Родительские комитеты станут самоорганизованными и ответственными, – эксперт
Родительские комитеты никто не собирается отменять. Наоборот, их возможности еще и расширит новый закон об образовании. Об этом в комментарии сайту "24" отметила эксперт реанимационного пакета реформ, соучредитель и директор общественной организации "Украинский научный клуб", депутат Киевсовета Наталия Шульга.
Она напомнила: в сентябре прошлого года был принят новый базовый закон об образовании. "Когда такой закон принимается на 10-15 лет, после его имплементации идет ревизия всех нормативных актов, которые должны быть отменены, согласно принятого нового закона. Поэтому все устаревшее будет отменяться, это нормальный процесс и не надо пугаться", – подчеркнула Шульга.
Относительно родительских комитетов, то, по словам эксперта, они являются частью так называемого общественного контроля, общественного самоуправления. Оно никак не может быть отменено, так как утвержденное базовыми законами, в частности, Конституцией. Поэтому закон об образовании никак не может отменять общественное самоуправление.
Родительским комитетам (или советам) как органу управления согласно новому закону предоставляется возможность делегирования их представителей в педагогические советы – профессиональные органы управления в образовании. Это даже еще больше свободы в выборе родителями формы участия. Поэтому ни о какой ликвидации не может идти и речи. Когда мы писали закон – 10 лет обсуждали концепцию, еще 3 года ежедневно работали над этим, все стейкхолдеры были задействованы в этот процесс, включая общественные и родительские организации по всей стране,
– отметила Наталья Шульга.
Основная идеология реформ, по выражению эксперта, "ломка заборов и открывание шлагбаумов". Потому что мы переходим от изолированных образовательных и научных систем к открытым системам, к открытому включению в мировой контекст. Поэтому во всех новеллах законов есть увеличение свободы принятия решения гражданами на всех уровнях.
Не так, как написано в приказе МОН или в Указе Президента, от "забора" до "забора", а дается больше свободы для самоорганизации, саморегуляции. Но при этом появляются нетрадиционные для нас элементы: ответственность, прозрачность, отчетность. Это то, что новое в законе указано, и это не очень адекватно воспринято теми родительскими органами, что занимались зарабатыванием денег на родителях,
– отметила эксперт.
Как рассказала Наталья Шульга, еще будучи председателем комиссии в составе Киевского городского совета она "открыла феномен оплаты каких-то денег на какие-то нужды школы или садика". И не нашла ни одной школы или садика в Киеве, где бы не собирали хотя бы минимально 100 гривен в месяц. А когда проанализировала этот процесс системно, то поняла, что образовательный стандарт недофинансируется, в лучшем случае в Киеве – финансирование на 85%. А в те 15% как раз входили расходные материалы – бумага туалетная, бумага для печати, заправка картриджей, оборудование кабинетов естественных наук, покрытие на сцене и тому подобное. А были школы, которые недофинансировали на 35-40%. "Поэтому была логика – обращаться к родителям за помощью. Или к спонсорам, депутатам и тому подобное. Мы за два года эту ситуацию в Киеве исправили, мы 100% финансируем образовательные стандарты, поэтому идеология сбора средств исчезла", – заверила Шульга.
Поэтому в законе об образовании среди принципов общественного самоуправления и государственно-общественного управления в сфере образования появляется принцип "открытость, прозрачность и гласность" (ст.70, п.8). А это значит, что нужно отчитываться. Поэтому в статье 30 пункте 3 записано, что учебные заведения, которые получают публичные средства, и их учредители обязаны ежегодно публиковать на своих веб-сайтах полную смету и финансовый отчете. Я сейчас подала обращение, которое будем рассматривать, об анализе финансовой отчетности учебных заведений в Киеве. Закон по этой статье уже вступил в силу, это надо было еще до 1 декабря этого года сделать. Посмотрим, как это было выполнено,
– сказала Шульга.
Раньше все утверждалось на уровне Министерства образования и науки, каждый "чих", подчеркнула эксперт. Теперь мы отходим от этого. Даже если общественные и родительские организации будут настаивать, чтобы было утверждено какое типовое положение, это не значит, что все должны его себе скопировать и использовать. В типичных положениях обязательны статьи, предусмотренные законодательством, и вариативные статьи, описывающие особые ситуации, в сельской местности или столице, потому что они отличаются.
"Поэтому это детальнее будет прописываться в специальном законе о среднем образовании, дошкольном и профтехобразовании. Там могут возникнуть все эти специфические вещи взаимодействия родителей, педагогического коллектива и учредителей. И идея в том, что должен быть консенсус и согласие между руководителем учреждения, педагогическим коллективом и родителями. Как только достигают согласия в сотрудничестве – свое положение утверждают и работают", – пояснила Шульга.
Напомним, Минобразования приказом №1649 признало утратившим силу приказ "Об утверждении примерного положения о родительских комитетах (советах)". Позже в министерстве разъяснили, что отмененные приказы были частью старого законодательства, при этом Министерство образования никак не может "запретить" родительские комитеты.