Преимущества и недостатки новой налоговой системы

10 сентября 2015, 16:24
Читати новину українською

О реформе налоговой системы рассказала гость студии Телеканала новостей "24" — заместитель министра финансов Елена Макеева.

Обнародованная в середине августа концепция налоговой реформы является смесью различных технических изменений и усиливает налоговую нагрузку. К такому мнению пришли эксперты Аналитического департамента экономического дискуссионного клуба.

По их оценкам, проект не предусматривает реальное снижение ставок, упрощение администрирования налогов для предпринимателей и гарантии защиты бизнеса от противоправного административного давления.

Ничего из того, чего ожидали бизнес и гражданское общество, предложено не было. Эксперты также не понимают, какой будет редакция нового Налогового кодекса.

Новая налоговая система

— Налоговая модель, которую представил министр, — взвешенная и отвечает тем принципам, которые были определены целевой командой экспертов. Главное ее преимущество в том, что мы используем европейский опыт и применяем так называемую "линейную" или "плоскую" ставку — 20% на все. Чем проще будет законодательство, чем проще будут правила, чем меньше будет различий в ставках — тем меньше будет возможностей избежать уплаты налогов.

— Одинаковая налоговая нагрузка — справедлива: и работник будет платить 20%, и работодатель тоже 20%, мы учли интересы не только бизнеса, но также и граждан. Для людей реформа — это возможность получить больше денег. Поэтому мы предложили одну минимальную льготу на уровне минимальных зарплат всем гражданам Украины независимо от размера заработной платы. Кроме того, мы предложили отменить единый социальный взнос в размере 3,6%, которые платил работник.

Согласно новой модели рабочие будут получать больше денег, потому что снизится налоговая нагрузка.

— Глобально наша цель состоит в том, чтобы с 1 сентября 2018 года установить единый налог на заработную плату на уровне 20%. Сегодня мы снижаем в два раза налоговую нагрузку для работодателей, уменьшим налоговую нагрузку на заработную плату, для работника устанавливаем единую социальную льготу на уровне одной заработной платы. Второй шаг реформы — это объединение НДФЛ и ЕСВ за два года.

Некоторые эксперты говорят, что это не радикально. Но если резко снизить налоги — то возникнет дефицит бюджета и пенсионного фонда. Тогда кто-то должен будет взять на себя обязательство выплатить пенсии.

Малый и средний бизнес

— В действующем законодательстве есть два предложения для малого и среднего бизнеса. Первое: ведение прямого учета доходов и расходов. Эта система использует тот бизнес, который имеет очень низкую рентабельность. Вторая модель: упрощенная система налогообложения, которая предусматривает уплату фиксированного налога. Эта система существует 17 лет — все это время предприниматели платили 10% от минимальной заработной платы — это чуть больше 100 гривен.

Мы предлагаем повысить единый налог до 20% от минимальной заработной платы, но вместе с тем уменьшить единый социальный взнос.