Великобритания, как "Украина Плюс"
Правительство Великобритании обнародовало план вывода страны из Евросоюза. Вопреки ожиданиям, кабинет Терезы Мэй отверг вариант "мягкого развода" и предпочел, вероятно, жесткий вариант: по мнению британского руководства, отношений между Королевством и ЕС должно остаться лишь немного больше, чем их есть в наличии между Евросоюзом и Украиной.
Тереза Мэй и ее министры определились с вопросом, как они хотят выводить свою страну из состава Евросоюза. Что же у них получилось?
Была отвергнута так называемая "швейцарско-норвежская модель", которая предусматривает полный доступ Британии ко внутреннему рынку ЕС и, таким образом, обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей. Это все британское правительство иметь не желает.
Так же был отвергнут вариант с чисто торговым соглашением, поскольку Мэй стремится сохранить союз с ЕС по крайней мере в направлении рынка капиталов, а также касаемо внешней политики и политики безопасности.
Странным образом, наиболее похожим на подобные представления оказался вариант сотрудничества, который в свое время европейцы предложили Украине – а именно, взаимный доступ ко внутреннему рынку и сотрудничество в сфере безопасности и внешней политики, но при этом – без автоматического подчинения европейским правовым стандартам и вне зависимости от решений Европейского суда.
Все это звучит, конечно, весьма жестко, однако ситуация именно такова: судя по официальной информации, поступающей из Лондона, британцы считают, что лучшими отношениями между ними и Евросоюзом были бы отношения, подобные тем, которые сложились между ЕС и украинцами.
Брюссельские чиновники уже успели насочинять по этому поводу кучу шуток, которые их британские коллеги выслушивают с вымученными улыбками. А что им остается? Пост-брекситовская Великобритания стремительно превращается для европейцев просто в "третью страну" – так же, как Украина. С ней, очевидно, будет заключена именно такая ассоциация, не больше. И еще неизвестно, как все получится с безвизовым режимом – в конце концов, "ассоциированные" грузины ждали его долгие годы, а украинцы – так вообще ждут до сих пор.
Впрочем, следует понимать, что сложившаяся ситуация появилась совсем не по инициативе Брюсселя – это продукт творчества исключительно кабинета Терезы Мэй. Леди премьер-министр Ее Величества ни в коем случае не желает "мягких" моделей вроде норвежской или швейцарской, с доступом ко внутреннему рынку ЕС, со свободным перемещением товаров, капиталов, людей и услуг – только брексит, только хардкор. Ее основная мысль: британцы самостоятельно должны регулировать потоки мигрантов из стран Евросоюза и выйти из подчинения Европейского суда. И потому британцам, остается, по сути, только один путь взаимоотношений с Европой – классическое соглашение о свободной торговле. Такое, которое существует между Евросоюзом и где-то двумя десятками стран во всем мире.
Последнее, что было слышно по этому поводу из британской столицы – это, что Великобритания могла бы попытаться получить соглашение, которое было бы составлено по канадскому образцу. Но СЕТА (так называется соглашение о свободной торговле между Канадой и ЕС) – это чисто торговый документ, в котором не предусматривается, скажем, ассоциация рынков капиталов – сектор, который для мощного британского рынка является ключевым. Достаточно только вспомнить, что европейские штаб-квартиры большинства крупных мировых банков находятся сейчас именно в Лондоне – теперь им, очевидно, придется перебираться, скажем, во Франкфурт-на-Майне). Кроме того, в канадском варианте отсутствует и такая важная для Терезы Мэй политическая составляющая – сотрудничество во внешней политике и политике безопасности. В украинской модели, наоборот – все это есть. Взаимный доступ на рынки, который не предусматривает ни автоматическое подчинение европейскому законодательству, ни свободное право на проживание и работу, право на отдельное заключение торговых отношений с третьими странами...
Брексит по цене членства в ЕС
В Брюсселе тем временем команда переговорщиков ожидает, что Тереза Мэй пытается разыграть карту британской силы в вопросах безопасности и, особенно – в военных вопросах: британская армия остается сильнейшей среди армий Евросоюза, и членство в так называемом "ядерном клубе" дорогого стоит. Плюс, конечно, постоянное место в Совете Безопасности ООН, не говоря уже о славных британских "номерных" разведках. До сих пор Евросоюз получал от всего этого немалую выгоду – это ни для кого не является секретом. Как не секрет и то, что европейцам весьма желательно было бы получать ее и дальше.
Конечно же, нет сомнений в том, что Соединенное Королевство в состоянии предложить Евросоюзу на переговорах об ассоциации значительно больше, чем та же Украина. Поэтому, скорее всего, пакт между Великобританией и Евросоюзом, в конце концов, будет выглядеть более щедрым и выгодным, чем тот, который был предложен украинцам. Имея своей основой украинскую модель, он может считаться пактом "Украина Плюс" – так назвал его, в частности, брюссельский Центр европейской политики (CEP). Он будет создан отдельно, по британской мерке. Двое специалистов этого центра проанализировали отдельные политические аспекты брексита и пришли к выводу, что Европа готова предоставить Британии "украинскую" модель – со свободной торговлей, но с ограничением передвижения, а Великобритания, в свою очередь, готова "отблагодарить" европейцев за это определенным финансовым вкладом в европейский бюджет и продолжением тесного сотрудничества в вопросах обороны и безопасности.
Но все же, Брюссель пытается накануне переговоров укрепить свои позиции настолько, насколько это возможно. Еврокомиссия хочет быть готовой ко всему на момент, когда правительство Терезы Мэй подаст формальное заявление на выход из ЕС – а произойдет это, самое позднее, в марте. В этот момент европейская сторона представит свои предложения для обсуждения, а лидеры стран и правительств ЕС начнут свою собственную торговлю – о предоставлении Еврокомиссии мандата на переговоры. В то же время, в первую очередь, важным остается такое обстоятельство: по мнению лидеров ЕС, брексит должен обойтись Британии не дешевле, чем членство в Евросоюзе. Только таким образом Сообщество может противодействовать желанию других стран также покинуть его. То есть, собственно, на кону стоит единство Евросоюза, как такового.
Следует отметить, что единство, которое проявляют сейчас лидеры стран Евросоюза, просто образцовое – особенно, на фоне внутренних проблем по другим вопросам, например – относительно вопроса приема беженцев или финансирования Греции, которая так и не выбралась из кризиса. Можно, наверное, утверждать, что брексит сплотил страны ЕС, как никогда раньше. Даже Еврокомиссия и Совет Европы в этом направлении умудряются не поссориться между собой, а играть единой командой.
Как считать деньги?
Особенно тяжелыми переговоры обещают стать, как только речь зайдет о деньгах. Точнее – о структурных фондах Евросоюза, из которых финансируются многие проекты в Великобритании. В конце концов, на кону стоят судьбы многих людей: например, что будет с британскими чиновниками, которые работают в европейских структурах? А какую часть финансирования европейского аппарата Лондон готов взять на себя?
В любом случае, Евросоюзу придется заново организовывать свой бюджет, поскольку Великобритания была еще и одной из семи стран-доноров ЕС (т.е. стран, которые отдают в общий бюджет больше денег, чем оттуда получают), к тому же – отнюдь не самым маленьким. С точки зрения Брюсселя, одним из серьезных рычагов давления в этом случае может стать сохранение членства Лондона в Европейском инвестиционном банке (EIB). Это европейское заведение финансирует в Великобритании социальное жилье, учебные заведения и даже строительство отводных каналов под Темзой. Все это Лондону, если что, придется финансировать самостоятельно или просто закрывать – но не хочется... Более того: как раз что касается участия в EIB – Великобритания до сих пор получала оттуда гораздо больше денег, чем туда отдавала.
Поэтому вопрос, насколько дорогим может оказаться брексит для британцев – далеко не прост. Скажем, посол Великобритании при ЕС, который только подал в отставку, возмущенный действиями правительства Терезы Мэй, назвал цифру в 60 млрд евро. Сам он предлагал растянуть переговоры о выходе из Евросоюза как минимум на десять лет, но госпожа премьер желает завершить их самое позднее в октябре 2018-го, чтобы осталось достаточно времени для согласования со странами-членами ЕС и с Европарламентом. Потому что в противном случае есть риск, что европейские парламентские выборы, которые должны быть проведены весной 2019 года, должны также состояться и в Британии. И что тогда делать с новыми британскими европарламентариями? Да нет, лучше уже назваться "Украина Плюс", чем застрять на крыльце, словно Винни-Пух в гостях у Кролика.
Читайте также: Сколько Великобритании будет стоить Brexit: впечатляющая сумма