Как ученикам и учителям действовать в различных чрезвычайных ситуациях: разъяснение эксперта
Источник:
Служба образовательного омбудсменаВ учебных заведениях и вокруг них часто случаются чрезвычайные ситуации. Именно от умений и навыков учащихся и учителей зависит их жизнь и здоровье. Как участникам образовательного процесса действовать в различных чрезвычайных ситуациях – читайте в статье.
В учебных заведениях предусмотрена тренировка по эвакуации участников образовательного процесса не реже одного раза в полгода. В Службе образовательного омбудсмена отмечают, что такие учебные тренировки очень важны.
К теме В нескольких городах Украины учеников переводят на дистанционку из-за псевдоминирования
Поэтому эксперты подготовили ориентировочную схему для выбора алгоритма действий в случае чрезвычайных ситуаций в учебном заведении. Это – опыт зарубежных специалистов, а также рекомендации украинских экспертов.
Виды чрезвычайных ситуаций
Виды чрезвычайных ситуаций различают по их характеру: техногенные, природные, социальные и военные.
Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапного разрушения сооружений.
Чрезвычайная ситуация природного характера – это опасное геофизическое, геологическое, метеорологическое или гидрологическое явление, деградация почв или недр, пожаром в природных экологических системах, инфекционной заболеваемостью и отравлением людей, и тому подобное.
Чрезвычайная ситуация социального характера – это противоправные действия террористического и антиконституционного направления, или связанное с оружием и опасными веществами, несчастными случаями с людьми, и тому подобное.
Чрезвычайная ситуация военного характера – возникает из-за применения обычного оружия или оружия массового поражения, во время которого возникают вторичные факторы поражения населения.
Что делать в случае чрезвычайных ситуаций
От того, правильно ли работник(и) или учреждение образования оценят ситуацию и выберут соответствующий алгоритм действий зависит жизнь и здоровье как детей, так и работников.
Действия в случае террористического акта
Законодательство определяет терроризм как общественно опасную деятельность, которая заключается в сознательном, целенаправленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток и тому подобное.
Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям предлагает следующий порядок действий в случае террористического акта:
- не прикасайтесь в транспорте, жилых и общественных помещениях или на улице, ничейных пакетов (сумок), не подпускайте к ним других. Сообщите о находке сотруднику полиции;
- в присутствии террористов не выражайте свое недовольство, воздержитесь от резких движений, криков и стонов;
- при угрозе применения террористами оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, как можно дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц;
- используйте любую возможность для спасения;
- если произошел взрыв – примите меры к недопущению пожара и паники, окажите домедицинскую помощь пострадавшим;
- старайтесь запомнить приметы подозрительных людей и сообщите их прибывшим сотрудникам спецслужб.
Действия в случае захвата помещения:
- сохранять спокойствие и пытаться избежать контакта с террористами;
- как можно тише уведомить правоохранительные органы о террористической атаке, а также о своем местопребывании;
- не приближаться к дверям и окнам;
- четко выполнять инструкции и команды правоохранителей;
- спрятать свои документы и визитные карточки.
Действия при эвакуации
Эвакуация из здания учебного заведения необходима не только во время пожара, но и землетрясений, наводнений и других чрезвычайных ситуаций, если она опасна для людей, которые там находятся.
Правила пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы определяют, что во время проведения эвакуации и тушения пожара необходимо:
- определить безопасные эвакуационные пути и выходы в безопасную зону в кратчайшие сроки;
- ликвидировать условия, которые способствуют возникновению паники. С этой целью работникам учреждений нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
- эвакуацию людей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения;
- детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
- в зимнее время на усмотрение лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут заранее одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла и тому подобное;
- тщательно проверить все помещения, чтобы исключить пребывание в опасной зоне детей;
- выставлять посты безопасности на входах в здания, чтобы исключить возвращение детей и работников в здание, где возник пожар;
- при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
- чтобы предотвратить распространение огня, дыма, следует воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекла.
Правила эвакуации для детей:
- Не говори – чтобы слышать учителя.
- Не беги – чтобы не пострадать.
- Не толкайся – чтобы не пострадали другие.
- Не возвращайся – чтобы оставаться в безопасности.
Учеников также просят соблюдать все указания педагогов и, в случае необходимости, по просьбе взрослых, помочь другим детям эвакуироваться. По прибытию в безопасную зону, не расходиться и оставаться вместе с классом.
Правила эвакуации для педагогов:
- Эвакуация осуществляется по соответствующему звуковому сигналу, который активирует администрация или лицо, обнаружившее пожар.
- Напомните детям о главной цели эвакуации, их безопасности и правилах эвакуации.
- Закройте двери и окна.
- Проверьте безопасность маршрута для эвакуации.
- Во время эвакуации советуют объединять два класса, и во время перемещения один учитель возглавляет колонну, а другой завершает колонну детей двух классов.
- Помогите детям с инвалидностью и маленьким детям.
- Эвакуация осуществляется только до определенного места (место для каждого класса определяется во время тренировочных учений и не меняется).
- По прибытии на определенное место, проверьте наличие всех детей по списку.
- Оставайтесь со своим классом и просите учеников быть вместе, быть всем классом вместе, никуда не расходиться.
- Если опасные условия исчезли, сделайте обратную эвакуацию назад в классы, следуя тем же правилам.
Действия в случае стрельбы, взрывов
В случае проведения антитеррористической операции (стрельбы, взрывов) рекомендуют:
- лечь на пол лицом вниз, положив руки ладонями на затылок;
- четко выполнять команды сотрудников антитеррористического подразделения избегая резких движений.
Действия в случае перестрелки
Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям предлагает следующие рекомендации в случае перестрелки:
Если стрельба застала вас на улице, сразу же лягте и осмотритесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы домов, памятники, бетонные столбы и тому подобное.
Помните! Автомобиль – не лучшая защита, потому что его металл тонкий, а горючее – взрывоопасное.При первой возможности спрячьтесь в подъезде дома, подземном переходе, дождитесь окончания перестрелки.
Проводите мероприятия для спасения детей, при необходимости прикройте их своим телом. По возможности сообщите об инциденте сотрудникам полиции.
Если в ходе перестрелки вы находитесь дома – укройтесь в ванной комнате и лягте на пол, так как находиться в комнате опасно из-за возможности рикошета. Находясь в укрытии, следите за возможным началом пожара.
Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, покиньте квартиру и укройтесь в подъезде, дальше от окон.
Действия в случае пожара
Правилами пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования, утвержденных приказом МОН определяется порядок действий в случае возникновения пожара.
Руководствуясь ими, работник заведения и учреждения, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, резкое повышение температуры в помещении и тому подобное), обязан:
- немедленно сообщить об этом по телефону в ближайшее пожарно-спасательное подразделение;
- привлечь систему оповещения людей о пожаре;
- приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
- известить о пожаре руководителя заведения и учреждения или лицо, его замещающее;
- организовать встречу пожарно-спасательных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в заведении и учреждении средствами пожаротушения.
Руководитель заведения и учреждения или лицо, его замещающее, который прибыл на место пожара, обязан:
- проверить, сообщено ли пожарно-спасательному подразделению о возникновении пожара;
- осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарно-спасательных подразделений;
- в случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
- организовать проверку наличия всех участников учебно-воспитательного процесса, эвакуированных из здания, по спискам и журналам учета учебных занятий;
- выделить для встречи пожарно-спасательных подразделений лицо, которое хорошо знает размещение подъездных путей и водоисточников;
- удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
- в случае необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
- прекратить все работы, не связанные с мерами по ликвидации пожара;
- организовать отключение сетей электро - и газоснабжения, систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара.
В каждом заведении и учреждении приказом или инструкцией устанавливается противопожарный режим, содержащий порядок действий в случае возникновения пожара: порядок и способ оповещения участников образовательного процесса, последовательность их эвакуации, вызова пожарно-спасательных подразделений, остановки технологического и учебного оборудования, отключение электроустановок, лифтов, применения средств пожаротушения и т. п. с учетом особенностей здания, его планировки, расположения и тому подобного.
Кто должен обладать навыками домедицинской помощи
В профессиональных стандартах учителей начальных классов и учителей школ, директоров указаны трудовые функции (компетентности), среди которых имеется здоровьесберегающая компетентность, к которой относится способность оказывать домедицинскую помощь.
Умение и способность оказывать домедицинскую помощь не формируется за один курс обучения, ведь знания и умения, которые не используются, со временем забываются, поэтому учиться и практиковать умение нужно периодически.
Обучение учащихся и учителей действиям в чрезвычайных ситуациях
Статьями 39-42 Кодекса гражданской защиты Украины определено, что обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется:
- по месту работы – работающего населения;
- по месту обучения детей дошкольного возраста, учащихся и студентов.
Добавим, что организация обучения работающего населения возлагается на ГСЧС, местные государственные администрации, органы местного самоуправления, а обучение детей дошкольного возраста, учащихся и студентов – на МОН.
Практическое закрепление теоретического материала осуществляется путем ежегодного проведения Дня гражданской защиты.
Ежегодно МОН издает приказ об утверждении плана основных мероприятий гражданской защиты, в котором предусмотрено проведение различных мероприятий, в частности тренировки в учебных заведениях. Например, предусмотрено проведение:
- практической тренировки по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации участников образовательного процесса не реже одного раза в полгода;
- Дня гражданской защиты и Недели знаний по основам безопасности жизнедеятельности в школах;
- Недели безопасности ребенка в садиках.
В других странах советуют проводить 3 противопожарных обучения в год и как минимум одну полную тренировку по разным видам безопасности в разных видах сценариев, в разное время.
Эти тренировки следует рассматривать как реальные события, без предупреждения учащихся, что значит действовать и адаптироваться в реальной ситуации. Но перед этим за несколько дней/недель стоит провести обучение учеников в классах для ознакомления.