Гройсман против безработных
Что фактически означает заявление премьер-министра о его нежелании содержать службу занятости?
На последнем заседании правительства его глава Владимир Гройсман в экспрессивном тоне коснулся двух тем – повышение минимальной зарплаты и функционирования Службы занятости. За первое Гройсман сам себя искренне похвалил. А вот что касается второго, то Службе занятости было туго. Гройсман пообещал всех разогнать. Если только Служба не начнет выполнять не свойственную ей функцию - создавать рабочие места.
Что разозлило премьера?
"И отдельно хочу сказать о Службе занятости. Я не собираюсь удерживать службу занятости. Я не собираюсь удерживать безработных. Я собираюсь дать людям нормальную работу и нормальную заработную плату", - говорил премьер-министр в прошлую среду.
Изменение этой философии должно быть на повестке дня тех, кто сегодня занимается Службой занятости. Я просил бы, чтобы вы (обращаясь к министру соцполитики Реве - Авт.) донесли это до руководства Службы занятости. А нет – то разгоню. И приведем тех людей, кто сможет нормально ситуацию там наладить.
"Мне эти байки статистические не нужны, я уже заслушал их не один раз. Я считаю, что надо изменить модель финансирования: из модели финансирования службы на модель поддержки создания рабочих мест", – добавил Гройсман.
К эффективности или неэффективности Службы занятости вопросов может быть много. Однако неизменным остается один постулат: Служба занятости является посредником между работодателем, который чувствует заинтересованность в рабочей силе, и поисковиком вакантного места. Свести их вместе и "подружить" – это и есть задача Службы. Плюс фиксировать для полноты картины те же "статистические басни", которые так раздражают Гройсмана. Создавать же рабочие места или каким-то образом их "поддерживать" (что здесь имел в виду глава правительства – неясно) отнюдь не является сферой ответственности Службы занятости.
Обычно в странах традиционной демократии этим занимаются правительства. Они способствуют освоению новых отраслей производства, где нужны рабочие руки, или же приглашают иностранных инвесторов с готовыми проектами и потребностью в тех, кто возьмется эти проекты внедрять. Из Украины же инвесторы бегут – только в течение 2016-го сразу несколько крупных компаний покинули наш рынок. Например, полностью свернула деятельность компания по производству упаковки Tetra Pak. Кроме того, о намерении покинуть нашу страну заявили и две большие финские компании: производитель красок Tikkurila объявил о решении продать завод под Киевом, а Ruukki уже вывезла производственные мощности, и теперь сэндвич-панели будут завозить в страну из Польши.
Анализ причин того, почему так происходит, является отдельным разговором. Среди "демотиваторов" – и война, и политическая нестабильность, и в целом плохие прогнозы развития. Кто-то из капиталовкладчиков приостановил наращивание оборотов, а кто-то и вообще вывел капитал из нашей страны. Согласно статистике, в течение 2016-го реальный сектор экономики (прежде всего энергетика и АПК) получил чуть более 1 млрд долларов инвестиций – при необходимости минимум 10 млрд. Не забывайте и о коррупции в мировом рейтинге восприятия которой Украина заняла 130-е место из 168- мы позиций, оказавшись рядом с Ираном, Камеруном, Непалом, Никарагуа и Парагваем.
Таким образом, на иностранные капиталовложения не стоит возлагать особые надежды. Следует рассчитывать на собственные силы и возможности, а они в Украине довольно скромные. По данным Минсоцполитики, 30% рабочих мест, которые предлагают украинцам – это низкооплачиваемая и низкоквалифицированная работа. Для создания привлекательных рабочих мест государство собирается стимулировать работодателей.
В первую очередь, приоритет по созданию рабочих мест будет в аграрной отрасли, IT и промышленности. Речь идет не о льготах для них, а о создании определенных условий – создание технопарков, территорий приоритетного развития. Для этого при Кабмине создали Комитет по развитию промышленности. Также у нас есть инфраструктурные проекты. В 2016 году было капитально отремонтировано 1000 км дорог, в этом планируется – 2000 км, на что привлечено 40 млрд грн. Компании, которые будут выполнять эти подряды, очевидно, будут привлекать к работе новых людей. Также рабочих рук требует Укроборонпром, и зарплата там растет, и есть госзаказ,
– говорит Андрей Рева.
Тонкости украинской безработицы
Что ж, подобные планы интересны. Но прежде, чем продолжать эту тему, дадим в конце концов определения украинского безработного. Дело в том, что именно украинская безработица онтологически отличается от того, что под этим обычно понимают в мире. Наш безработный может быть где-то приспособлен неофициально и получать зарплату в конверте, что, конечно, затрудняет любые подсчеты.
Недаром процент занятости взрослого населения Украины на сегодняшний день составляет лишь 52,6%. Андрей Рева отмечает, что из 26-ти миллионов человек трудоспособного возраста официальную работу имеют только около 16-ти миллионов человек. Министр добавляет, что низкий уровень заработной платы украинцев и недостаток рабочих мест для квалифицированных работников провоцирует масштабную миграцию части населения страны.
Наличие значительного количества рабочих мест без требования к квалификации и низкий уровень оплаты труда приводит к тому, что люди уезжают в другие страны в поисках лучшей доли,
– отмечает Рева.
А теперь еще немного "статистических басен". Самые свежие данные касаются ноября 2016 года. Количество официальных безработных в Украине, по данным Госкомстата, в течение этого месяца увеличилась на 337,9 тысячи человек. В то же время, по информации самого ресурса по поиску работы и сотрудников – компании Work.ua, количество вакансий на рынке труда Украины в 2016 году увеличилось по сравнению с 2015 годом на 62%. А согласно проведенному исследованию экспертно-аналитического центра HeadHunter Украина, за 2016-й количество вакансий на рынке труда Украины выросло в среднем по стране на 46% по сравнению с 2015 годом. Так, все не так плохо?
Сам себе рекрутер: украинцы часто ищут работу на интернет-площадках, и такой ресурс, как Work.ua, приходит на помощь
С одной стороны, да. Украинцы привыкли рассчитывать сами на себя, не привлекая к собственным хлопотам государство. Поэтому тот же ресурс Work.ua есть, по сути, рекрутинговой компанией, которая частично взяла на себя функции Службы занятости. Однако беда в том, что значительная часть работодателей, по-прежнему остается в тени. Это плохо и для экономики страны, которая недополучает часть налогов, и для самих работников, лишенных социальной защиты. Между тем вице-премьер Павел Розенко утверждает, что в нашем государстве зафиксировано 1,9 млн "классических безработных". Под словом "классические" Розенко подразумевает то, что эти безработные не получают доходов "ни в легальном сектореэкономики, ни в нелегальном". Впрочем, откуда у Розенко такая уверенность о нелегальном секторе – остается непонятным.
В Украине насчитывается 1,9 млн безработных, говорит Розенко. А по данным Ревы, из 26 млн трудоспособного населения работают только 16 млн
Еще одна реформа
И сколько бы безработных в Украине не было – 1,9 млн или 10 млн – эти граждане нуждаются в помощи государства. Что собирается предложить им правительство, кроме обещания больше их содержать? А правительство собирается предложить им ... еще одну реформу. На этот раз – реформу Службы занятости.
Так, по словам вице-премьера Розенко, Центры занятости отныне "будут обучать, предоставлять курсы. И эти услуги будут бесплатными". Для этого, говорит министр соцполитики Андрей Рева, законодатели напишут новый Закон о занятости.
Сегодня у безработных нет никаких стимулов, чтобы идти работать. Если прожиточный минимум равняется минимальной зарплате, и этому же равно пособие по безработице, то вопрос: если 1450 можно получать, не работая, пойдет человек работать за такую зарплату? Поэтому был сделан первый шаг – подняли минимальную зарплату до 3200 грн. Далее очередь за созданием рабочих мест,
– говорит Рева.
Центры занятости реформируют уже полтора года. По крайней мере, сообщение от Павла Розенко на эту тему датированы июнем 2015 года
(Заметим в скобках, что проблема перезагрузки Службы занятости Павел Розенко – на тот момент министр социальной политики – эксплуатирует с июня 2015 года. Один из его постов на Facebook, посвященный этой теме, датирован 25.06.2015. А говорится в этом сообщении следующее:
Сегодня объявил старт реформы государственной службы занятости. Будет создано Национальное агентство занятости на базе существующей Государственной службы занятости и системы центров занятости. Кардинально меняем назначения системы и акценты в ее деятельности. Не бюрократы, не чиновники в костюмах, а мобильная, активная и мощная сервисная служба с одним требованием – предоставление качественных услуг по трудоустройству, профориентации, переквалификации и др. для населения. Не командовать и управлять, а работать и помогать,
– пишет Розенко.
Через полтора года после этих громких заявлений – воз и ныне там, хотя некоторое оживление вокруг Службы занятости наблюдается после критических слов премьер-министра, процитированных выше).
Четкие очертания реформа Службы занятости пока не получила. Ряд моментов остается несогласованным. Например, пока не ясно, сократят период, в течение которого безработному выплачивают помощь (сейчас он составляет не более 360 дней в течение двух лет). Законопроект, который урегулирует этот вопрос находится в стадии разработки.
Второй момент касается дефиниций понятия "подходящая работа", как это называет вице-премьер Розенко. Данное понятие, по его словам, планируется расширить таким образом, чтобы человек не мог отказаться от вакансии на основании того, что она ему "не нравится", как это происходит сейчас.
Будем стимулировать человека к активному участию в общественных работах,
– говорит чиновник.
Третий нюанс, как утверждают эксперты, связан не только с тем, чтобы поощрить соискателя работы согласиться на предложенный вариант, но и с тем, чтобы уговорить работодателя дать официальное объявление в государственный центр занятости, а не разместить его, например, на той или другой интернет-площадке. Первое оборачивается для работодателя большей ответственностью – ведь выплату заявленных им зарплат и уплаченного с них единого социального взноса проверят фискальные органы.
Однако для того, чтобы реформа Службы занятости начала работать, нужны не только новые рабочие места, но и доступное кредитование. Также нужно "разогнать всех боевиков-радикалов, которые захватывают предприятия, закрутить гайки проверяющим и чтобы установилась властная вертикаль", – говорит экономист Александр Охрименко. Его вердикт неутешителен:
Скорее всего, реформа закончится ничем, на ней только разворуют бюджетные деньги, как это уже не раз бывало.
К сожалению, есть основания полагать, что господин Охрименко прав. Украине в последнее время не везет ни с реформами, ни с реформаторами. Хотя, возможно, на этот раз триумвират Гройсмана, Розенко и Ревы таки удивит украинский народ? И ту его часть, которая страдает от безработицы, и ту, которая уже имеет запись в трудовой книжке.
Читайте также: Обещания Гройсмана: как правительство планирует повысить уровень жизни украинцев и "предупреждает" ФЛП