Кучеренко: Гройсман – главный популист страны
Бывший министр по вопросам ЖКХ (2007-2010) Алексей Кучеренко рассказал о подводных рифах тарифного ценообразования.
Отставка правительства, которое утратило доверие населения. Формирование нового Кабмина, способного на условиях партнерства с обществом кардинально реформировать жилищно-коммунальную отрасль. Это – рецепт тушения медленно тлеющего тарифного костра, который, по мнению бывшего министра по вопросам ЖКХ Алексея Кучеренко, очень скоро может вспыхнуть с новой силой. Каким образом устранить искры сегодня, чтобы уже завтра не возник пожар? Ответ на этот и другие вопросы, волей-неволей затрагивающие жизнь каждого украинца, – далее в интервью Hubs.
Тарифная тема сейчас несколько заморозилась, что в принципе объяснимо – отпуска, дачи огороды и так далее. Тем временем правительство откровенно игнорирует решения горсоветов ряда регионов о моратории на повышение услуг ЖКХ. Как вы считаете, прогнозы экспертов о вероятном осеннем тарифном Майдане имеют под собой основания?
Эта бессмысленная тарифная вакханалия построена таким образом: они считают, что купят 60% субсидиями и этим сгладят свою вину перед, скажем так, проблемной группой населения. Однако надо понимать, что из оставшихся сорока процентов – 35% – это средний класс, который вынужден платить за всех. Это, по сути, является налогом на работающих украинцев, которые вынуждены бежать из страны. Кто они? Медики, айтишники, представители других профессий. Уезжают потому, что не могут выдержать непосильной налоговой нагрузки. Они все уедут, а те, кто останется на субсидиях, и станут основной движущей силой.
Подождите, вы не ответили на мой вопрос. Не так давно некоторые политические силы весьма успешно разыгрывали тарифную карту и подняли на этой теме рейтинги. Но давайте сбросим политическую мишуру и поставим вопрос ребром: насколько общество сегодня понимает, что установленные тарифы на услуги ЖКХ не обоснованы экономически? Не обоснованы даже с учетом того, что у нас в стране продолжается непровозглашенная война и существует еще воз и маленькая тележка других проблем.
Я понимаю, что вы вкладываете в свой вопрос. Спасибо. Скажу вам так. Я лично общаюсь с людьми во дворах и двориках, поэтому с уверенностью констатирую: люди все прекрасно понимают, они поняли, что субсидии – это не более, чем мыльный пузырь...
А когда он лопнет, этот мыльный пузырь, и лопнет ли вообще?
Сложно сказать однозначно. На данный момент единственное, что успели сделать профсоюзы, – провести в начале июля протестное мероприятие, в котором приняли участие около 20 тыс. человек. Я думаю, что это только цветочки. А в целом война действительно является для власти отвлекающим маневром. Мне почему-то кажется, что этот фактор, как-бы это цинично не звучало, удовлетворяет тех, кто сегодня руководит страной. Лично я чувствую, что на войне наживаются, несмотря на то, что речь идет о жизни и смерти. На этой войне зарабатывают деньги, очень большие деньги.
Конкретизируйте, кто и на чем зарабатывает деньги?
К примеру, уголь, на который установлена новая цена. Все мы понимаем, кто на этом зарабатывает. Так же продолжается поставка техники в зону АТО. Достаточно посмотреть, какие заводы изготавливают эту технику, чтобы понять, кто на этом зарабатывает. То есть мы с Россией воюем и одновременно не прерываем с ней торговые отношения. И нюансов есть масса. Собственно, это не мы придумали: еще давным-давно говорили о том, что кому война, кому мать родная. Так что нечему удивляться.
Понимаю, что это может звучать несколько цинично, но тем не менее: если отбросить в сторону денежный фактор, как реально война влияет на быт рядовых украинцев?
Вопрос действительно очень актуальный. Необходимо всего ничего – называть вещи своими именами. Необходимо называть войну войной, тогда с повестки снимется определенная экономическая нагрузка. В общем, во всех смыслах война – это дорогое удовольствие.
То есть вы говорите о том, что околовоенный ажиотаж часто-густо искусственно подогревается нашими властями с тем, чтобы в рухнувшем домике осталась крыша, фундамент и они в виде реставраторов?
Именно так. Военный фактор является одной из ключевых тем, которая позволяет власти спекулировать, чтобы оставаться в своих креслах.
Вернемся все же к тарифам. Как вы, как бывший профильный министр, считаете: какой должна быть реакция людей на политику, проводимую исполнительной властью в области установления цен на услуги ЖКХ?
Я считаю, что для начала руководящие посты в исполнительной власти должны занимать адекватные люди.
Фото РИА "Новости-Украина"
Простите, а кого, в, мягко говоря, непростых условиях вы считаете адекватными и почему неадекватны, на ваш взгляд, действующие руководители?
Прежде всего, адекватными я считаю тех, кого выберет украинский народ. Гройсмана посадила в премьерское кресло несуществующая парламентская коалиция, поэтому, если говорить о правительстве, надо признать: оно является нелегитимным и, собственно говоря, в условиях парламентско-президентской республики, в которой мы теоретически проживаем, это своего рода ноу-хау.
Почему? Потому что правящее парламентское большинство должно не просто обеспечивать правительство законодательной базой, но и беспрерывно контролировать его действия и принимаемые решения. А я сегодня берусь утверждать, что депутаты абсолютно не выполняют эту функцию. Именно поэтому, кстати, реформы, у нас – это сплошная демагогия, не более того. К примеру, в сфере ЖКХ я под увеличительным стеклом не вижу никаких реформ, а тех, кто говорит о таких реформах, считаю популистами. И по факту, главным популистом в стране сегодня является Гройсман. Опять-таки я берусь утверждать, что политика, когда 60% украинцев будут получать субсидии, – это тупиковая политика, поскольку нигде в мире такого нет.
Кто виноват, предельно ясно, вопрос в том, что делать?
Проблему необходимо решать достаточно жестко, но не выходя за рамки законодательного поля. Никто не запрещает людям, и это их законное право, высказать недоверие господину Гройсману. В противном случае, если сидеть сложа руки, тарифная вакханалия будет расти как на дрожжах.
А куда же еще расти?
Сейчас мы с вами говорим о тарифах на теплоэнергию и газ, а завтра, если закроем на происходящее глаза, возникнет ценовая проблема, касающаяся электроэнергии. Да что говорить! Уже сегодня в Украине по ценам оптового рынка тарифы на электроэнергию на 20% выше, чем в соседних странах, таких, например, как Польша, Болгария, Венгрия, Словакия. Поэтому, если руководство страны не увидит очевидного, будет беда. С начала они (власть имущие) будут отбирать у людей жилье и имущество, но завтра люди уберут их.
Не нужно быть юристом, чтобы понимать, что региональные тарифные моратории носят исключительно политический характер. Как вы, будучи действующим министром по вопросам ЖКХ, действовали бы в данной ситуации?
На днях я был в Запорожье, и мэр этого города в дружеской беседе советовался со мной, принимать решение о тарифном моратории, или же нет? Но, как говорится, не Запорожьем единым. Руководители десятков городов и поселков обращаются ко мне с подобными вопросами.
Называть решение местных властей о тарифно-ценовом табу серьезным, с одной стороны, смешно, потому как это действительно не имеет никаких юридических последствий. С другой стороны, если говорить о социально-политическом аспекте, это действительно очень серьезные действия местных властей. Опережая ваш вопрос, аргументирую. Таким образом местные власти не говорят – кричат о том, что они не доверяют правительству и сигнализируют об обнищании населения.
Решение о принятии моратория стартовало, как известно, из Киева. Наивно полагать, что в КГГА нет профессионалов, которые понимали бы, что, во-первых, это решение не будет иметь никаких правовых последствий, а во-вторых, – вызовет эффект домино. Так к чему это все?
Киевский мораторий – это просто невежество, которое родилось совершенно спонтанно. То есть они (депутаты горсовета – "24"), не вникая в суть вопроса что-то где-то там проголосовали, в который раз подтвердив, что Киевсовет не совсем адекватен, собственно говоря, как и мэр.
Возвращаясь к тому, о чем спрашивала вначале нашего разговора: где и с помощью какого управленческого радара искать выход из тарифного лабиринта?
Отвечу вам, опять-таки, ссылаясь на недавнюю беседу с мэром Запорожья. Так вот, он сказал мне, что ожидает 70% платежей по новым тарифам. А я ему говорю: "Ты оптимист, потому что будет не 70%, а максимум 30".
К чему это приведет? Да, власть будет предпринимать попытки отбирать квартиры и прочее имущество у людей. Если это будет носить массовый характер, сказать, что будет общественный отпор, – ничего не сказать.
Вы спрашиваете, что делать? Так я вам скажу. Первое. Сам по себе ни один министр сделать ничего не может. Это правительство в целом должно принимать обдуманное общее решение. Не это правительство, потому что ему не доверяют люди. А главная задача нового правительства – возврат доверия к тарифной политике, являющейся квинтэссенцией реформы сферы ЖКХ. Власть и люди должны стать партнерами, а не так, как сейчас, – оппонентами.
Второе. Необходимо разработать и внедрить государственные программы модернизации устаревшего жилищного фонда (с капитальными ремонтами и утеплением) и теплокоммунэнерго. Огромнейшая ошибка сегодняшних так называемых реформаторов заключается в том, что они решили, что могут перебросить все эти проблемы на плечи населения и все само собой рассосется. Не рассосется! И никакие ОСМД (объединения совладельцев многоквартирного дома – "24") не сделают модернизацию всего жилищного фонда. Безусловно, они должны принимать в этом участие, но лидирующую позицию все-таки должно занимать государство. Сегодня же мы живем в условиях вульгарной рыночной экономики, которая приведет к катастрофе. Я неоднократно пытался донести это и до Порошенко, и до Гройсмана. Эти вопросы очень тонкие и главная суть реформирования сферы, которую мы с вами сейчас обсуждаем, – это сохранение доверия общества. Но факт остается фактом: власть не видит или не хочет этого видеть.
Читайте также: Сколько украинцев получают субсидии: интересная статистика