"Секретный" сбор: кому и за что мы платим, покупая технику

21 июня 2017, 20:01
Читати новину українською

Все общегосударственные налоги и сборы в Украине должны быть предусмотрены Налоговым кодексом Украины. Это правило гарантирует прозрачность обязательных платежей для населения и бизнеса. Однако в Украине существует специальный платеж, который не предусмотрен Налоговым кодексом и не называется налогом или сбором, а называется "вычетом". И платится это отчисление не в государственный бюджет.

Что это за сбор, кому и зачем он платится – разбирались журналисты сайта "24" вместе с экспертом сектора IT Офиса эффективного регулирования Игорем Самоходским.

Читайте также: Налог на недвижимость: кто и сколько должен заплатить

"Болваночний" сбор

Речь идет о сборе с чистых носителей ( "болваночний сбор", "сбор за частное воспроизведение"). Он создан для поддержки авторов/исполнителей, как украинских, так и иностранных. Когда импортер ввозит в Украину технику, он должен уплатить сбор в виде процента от ее стоимости (до 1,5%). Это предусмотрено статьей 42 Закона "Об авторском праве и смежных правах". А в перечне постановления Кабмина №992 есть тридцать три вида техники, из которых платится этот сбор.

В частности, в списке есть:

– мобильные телефоны,
– ноутбуки,
– планшеты,
– флешки,
– телевизоры.

Соответственно, когда мы покупаем технику, то тоже платим этот сбор.

Примечательно, что сбор этот уплачивается частному лицу – организации коллективного управления (ОКУ), а не в бюджет государства. Всего в стране только 2 ОКУ, уполномоченные государством получать средства от сбора. Эти организации должны распределить полученные средства среди авторов и исполнителей.

Но информация о том, сколько всего средств собирается ОКУ, является коммерческой тайной. Поэтому сказать со 100% уверенностью, о каких суммах идет речь, сложно. Эксперты оценивают уровень сбора в 5-6 миллионов гривен в год всего, уточнил Самоходский.

Почему сбор непрозрачный

Больше всего беспокоит эта "секретность" – ни граждане, ни предприятия не знают, сколько денег они заплатили в целом в виде сбора двум ОКУ. Дальше – не существует порядка распределения собранных средств среди авторов и исполнителей. Каждая из двух ОКУ сама решает, как и кому она перечислит средства. По каким принципам они это делают – можно только догадываться. Так же неизвестно, какие исполнители эти средства получают и получают ли вообще.

Более того – этот сбор становится причиной для судов между ОКУ и компаниями-импортерами, в том числе известными международными брендами. В едином Реестре судебных решений можно найти иски ОКУ только за последний год к ASBIS-Украина, Сони-Украина, Элко Украина, Филипс Украина, уточнил Самоходский. Сумма исковых требований обычно колеблется в пределах от ста тысяч до миллиона гривен.

При этом, говорит эксперт, уполномоченные ОКУ часто ссылаются на то, что такое отчисление является "европейской практикой". Но такой сбор существует не во всех европейских государствах. А там, где собирается – практика абсолютно разная. Кое-где собранные средства должны быть распределены среди авторов (как это, в теории, должно быть и в Украине), в некоторых странах средства направляются в специализированный фонд. Кроме того, нет единой практики относительно того, с чего делать отчисления – с носителей (CD, жесткие диски, флешки) или с оборудования (телефоны, планшеты).

Но вряд ли какая-либо страна может посоревноваться в непрозрачности сбора и распределения средств с Украиной.

При этом во многих странах Европы и на уровне ЕС в целом идет большая дискуссия о том, что этот сбор не только неэффективен, но и устарел идеологически. Когда вводились такие отчисления, то объекты авторских прав распространялись на цифровых носителях: музыка записывалась на CD, фильмы – на CD и DVD. Сегодня же контент потребляется и распространяется преимущественно онлайн, без записи на носитель. Поэтому его актуальность вызывает много вопросов.

В Офисе эффективного регулирования предлагают приостановить действие этого сбора, а также разработали соответствующий проект постановления.