переходите на веб-ресурс.

Обращайте внимание на протокол сайта:

  • http – это ненадежный протокол, следовательно, сайтом пользоваться нельзя;
  • https – нужно продолжить проверку сайта.

Также рекомендуется дополнительно проверять ссылки сомнительных сайтов:

Важно! Схема мошенничества может быть совершенно новой или хорошо скрытой. Поэтому кроме проверки на сайте Киберполиции в разделе "Стоп фрауд" и сервисе CheckMyLink самостоятельно убедитесь, что веб-сайт является настоящим, а не творением киберзлоумышленников.

Мошенники от имени друзей просят о денежной помощи в социальных сетях

Мошенники взламывают учетные записи в социальных сетях и мессенджерах. Для этого распространяют фишинговые ссылки, например, предложения поучаствовать в голосовании и т.д. Перейдя по ссылкам граждане вводят логины и пароли от своих аккаунтов в социальных сетях/мессенджерах, которые автоматически становятся известны мошенникам.

Далее злоумышленники от имени владельца аккаунта рассылают подписчикам одинаковые сообщения с просьбой одолжить деньги и указывают номера своих карт и таким образом присваивают средства лиц, которые соглашаются дать их в долг. Также могут делать публикации в социальных сетях от имени владельца страницы, где просить о денежной помощи в связи с разными сложными жизненными ситуациями.

Как избежать подобного мошенничества?

Спросите друга то, что знает только он и вы. Такой вопрос сразу разоблачит мошенника.

Также защитите свои страницы в социальных сетях от мошенников следующими способами:

1. Создайте сложные пароли, которые могут содержать:

  • 8 и более символов;
  • прописные и строчные буквы;
  • цифры и знаки/символы.

2. Создайте разные пароли для электронной почты, мессенджеров, социальных сетей и интернет-банкинга.

3. Установите двухфакторную аутентификацию – когда для входа в аккаунт, кроме логина и пароля, нужно ввести код подтверждения, который приходит на смартфон, электронный ящик или в соответствующее приложение. Такую функцию ищите в настройках.

Мошенники от имени государства, международных организаций и благотворительных фондов предлагают денежные выплаты

Мошенники распространяют сообщения по разным информационным каналам – в социальных сетях и мессенджерах – о возможности получения денежной помощи, в частности от государства, различных международных организаций и благотворительных фондов. Злоумышленники предлагают перейти по ссылкам, которые направляют на мошеннические сайты-приманки, похожие на настоящие ресурсы государственных органов, международных организаций, благотворительных фондов.

На таких сайтах размещены ссылки на фишинговые ресурсы, стилизованные под страницы известных украинских банков, где необходимо авторизироваться и ввести мобильный номер телефона, пин-код, пароль к интернет-банкингу, смс-код от банка. Когда граждане вводят все данные, то они автоматически становятся известны мошенникам.

Чтобы не попасться на крючок преступников, получайте информацию только из официальных источников. Если оформляли помощь, ожидайте уведомления о начислении в приложении вашего банка, на портале или в приложении Дия.

Помните, если кто-то вам предлагает получить денежную помощь через чат-бот – это мошенническая схема. Если для получения помощи нужно уплатить государственную пошлину – это мошенничество.

Если вы увидели информацию в интернете о денежных выплатах, проверьте ее на официальном сайте или позвоните по телефону соответствующего учреждения.

Обратите внимание! Ознакомиться с актуальными программами денежной помощи от ООН и партнеров можно по ссылке.

Что делать, если случайно сообщили мошеннику реквизиты карты и пароли

Немедленно заблокируйте карту. Если вы случайно сообщили мошеннику пароль к интернет-банкингу, то нужно заблокировать доступ к нему (для этого позвоните по телефону на "горячую линию" банка, указанную на обороте карты).

Если вы стали жертвой мошенничества, заполните форму обратной связи на сайте Киберполиции.

Больше информации о правилах платежной безопасности можно найти на сайте #ШахрайГудбай.

Справка. Данная публикация подготовлена Национальным банком Украины. Ее распространение осуществлено при поддержке Проекта USAID "Реформирование финансового сектора". Взгляды, представленные в настоящей публикации, не обязательно отражают взгляды USAID или Правительства США.