Что происходит с христианской этикой в школах и будут ли дети ее изучать
Источник:
"Освіторія"В МОН решили не вводить в школах как обязательную христианскую этику. В то же время депутаты просят вернуть этот предмет в школьную программу. Что говорят родители и будут ли изучать этику на факультативе – читайте в статье.
В соцсетях некоторые родители радуются, что в МОН запретили христианскую этику. Зато сторонники курса говорят, что любая школа может ввести ее как факультатив и учить детей милосердию и духовности.
К теме Будут ли в школах уроки сексуального воспитания: ответ Шкарлета
У школ есть варианты для изучения этики
В январе 2021 года курс христианской этики предлагали ввести не как факультатив, а как основной предмет. Однако министр образования Сергей Шкарлет опроверг такую возможность.
По его словам, школа самостоятельно определяет перечень учебных предметов или интегрированных курсов для реализации каждой образовательной отрасли, а также предметы и курсы с учетом образовательных потребностей учащихся.
Уже 12 июля МОН утвердило модельные учебные программы для школ. По ним школы могут работать с 2022 года. Среди утвержденных программ для 5–6 классов есть интегрированные курсы и факультативы.
По направлению духовно-нравственного направления предлагают 4 курса:
- два курса этики разных авторских коллективов,
- "Культура добрососедства",
- "Учимся жить вместе",
- также ее можно изучать в рамках курса о здоровье.
В перечень этих программ не вошли еще три программы: "Основы христианской этики", "Библейская история и христианская этика" и "Христианская этика в украинской культуре". Поэтому родителей и учителя решили, что этот вопрос закрыт.
В то же время депутаты из Ивано-Франковского городского совета требуют утвердить эти курсы, ведь боятся, что факультатив может исчезнуть.
Читайте также В каких случаях школы будут переходить на дистанционное обучение: ответ омбудсмена
Их основные аргументы таковы: речь идет не о религии, а о воспитании, взращивании гуманных ценностей, знакомстве с духовными корнями украинского народа.
Однако в соцсетях мнения пользователей разошлись. Одни пишут, что на уроках христианской этики можно научить добру и милосердию, а другие – что такой факультатив нарушает Конституцию, а школьники имеют право свободного самоопределения в отношении религии.
Что говорят психологи
Психоаналитик Мария Гончаренко убеждена, что самая большая проблема таких факультативов – подготовка кадров. Ведь курс касается слишком деликатных тем, которые поражают воображение ребенка.
Кроме того, эксперт проанализировала содержание такой школьной литературы.
Так, в учебнике для начальной школы "Побеждай зло добром" (автора Н. Шевчук) речь идет о мальчике, который обидел маму, а она умерла, и он уже не мог извиниться.
Тема смерти родителей может слишком поразить ребенка. Верующие считают, что к таким темам следует приучать с детства. Поэтому в набожных семьях дети могут привыкнуть к подобным разговорам. Но для остальных же учеников такие темы в начальной школе могут порождать тревогу и страх потери,
– говорит эксперт.
По ее словам, некоторые робкие дети после фразы "Бог спросит с вас за всякое слово" начинают бояться, что говорят что-то не то, и стремятся контролировать каждое слово. Такое напряжение может привести к неврозам.
Мария Гончаренко уверяет, что сложнее предсказать, как такие сложные темы будут подавать учителя, которым пришлось бы преподавать факультатив. Опыт школ доказывает: его читают учителя истории, начальной школы и других предметов.
Что предлагают ученикам 5–6 классов в курсе этики
В учебнике авторского коллектива под руководством Е. Д. Ашортиа предусмотрено изучение таких тем и понятий, как:
- моральные нормы и принципы,
- духовные потребности человека,
- мировоззрение,
- свобода выбора,
- гармония жизни,
- противодействие несправедливости,
- уважение,
- личное достоинство,
- добродетель,
- ценность доверия,
- толерантность,
- преодоление стереотипов и предубеждений,
- доброта и благотворительность,
- меценатство,
- волонтерство,
- инклюзия.
Авторы уверяют, что темы соответствуют концепции "Новой украинской школы" и помогают детям развивать мягкие навыки – коммуникативные способности, креативность, лидерство, работа в команде.
К слову, до 1 сентября учителей пообещали обеспечить ноутбуками. Однако выяснилось, что часть субвенции поступит позже, поэтому педагоги не смогут вовремя получить технику.