"Культура без культуры". Без комплексных изменений украинская культура может исчезнуть
Боритесь и поборете! Слова классика стали пророчеством для современной украинской культуры.
Все 20 лет в Независимой Украине она без дня отдыха боролась и доказывала, что достойна существования. Впрочем, ростки культурного свободомыслия украинцев проросли задолго до августовского путча 1991-го. В 1989 году в Черновцах свободные по духу украинцы организовывауют первый арт-фестиваль "Червона Рута".
"Когда империя начала трещать, разваливаться - мы задумали "Червону Руту" для того, чтобы дать возможность молодым украинским музыкантам реализоваться", - говорит директор фестиваля "Червона Рута" (1989 год) Тарас Мельник.
"Рута должна решить вопрос, чтобы украинское было современным", - говорит соучредитель фестиваля "Червона Рута" (1989 год) Кирилл Стеценко.
"Само действо дало огромный толчок другим людям, зрителям. Они до сих пор это русло украинскости держат, и являются его создателями", - говорит искусствовед Юрко Зеленый.
В те же времена Майкл Джексон подписывает свой миллиардный контракт, Квин - в ротации со знаменитой "Show must go on". А в Украине, как протест, реакция на слом, рождаются Кому Вниз, Братья Гадюкины, Мертвый Пивень и Скрябин. 1991 года "Украина" Тараса Петриненко становится своеобразным саундтреком провозглашенной независимости.
Параллельно, через тернии пробивается и украинская книга. Ее обкладывают безумными налогами, и несмотря на закрытые магазины и засилье русской литературы, она тоже становится самостоятельной.
"А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га" началась счастливо - она началась с азбуки. Обложка, нашей первой книги начиналась с ангела, и я иногда надеюсь именно на этого ангела ", - говорит директор издательства "А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га" Иван Малкович.
Проходит несколько лет и хрупкой культуре удается не только встать на ноги, но и начать ходить. На украинской сцене появляются тогда еще молодые и экспрессивные ВВ и "Океан Эльзы".
"Если считать состояние души "Океана Эльзы"- то он находится вокруг нас. Эта вещь - "Океан Эльзы", это наша религия ", - говорит музыкант группы "Океан Эльзы" Павел Гудимов.
"Если бы я работал физиком, так как я планировал сначала - я бы от этого не перестал писать песни", - говорит музыкант группы "Океан Эльзы" Святослав Вакарчук.
Собирает вокруг себя молодых и перспективных Художественное Агентство Территория А. Украинская доказывают - имеют не только качественный рок, но и хорошую поп музыку. Юрко Юрченко, Аква Вита, Саша Пономарев собирают вокруг себя первые в Украине официальные фан-клубы.
"17 сентября 95 года, когда мы обсуждали с руководством канала, они искали какой-то мощный украинский культурный проект - я им предложил хит-парад", - говорит основатель художественного агентства "Территория А" Александр Бригинец.
Все шире открываются границы и для иностранных артистов. Кроме гостей из России, для которых Украина становится ареной для "зарабатывания денег", происходят и первые выступления звезд с мировыми именами - иллюзиониста Дэвида Коперфильда, оперной дивы Монтсеррат Кабалье и рокеров Скорпионс.
"Больше всего времени ушло на то, что убедить, что Украина все-таки отдельная страна, а не республика Советского союза, не часть России, как многие привыкли думать", - говорит спикер концертного агентства Юрий Гулевич.
Между тем, фестивали появляются во всех украинских городах, как грибы: "Таврійські ігри", "Перлини сезону", "Рок-екзистенція", "Джаз-Коктебель" и "Країна мрій". Украинская составляющая в творчестве многих становится определяющей. Мечтательное "Романсеро" Мандрів, воспалительные "зроби мені хіп-хоп" Танка на Майдані Конго и "100% плагіат" Тартака - звучат в каждом доме. Украинское становится модным.
"У нас появилась такая целая этно-волна. В любой точке мира является узнаваемой и связывается сразу - что это где-то из этого угла мира ", - говорит искусствовед Юрко Зеленый.
На этой же волне Руслана со своими "Дикими танцами" поражает консервативных европейцев. Как результат - первое место на "Евровидении-2004" в Стамбуле и возможность провести следующий конкурс в Киеве.
В этом году патриотизму украинцам бросают вызов. "Оранжевая революция" объединяет вокруг себя десятки музыкантов. Украинская музыка в инфо-пространстве зазвучала еще громче. Но ненадолго.
Между тем, просыпается киноотрасль. Традиционно, без поддержки государства, а скорее вопреки, режиссеры снимают работы, заметные в мире. Степан Коваль поражает жюри "Берлинского кинофестиваля" пластилиновым "трамваем № 9", а Игорь Стрембицкий с короткометражкой "Путники" становится первым украинским - победителем в Каннах.
Прибавляется работы и у кино-дистрибьюторов. Кабмин издает постановление, об обязательном дублировании всех иностранных фильмов на украинский язык. Тем самым разделяет кино-прокат в Украине на "до" и "после". Уже через несколько лет в Украине появится первая студия дубляжа, которую официально признает "Dolby".
"2006 года дублирование фильмов на украинский язык вызвало бурную реакцию общества. Одни не сдерживали радости, другие - демонстративно бастовали. Впрочем, уже первый пример - анимационный фильм "Тачки" - заставил даже скептиков изменить мнение. Оговорки в кассах кинотеатров "дублирован украинским языком" - никого не отпугнули. Люди массово пошли в кинотеатры .. Мировое кино тогда уверенно и громко заговорило на украинском ", - говорит журналист Юлия Даценко.
"Если не брать суть культурного значения этого события, то это появление новой отрасли в экономике страны. С каждым годом мы приобретали все больший опыт и сейчас мы работаем на уровне с другими странами ", - говорит исполнительный директор студии дубляжа Алина Гаевская.
Продолжают говорить на украинском и герои популярных книг. И не только говорить, но и метко и остроумно шутить. 25 сентября 2007 роман "Гарри Поттер и дары смерти" выходит раньше всех других переведенных версий книги.
"Сначала я был такой уставший, хотел чтобы оно по поскорее закончилось, но когда был последний раздел, то почувствовал, что хочется оттянуть этот момент. Еще немножко, еще немножко. Так как 7 книг уже перевели, дальше уже ничего нет .. ", - говорит переводчик Виктор Морозов.
Украинские книги признают на международных форумах, переводят на множество языков. Об Украине узнают все больше людей. Звезды мировой величины все чаще включают Киев в свои туры.
"Да, это Пол Маккартни мне сказал - ты должен поехать в Киев", - говорит музыкант Ринго Старр.
"Я не знаю очень много, но когда я жил в Филадельфии, мои соседи-украинцы мне кое-что рассказывали, кое-что видел по телевидению", - говорит кинорежиссер Дэвид Линч.
"Вы знаете, я также немного украинец по матери. Даже, если я не могу ни слова сказать на украинском - я чувствую некоторую невидимую связь с этой страной ", - говорит писатель Уильям Пол Янг.
"Вот так и случилось. Сперва один приехал, потом другой, и так они узнали, что есть Украина. Более того, у нас очень благодарный слушатель. Конечно, им приятно приезжать ", - говорит директор концертного агентства Николай Исидоров.
И хотя Джордж Майкл, Элтон Джон, Стинг, Мьюз и Плесибо - привычные гости в столице, проблем с национальной культурой из года в год становится больше. Когда сильные фестивали подстраиваются под денежных продюсеров, меняют форматы, а некоторые даже исчезают.
"Країна мрій никогда не получала поддержку от государства. Если бы была поддержка - мы бы делали в 10 раз больше ", - говорит организатор фестиваля "Країна мрій" Олег Скрипка.
Скандалы перекидываются и на беспроблемное до того - "Евровидение". В нацотборе не могут определиться с представителями от страны, с нарушениями считают голоса. Впрочем, некоторым певцам, удается даже несмотря на это - остаться патриотами.
"Это лучшее, что есть на земле - это флаг Украины. В России раздают матрешки, а мы раздаем украинские флаги, потому что мы самые рьяные патриоты нашей страны и мы этим гордимся ", - говорит певица Светлана Лобода.
Пиком кризиса в культуре, по признанию экспертов, становится ливень талант-шоу на телевидении. Петь начинают все - от домохозяек до шахтеров.
"Их цель - не создание артиста, а создание звезды. Это совершенно разные вещи ",-говорит поэт-песенник Александр Бригинец.
"Часто люди не могут справиться с резкой популярностью, которая нападает на тебя врасплох и они ломаются. Телевизионные проекты, они создают феномен звезды за один день и очень часто это "за один день" превращается "в один день", - говорит музыкант Святослав Вакарчук.
"Каждый продвигает кто свою любовницу, кто свою дочку, кто жену. Оно есть везде в мире, но нигде в мире оно не имеет такого процента ", - говорит искусствовед Юрко Зеленый.
После 2010-го на передовой опять кино, и снова - без поддержки государства. В Украине, или в кооперации, снимают так же редко, но метко. Фильм "Счастье мое" Сергея Лозницы впервые попадает в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля, "В Субботу" Александра Миндадзе - на Берлинале. 2011-го Марина Врода приобретает "Пальмовую ветвь" за лучший короткометражный фильм.
"Можно говорить простые вещи, и не за достаточно большие средства, и попадать в Канны. Это правда! Но главное, что мы будем думать об этом фильме в Украине, как мы воспримем этот фильм ", - говорит режиссер фильма "Кросс", обладательница "Пальмовой ветви" Марина Врода.
"Мы видим новое поколение режиссеров, драматургов, и это очень отрадно. Мы хотим быть с ними и в будущем - делать с ними украинское кино", - говорит кинодистрибьютор Богдан Батрух.
В профильном министерстве уверяют - помогать молодым художникам вот-вот начнут. Правда, когда и как - не уточняют.
"Мы постараемся отобрать, возможно, их будет меньше - этих проектов, но действительно таких, за которые нам не будет стыдно, и о которых услышат и в Каннах, и на других фестивалях, и на украинских в том числе", - говорит министр культуры Украины Михаил Кулиняк.
А проблем становится больше - гастрольный бизнес политики обкладывают пошлинами, книгоиздательство борется за право пользоваться льготами, Кабмин отменяет постановление о дублировании фильмов на украинском, обостряются вопросы авторских прав. Фактически остановились в развитии театры, академические - почти исчерпали себя, а предпосылки для появления современных - отсутствуют.
"Мы так и не смогли европеизировать украинскую культуру, она как была, так и осталась в своей орбите постсоветской, она в очень многих случаях вторичная", - говорит музыкант Святослав Вакарчук.
"Для младшего поколения украинская культура - мне даже страшно думать, как она для них выглядит. Неужели, как Поплавский, или такие как он ", - говорит директор издательства "А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га" Иван Малкович.
Художники подчеркивают, сегодня - точка без возврата. Без комплексных реформ на всех уровнях страдающая украинская культура может исчезнуть как явление.