"Щедрик" как символ борьбы: почему Леонтович стал жертвой большевистского режима
"Щедрик" – украинское фольклорное произведение, которое стало известно во всем мире благодаря мастерской работе композитора Николая Леонтовича. Мы не знаем, осознавал ли он политический потенциал своего произведения. Но вполне понимал, что песня является культурным оружием против России, которая веками пыталась подавить украинскую культуру и идентичность.
Пришедшие на смену царству большевики точно так же с большим подозрением относились ко всему украинскому и видели в нем угрозу. Да, даже в песнях, которые могли "разжигать националистические настроения" в народе. 24 Канал при поддержке бренда KOBLEVO разбирается, как "Щедрик" стал именно тем культурным оружием, которое разожгло ненависть большевиков, решивших отомстить ее автору и убить композитора.
Читайте также 300 украинских спартанцев: правда и мифы о героях Крут
Каждый украинец должен знать, через что прошли наши предки и современные герои, чтобы добыть в борьбе Независимость! Бренд KOBLEVO чтит прошлое и призывает всех его познавать. Дополните изучение истории любимым брендом или коньяком от бренда KOBLEVO.
Как и когда Леонтович создал "Щедрик"
Более ста лет в мире самой популярной рождественской песней является украинский "Щедрик", созданный украинским композитором Николаем Леонтовичем. При этом сам он не считал себя композитором, скорее обработчиком украинского фольклора. Причем ценил его настолько, что практически каждую свою аранжировку перерабатывал по 20 раз и стремился довести до идеала.
Украинский композитор Николай Леонтович / Фото Shutterstock
Стремился – и доказывал. Естественно, что его произведения приобретали бешеную популярность – уже известные в народе композиции после обработки Леонтовича приобретали выразительность, насыщенность, гармонию, играли диссонансами и глубоко раскрывали музыкальные образы.
Выполнили "Щедрик" Леонтовича впервые 25 декабря 1916 в Киевском университете. Руководил хором Александр Кошиц, и, как говорят историки, именно он заказал композитору это произведение. Точнее говоря, убедил "вытащить из ящика", поскольку, как и с другими произведениями, со “Щедриком” композитор работал почти 20 лет.
Леонтович использовал за основу дохристианскую песню, которую исполняли в начале нового года, – по старинному календарю, это происходило весной. Позже обычай щедровать прижившемуся в цикле христианских рождественских праздников. А вот аранжировка Леонтовича превратила "Щедрик" в сложное хоровое произведение, и уже после первого исполнения успех "Щедрика" был потрясающий!
Леонтович использовал за основу текст дохристианской песни / Фото Shutterstock
Как "Щедрик" стал инструментом культурной дипломатии
Под впечатлением от "Щедрика" глава Директории УНР Симон Петлюра приказал создать Украинскую республиканскую капеллу и отправил ее на гастроли за границу. Делалось это не просто потому, что Петлюра любил пение – а, для того чтобы прорвать информационно-культурную блокаду, которую большевики пытались устроить всему украинскому. Капелла же популяризировала в мире украинские песни, чтобы доказать простую истину: Украина – не Россия.
Капелла с 1919 по 1924 давала концерты в лучших залах 17 стран – Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Германии, Польши, Испании, США, Мексики, Бразилии, Аргентины, Уругвая, Кубы и Канады. Среди всех композиций, исполняемых коллективом, "Щедрик" Леонтовича, безусловно, играл главную скрипку – как символ украинского культурного сопротивления.
Капелла с 1919 по 1924 год давала концерты в лучших залах мира / Фото Shutterstock
Если вдруг у кого-то еще есть сомнения, насколько болезненным это был удар для большевиков, и насколько важен вопрос уничтожения даже воспоминаний об украинской культурно-политической деятельности, посмотрите хотя бы на один из сотен тысяч фактов: 1945 в Праге, когда советские войска выгнали немцев, спецслужбы среди приоритетных задач имели не помощь местным, не обнаружение шпионов, а поиск и изъятие материалов о выступлениях Республиканской капеллы со "Щедриком".
Неудивительно, ведь в 1922 году украинский "Щедрик" стал всемирно известной рождественской мелодией благодаря аудиозаписи концерта в Карнеги-холле в Нью-Йорке. И к автору Леонтовичу пришло бы мировое признание, плодами которого композитор мог пользоваться еще много лет, как и творить другую гениальную музыку. Но за несколько месяцев до этого события его убили большевики. Причем организовали для этого целую спецоперацию.
Как и почему большевики убили Леонтовича
Чем же "провинился" Николай Леонтович перед большевиками? Этот мужчина был активным украинцем – работал в Министерстве культуры УНР, был членом синода Украинской автокефальной церкви (а еще и был сыном священника), писал сильную духовную музыку и музыку с украинскими национальными мотивами, которая быстро расходилась в народе. Большевики же как никто понимали силу пропаганды, а метод борьбы с мешавшими им всегда был только один – террор.
23 января 1921 года Леонтович гостил у родителей в селе Марковка на Подолье. К вечеру предыдущего дня в усадьбу извозчик из соседнего села привез мужчину лет 20, который представился чекистом. Он заявил, что переночует у Леонтовичей, потому что имеет дела "в борьбе с бандитизмом". А утром застрелил композитора из обреза, ограбил дом и скрылся. Казалось бы, "криминал", да так его власть и списала - на "каких бандитов".
Многое не сходится в этой истории. Открытые в 90-х годах архивы КГБ показали, что убийца – Афанасий Грищенко – действительно был агентом ЧК. Причем на службу его взяли в декабре и сразу поручили тайное задание и выдали "сдельные" в 5000 рублей – довольно значительную в то время сумму. Есть также свидетельство, что Грищенко видели за неделю до убийства в деревне – как будто он изучал будущее место преступления. И еще одна немаловажная деталь: фуру с награбленным убийцей просто бросил за деревней.
Историки говорят, что первые чекисты действительно были бандитами, которых взяли на службу большевистские власти. И при этом позволила им делать что-либо против тех, кому не доверяла. Украинский гений Николай Леонтович был далеко не первой жертвой зарождавшегося красного террора. Дальше творились еще более страшные вещи, но это уже совсем другая история.
"Щедрик" или Carol of the Bells
На знаменитом концерте в Карнеги-холле 5 октября 1922 был американец с украинскими корнями Питер Вильговский. "Щедрик", очевидно, впал ему в душу надолго, и, в конце концов, в 1936 году он написал английскую версию текста. Сейчас, пожалуй, нет в мире человека, который не напевал на Рождество Carol of the Bells.
В 1922 году украинский "Щедрик" стал всемирно известной рождественской мелодией благодаря концерту в Карнеги-холле в Нью-Йорке / Фото Shutterstock
Сегодня знаем более тысячи вариантов "Щедрика". Услышать узнаваемую мелодию можно в фильмах и рекламе, ее поют дети и взрослые, отдельные исполнители, группы и хоровые коллективы. При этом долгое время люди не догадывались, что автор музыки – украинский композитор: фамилия Леонтовича словно исчезла, к чему очень приложила руку советская пропаганда. К счастью, историческую справедливость давно удалось восстановить – теперь слово "Щедрик" и имя создателя этой композиции знают все.
История "Щедрика" и смерти Леонтовича – это не только трагическое напоминание, как далеко пойдут враги, чтобы подавить украинскую идентичность. Это также история о роли языка, культуры и музыки в формировании украинской нации и государственности. История, которую никогда нельзя забывать.