Децентрализация власти: какие изменения ждут простых украинцев

15 августа 2015, 11:10
Читати новину українською

Красивым и необычным словом "децентрализация" в Украине зовут процесс, благодаря которому местным общинам больше не придется ради нормальных условий собственного существования стоять с протянутой в сторону центральной власти рукой.

Аспектов влияния на украинскую жизнь в контексте этой реформы множество —от налогов до избирательного права. Начнем с вопроса: какие первые изменения ждут украинское общество.

Чтобы начать собственную децентрализацию, нужна конституционная реформа, поскольку передача полномочий от Киева в обл- и райцентры предусматривает ряд законодательных изменений.

Эти же изменения, над которыми работает ряд экспертов, комитетов и групп, пока проголосованы в парламенте в первом чтении. Далее нужно получить 300 голосов на следующем заседании Верховной Рады.

Власть = деньги

На местах формировать свои потребности в деньгах и самим их удовлетворять — такая самая главная цель децентрализации.

"Децентрализация дает перенос власти на уровень местной общины — и власти, и денег. То есть, мы с вами на местном уровне сможем решать больше вопросов. Это будет нормальная европейская практика, когда деньги и власть будут больше сосредоточены на уровне местных общин, а не сначала все будет идти "наверх", а потом соответствующим образом распределяться. Власть, собственно, и есть деньги. А деньги — это власть ", — очертил в комментарии для сайта "24" главную задачу этой реформы политический эксперт Центра общественных отношений Евгений Магда.

Первые шаги

Алгоритм собственно децентрализации следующий. Во-первых, предполагается определить территориальную основу органов местного самоуправления и исполнительной власти, а для этого — создать трехуровневую систему административно-территориального устройства в Украине. Планируется, что это будут 27 регионов, 120-150 районов и 1500-1800 общин. То есть, произойдет и административная реформа.

Во-вторых, реформаторы планируют разграничить полномочия между органами местного самоуправления разных уровней, а именно — наиболее важные для людей полномочия передать на ближайший к людям уровень власти. Например — о ремонте школьной крыши беспокоится горсовет, а не облсовет. Так же должны быть разделены полномочия между самоуправлением и исполнительной властью, причем последней — останется только право контроля.

"Представитель центральной власти — префект, будет иметь полномочия останавливать незаконные действия. Он также будет координировать работу правоохранительных органов и осуществлять государственные и национальные программы", — пояснил в комментарии сайту "24" политолог Александр Палий.

А вот исполнение местных и региональных программ будет полностью зависеть от местных властей. Для этого реформа предусматривает обновление бюджетной системы.

"Изменения хорошие, они дают возможность местным властям взять часть полномочий от государственных администраций. Это формирование бюджета, исполнение местных и региональных программ. Практически на места отдано все, кроме самых главных сфер — оборона, безопасность", —уточнил Палий.

Говоря простыми словами — местные органы самоуправления теперь сами будут формировать свой бюджет, смогут объединять усилия и финансы. Таким образом — у них появятся ресурсы для решения неотложных вопросов и развития. Так для финансирования местной программы не надо будет клянчить денег из Киева и гадать — дадут-не дадут, а можно заложить их в бюджет, и использовать по назначению.

Еще один важный аспект — децентрализация предполагает сделать органы местного самоуправления подотчетными перед избирателями и государством. Чтобы граждане могли быть уверенными, что те, кого они избрали на выборах, должны зарекомендовать себя в работе. Иначе следующих выборов им не видать.

Быстро сказка сказывается

Вместе с очевидной необходимостью изменения государственных полномочий, приходится мириться с тем, что законотворческая машина не такая быстрая, как хотелось бы. Как уже отмечалось, парламент второй раз должен рассмотреть изменения в законодательстве по децентрализации. Эксперты не выражают категорический оптимизм по этому поводу.

"Пока нет четкой уверенности, что изменения по децентрализации будут проголосованы. И наберется ли за них 300 голосов — я не уверен", — считает Евгений Магда.

Но, несмотря на все, по мнению эксперта, до конца года изменения должны быть проголосованы. Александр Палий также считает осень-зиму 2015 крайним сроком для внедрения децентрализации.

Читайте также: Что для украинцев будет означать децентрализация

Янина Ткачук