К барьеру: акции протеста – начало парламентских выборов?
Митинги возле Верховной Рады с требованиями принять большую политическую реформу наблюдатели назвали фальстартом парламентских выборов. Но осеннее противостояние между властью и оппозицией однозначно свидетельствует о начале избирательной кампании.
Как повлияют события у парламента на избирательный процесс и рейтинги политических сил – в материале сайта "24".
"Их мало, но они в тельняшках"
Акции протеста 17 октября стартовали с размахом. Под Верховную Раду вышли активисты 12-ти общественных организаций и партий, что на первый взгляд свидетельствовало о единстве нынешней оппозиции. Как известно, организаторы протестов требовали от президента и Верховной Рады принять пакет законов: об антикоррупционном суде, о парламентских выборах по открытым партийным спискам и об отмене депутатской неприкосновенности.
Читайте также: Геращенко выдвинула ультиматум "Самопомочи"
Как отметил директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, Петр Порошенко переиграл оппозицию смыслами – и в тот же день подал в парламент законопроект об ограничении неприкосновенности. Два законопроекта – президентский и оппозиционный – депутаты 19 октября отправили на экспертизу в Конституционный суд.
Хотя в первые дни между протестующими и правоохранителями произошли довольно горячие схватки, они постепенно стали угасать. По словам Кулика, коалиции "Украина без Порошенко" не получилось. А возле Верховной Рады осталась самые стойкие, которые сделали выводы из ошибок – "Движение новых сил" Михеила Саакашвили, который пообещал продолжить акцию до 7 ноября, и представители "Самопомочи".
Читайте также: Конфликт Авакова с Порошенко: министр дал комментарий
Конфликт с оппозицией, похоже, обеспокоил Порошенко. Президент Украины публично заявил, что протесты – это нормально для демократической страны. А вот за кулисами, как написали СМИ, Порошенко поссорился с министром внутренних дел Арсеном Аваковым из-за того, что последний допустил установку палаточного городка. Очевидно, эта картинка со времен первого и второго Майдана для президента создает определенный психологический дискомфорт. Причем настолько большой, что генпрокурор Юрий Луценко решил помочь президенту. Он заявил, что протесты финансируются из-за границы и есть угроза силового переворота. По мнению Виталия Кулика, власть боится и готовится к силовому разгону.
Обещанного три года ждут
Хотя акции протеста не приобрели массовый характер, это будет иметь последствия и для провластных сил, и для оппозиции. По словам главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, причины в том, что требования политической реформы во многом непонятны для избирателей. Когда выдвигаются требования повышения пенсий, уменьшения тарифов и т.п., что реально может почувствовать каждый избиратель, то, естественно, интерес к акции значительно больше. В то же время, по мнению эксперта, различные способы давления на парламент имеют позитив.
Порошенко заявил, что поддерживает создание антикоррупционного суда. Все партии понимают, что через полтора года им идти на выборы, и тогда у них украинцы спросят и о неприкосновенности, и об открытых списках,
– говорит Кошель.
Действительно, снятие депутатской неприкосновенности для украинцев не пустые слова. И положительное голосование однозначно изменит мнение будущих избирателей относительно тех политических сил, которые поддержат соответствующие законодательные изменения. Хотя гарантий принятия закона о снятии неприкосновенности нет.
Еще меньше шансов у закона о выборах парламента по открытым партийным спискам. Это было одно из первых обещаний новоизбранного президента Порошенко в 2014 году. Впрочем, до сих пор глава государства не внес на рассмотрение парламента свой проект закона. Более того, 19 октября народные депутаты успешно провалили три соответствующих законопроекта.
По словам политического эксперта Тараса Чорновила, перспективы принятия не очень высокие. Абсолютное большинство мажоритарщиков категорически против (сейчас парламент выбирают по смешанной системе: половина депутатов – по спискам, половина – по одномандатным округам – "24"). Потенциально можно найти голоса. Но при условии, что будет консолидированный законопроект. Оптимальным, по его мнению, является законопроект народных депутатов Виктора Чумака и Леонида Емца. За него готовы голосовать БПП, "Народный фронт" и "Самопомич". Но пока и он не набрал необходимого количества голосов.
Два других – от "Оппоблока" и "Батькивщины" – не имеют шансов. Кроме того, только распыляют голоса. Законопроект "Оппоблока", говорит Чорновил – это скрытая мажоритарка, благодаря которой экс-регионалы рассчитывают набрать больше голосов на востоке и юге Украины. Потому что к самому "Оппоблоку" там не очень однозначное отношение. А вот отдельные местные представители могут победить. Но этот законопроект не поддержат в парламенте.
Также, как считает Тарас Чорновил, не наберет необходимого количества голосов законопроект от "Батькивщины".
Юлия Тимошенко предлагает открытые списки, но для лидера партии, а не для избирателей. Логика закона в том, что уже после голосования за решения высшего органа партии, то есть лидера, можно изменить порядок в списке – до момента принятия присяги депутатами. Таким образом, тот, за кого проголосовали избиратели, может оказаться в непроходной части списка,
– отмечает специалист.
На следующей пленарной неделе будут рассматривать два избирательных кодекса: Валерия Писаренко и Андрея Парубия. По словам Тараса Чорновила, законопроект Писаренко похож на вариант "Оппоблока", а спикера – похож на проект Чумака-Емца. Именно между этими законопроектами и развернется основная дискуссия.
Открытые списки – не панацея, но коррупции будет меньше
Основа причина требований оппозиции относительно принятия закона об открытых партийных списках – уменьшить уровень коррупции во время гонки. Как отмечает Алексей Кошель, мажоритарка стала синонимом коррупции. Потому что именно на выборах в одномандатных округах каждый раз наблюдается одна и та же картинка: массовый подкуп избирателей, членов комиссии, фальсификации, огромное засилье визуальной рекламы.
Открытые списки частично уменьшат уровень коррупции. Хотя, как отмечает Тарас Чорновил, эта система призвана уменьшить уровень партийной коррупции. Но не очень снизит коррупцию во время самой кампании.
По словам политолога, партийным лидерам сто лет не нужны открытые списки, ведь тогда избиратель может что-то изменить против их воли.
Лидеры партий четко договариваются со спонсорами, и затем их или их представителей включают в проходную часть списков. А избиратель при системе открытых списков этих спонсоров может просто выбросить из проходной части. Поэтому, если у спонсора нет уверенности, что, заплатив за место в списке, он попадет в парламент, нет смысла вкладывать большие деньги,
– считает Чорновил.
При этом коррупции на самой гонке, по мнению эксперта, не избежать. В частности, рассказывает Тарас Чорновил, партийные лидеры в первую часть списка всегда будут ставить привлекательных кандидатов, а спонсоров подальше, чтобы не раздражать избирателя. Однако человек с деньгами будет делать все, чтобы избиратели при голосовании подвинули его вперед списка. Соответственно, кандидат с хорошим послужным списком, но без особого финансирования, может оказаться "за бортом".
Алексей Кошель также убежден – открытые списки не слишком повлияют на коррупцию во всех ее проявлениях на выборах.
Именно мелкие, средние и крупные олигархи будут иметь гораздо больше возможностей, чем общественные деятели, попасть в парламент. Потому что они имеют больше финансовых ресурсов, соответственно – возможность покупать голоса избирателей, огромный массив рекламы, проводить более эффективную избирательную кампанию. Закон не решает ключевых проблем: подкупа и торговли по округам,
– отмечает Кошель.
Поэтому, по его убеждению, принципиальное изменение, которое создаст равные возможности для всех участников гонки – запрет политической рекламы. В частности, запрет теле-, радиорекламы, ограничения в Интернете, например, в соцсетях. И наружной рекламы – бордов и ситилайтов. Так, как это делается у многих наших европейских соседей, и как это было в 90-х годах в Украине. Это, по мнению политолога, стимулирует кандидатов и партии идти к избирателям, общаться, проводить встречи, дебаты. Повышается роль теледебатов.
Запрет политической рекламы в избирательный и период между позволит удешевить кампанию в 3-5 раз, что сделает участие в выборах доступным для всех политических сил. Возможности у партий будут равны. Без запрета политической рекламы избирательная система изменится, но не принципиально. Это будет не полноценная реформа,
– убежден Алексей Кошель.
Рецепт неплохой. Но есть сомнения, что за подобную норму народные депутаты проголосуют. Не факт, что парламентарии вообще смогут принять закон об открытых списках. Потому что тогда многим из нынешних нардепов путь в Верховную Раду будет закрыт. Ведь после ряда антикоррупционных расследований за ними тянется негативный шлейф, который потопит и их, и политическую силу, от которой они будут баллотироваться. Поэтому партийные лидеры будут более тщательно формировать списки. С другой стороны, открытые списки отсекут часть спонсоров у партий, и уже в силу этого их лидеры тоже заинтересованы в изменении избирательного законодательства.
Но этот закон позволит существенно обновить состав Верховной Рады, сделать его более качественным и профессиональным. И давление общественности и оппозиции может в конечном итоге повлиять на парламентариев. Если же власть станет применять методы давления к оппозиционерам, а такие попытки уже есть, то этим снизит свои рейтинги и проиграет выборы.
Читайте также: Бархатный Майдан: о причинах и последствиях акций протеста