Регистрироваться по-новому: что изменилось в процедуре регистрации места проживания

10 января 2017, 20:00
Читати новину українською

В Украине еще в прошлом году была изменена процедура регистрации места проживания украинцев. Теперь срок, выделенный законом на регистрацию нового места жительства, увеличен до 30 дней. О эти и другие нововведения "прописной процедуры" у экспертов расспрашивали журналисты сайта "24".

Прежде всего изменения направлены на реализацию реформы по децентрализации власти, а именно – расширение полномочий органов местного самоуправления. Это в свою очередь, по мнению законодателей, должно оптимизировать предоставления административных услуг, отметил в комментарии сайту "24" юрисконсульт ООО "ХЕСТОРІЯ Украина-Плюс" Михаил Баран.

Что нового?

Таким образом, функции по регистрации места жительства, которые ранее осуществляла Государственная миграционная служба, были делегированы органам местного самоуправления. Следовательно, отмечает эксперт, органами регистрации сегодня выступают исполнительные органы сельских, поселковых или городских советов. А если такие органы созданы, функции регистрации граждан выполняет председатель.

Процедура регистрации места проживания украинцев была изменена в соответствии с Постановлением Кабмина №207 "Об утверждении Правил регистрации места жительства и Порядка передачи органами информации в Единый государственный демографический реестр".

А сведения о месте проживания лиц, замечает в комментарии сайту "24" юрист адвокатской фирмы "Горо Лигал" Евгений Власов, отныне должны заноситься в единую базу – Единого государственного демографического реестра, доступ к которой имеют органы миграционной службы и исполкомы местных советов.

Успеть за 30 дней

Незначительные изменения претерпела и сама процедура регистрации места жительства, объясняет Михаил Баран. В частности, особе, которая снялась с регистрации в одном месте, дается 30 календарных дней на то, чтобы зарегистрироваться в другом. Ранее этот срок составлял 10 дней. С учетом того, что с начала 2016 года в Украине начали выдавать современные паспорта в виде ID-карт, добавляет юрисконсульт, постановлением урегулирован порядок занесения информации о месте проживания на электронный чип, вмонтированный в такой паспорт.

Какие документы нужны для регистрации?

Существенных изменений здесь нет. Для регистрации места жительства лицо или его представитель должен подать:

заявление по установленной форме; документ, в который вносятся сведения о месте жительства – паспорт, вид на временное или постоянное проживание и т. д; квитанцию об уплате административного сбора; документ, подтверждающий право на проживание в жилье – ордер, свидетельство о праве собственности, договор найма (поднайма, аренды), решение суда и тому подобное.

Если заявление подается представителем лица, тогда, кроме указанных документов, дополнительно необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность представителя и его полномочия.

В случае регистрации места жительства одновременно со снятием с предыдущего места жительства административный сбор взимается только за одну административную услугу и зачисляется в местный бюджет по новому месту жительства.

Штраф, но сначала – предупреждение

Если во время подачи документов будет установлено, что лицо просрочило сроки для регистрации нового места жительства, работник органа регистрации составляет на него административный протокол за совершение административного правонарушения, уточняет Михаил Баран. Согласно новому порядку, особе, которая нарушила срок регистрации впервые, грозит только предупреждение.

Если же такое правонарушение повторится при следующей смене места жительства в течение года – тогда уже налагается штраф. Размер штрафа установлен от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан – от 17 до 51 гривны. Раньше в таком случае, сразу без предупреждения, налагался штраф в таком же размере.

Однако, комментирует Евгений Власов, действующее законодательство различает два понятия: "место жительства" и "место пребывания". Под последним понимается проживание в конкретном помещении менее 6 месяцев.

Получается, что административной ответственности лицо может быть подвергнуто лишь за нерегистрацию места проживания, а не за нерегистрацию места пребывания, – отмечает Власов.

Кроме того, по его словам, если же не проводить снятие с регистрации своего места проживания, то получается, что и обязанности осуществить регистрацию в течение 30 дней не возникает, а следовательно и не возникает оснований для привлечения к ответственности.

К тому же, протоколы об административных правонарушениях должны составлять уполномоченные органы местного самоуправления, а непосредственно привлекать к административной ответственности должны исполкомы местных советов, уточняет Власов.

Если человек арендует жилье – как быть с пропиской?

Постановление определяет, что документом, который подтверждает право на проживание в жилье, в частности, может быть и договор найма (поднайма, аренды), отмечает юрисконсульт ООО "ХЕСТОРІЯ Украина-плюс" Михаил Баран. В этом случае законодательство не требует личного присутствия собственника жилья при регистрации места проживания. Кроме того, комментирует эксперт, постановление не содержит каких-либо особых требований к виду, в котором должны подаваться такие договоры.

Таким образом, человек, который снимает жилье по договору, может лично обратиться в органы регистрации и зарегистрировать свое место фактического проживания,
– объясняет Баран.

Однако, добавляет он, учитывая значительный налог на прибыль со сдачи в аренду жилья, большинство собственников договоры аренды вообще не заключают, а если и заключают, то в одном экземпляре, который оставляют себе на случай причинения нанимателем ущерба в виде повреждения помещения.

Что касается снятия с регистрации лиц, которые все-таки пришли к согласию с собственником жилья, заключили договор и осуществили регистрацию своего места фактического проживания, то основанием в этом случае будет окончание срока действия договора. В таком случае снятие с регистрации можно провести как по заявлению нанимателя, так и собственника, отмечает Михаил Баран.

В целом, увеличение срока до 30 дней и отсутствие при первом нарушении-штрафа, по мнению эксперта, положительно повлияет на порядок предоставления услуги. Однако, несмотря на то, что штраф незначительный, бюджет органов местной власти не получит средств, ведь нарушители теперь в первый раз будут предупреждены.

Однако, скорее всего, массовости в привлечении к ответственности ожидать не следует, отмечает Власов, несмотря на то, что штраф будет применяться только за второе нарушение.

Читайте также: Предотвратить рейдерство: что и для кого изменилось при регистрации права собственности