ARCHIVE: Тошнит от собственных песен? Ты выбрал не ту работу

13 сентября 2013, 12:45
Читати новину українською

Чтобы описать музыку этих харизматичных британцев, придётся поднапрячься и соорудить что-то внятное из как минимум пяти музыкальных стилей. Коллектив уже давно снискал себе немалую славу в Европе, при этом оставаясь практически в тени на родном Туманном Альбионе. Тёмные, обволакивающие и интеллигентные компрозиции — это о них.

Гипнотические Archive успели отметиться и в нашей стране, выступив в июне этого года на фестивале Stare Misto во Львове. И пока фестивальный сезон окончательно не подошел к концу, а ребята основательно не засели в студии, мы встретились на одной из их последних в этом году фестивальных остановок Burn Selector Festival в польской столице.

Вместо глубинного копания в творчестве, мы поговорили о занятиях ребят вне Archive, о том, кому адресована знаменитая F*ck U, а также с удовольствием удостоверились в том, что «Карлсон» хоть и «улетел, но обещал вернуться».

Фото: AlterArt.pl

24: Рада видеть вас снова! Сразу свежевозникший вопрос. Украина и Польша - практически «соседи через дорогу». Но в то время, как здесь люди получают чуть ли не по два оргазма на брата, слыша вашу музыку, в Украине ваши фаны — редкость. Почему так?

Дэйв: Погоди, ты сказала «два оргазма»?

24: Да. Хоть и не буквально, думаю.

Дариус: Ну, мало того, что наша музыка не звучит со всех радиоприемников, Украина для нас — это что-то новое, лишь раз там сыграли. Но мы вернемся — вот следующей весной едем в тур по Восточной Европе.

Дэйв: Это пока черновые планы.

Дариус: Да, но хотим сыграть в Латвии, Венгрии и многих странах Восточной Европы, где еще не были.

Единственный способ, чтобы о тебе узнали — давать концерты.
Люди слышат твои творения, слышат тебя вживую, информация идет в народ.

В Польше у нас уже было немало выступлений, а в Украине лишь одно. Это дело времени.

24: Но почему именно Польша?

Дариус: Хороший вопрос. Все началось с парня по имени Питер, известного и весьма влиятельного диджея в Польше. Случилось так, что он часто ставил нашу Again, публика ее полюбила, поэтому о нас знали еще до того, как мы впервые приехали туда с концертом. Так часто случается — с легкой руки пары-тройки влиятельных людей, артистов высшего сорта, разгорается интерес к группе. То же самое с Грецией. Очень влиятельный греческий диджей и МС познакомил публику с нашей музыкой, и сейчас мы тоже очень популярны в стране.

Фото: AlterArt.pl

24: А как насчет Франции? Еще одна страна, где от вас стоят «на ушах».

Дариус: Это уже скорее заслуга Londinium, нашего первого альбома. Здесь он получил признание критиков, просто замечательные отзывы, так все и началось. А вот успехом в Восточной Европе, Греции и Польше обязаны нашей третьей пластинке (You All Look the Same to Me — «24»).

24: Ваша знаменитая провокационная F*ck U — чуть ли не самая популярная в наших краях. Чей это был «манифест», и кого имел в виду автор?

Дариус: Автор слов — Дэнни (Гриффитс, один из основателей Archive — «24»).

А сама песня во многом в момент написания была связана
с политической ситуацией, Джорджем Бушем и Тони Блэром.
Однако люди, как ни странно, часто видят в ней какой-то любовный контекст.


Дэйв: Вся суть этой песни в самой концепции и ее простоте. То же «f...k you» можно применить к кому угодно: твоим бывшим, боссу, тому, кто тебя бесит. Универсальная фраза, именно поэтому песня столь популярна. Каждый может «прилепить» к ней свой собственный контекст.

24: Кого же конкретно Дэнни сделал адресатом этой песни?

Дэйв: Джорджа Буша! Априори было так, что Дэнни как-то увидел его фото в газете, отсюда и первая строка: «There's a look on your face I would like to knock out.» («По твоему выражению лица хочется проехаться кулаком» — «24»). Поэтому песня с сильным политическим подтекстом. Но, в принципе, может касаться любого политика мира. Вечная песня на самом деле.

24: У ваших альбомов интересная особенность — песни словно вливаются друг в друга, между ними отсутствуют паузы. Если ли тут влияние чего-то вроде Enigma или Pink Floyd?

Дариус: Я бы здесь скорее назвал Pink Floyd.

Дэйв: Не сказал бы, что Enigma, хотя у них очень вдумчивая музыка. Но «вдумчивость» лучше дозировать, порой хочется меньше рассуждать и просто отпустить себя. Так что это были Pink Floyd, а еще The Who и даже Майк Олдфилд — именно они привели нас к чему-то более андеграундному.

24: Каждый ваш альбом — как отдельная история. Что же идет первым — концепция альбома, «история», или из моря песен вы просто выбираете какие-то с общей тематикой и объединяете в пластинку?

Дариус: Это поступательный процесс. Одни композиции приводят к другим, это постоянное движение.

Дэйв: Нет устоявшейся структуры, это может быть один звук, один музыкальный поворот одна строка, одно слово, которое задает тон всему альбому. Не обязательно все должно начинаться, скажем, только с фортепианной партии, или гитарной. Это может быть что угодно, и в этом вся прелесть. Именно благодаря такому подходу песни настолько разноплановые, разных форм и расцветок.

Фото: AlterArt.pl

24: Значит, вы не знаете, чем все закончится, когда начинаете писать альбом?

Дариус: Именно. Начинаешь писать с определенными намерениями, а потом альбом будто начинает жить собственной жизнью.

Дэйв: Мы обсуждаем идею между собой, с продюсерами, и никогда не знаешь, в какую форму она выльется. И в этом весь смак.

24: Кстати, об альбомах — поговаривают, скоро порадуете своим очередным детищем?

Дэйв: Не очень скоро, новый альбом выйдет в следующем году.

Дариус: Возможно, даже два подряд. Одна пластинка где-то весной, возможно, в апреле, а другая вероятна в конце осени. Насчет последнего еще не уверены, но один альбом в 2014-м будет стопроцентно.

24: В Интернете гуляет видео, на котором вы даете концерт прямо посреди парка развлечений в Париже. Расскажите об этом.

Дэйв: О, это было первое выступление Полларда (Берье, вокалиста группы — «24») в составе Archive!

Дариус: Это была часть проекта «concerts sauvages» («дикие» концерты» — «24»), такие себе незапланированные выступления, когда группы вдруг появлялись в неожиданных местах, скажем, на железнодорожном вокзале. А нам досталась эта ярмарка, парк развлечений. Это неординарнее, чем вокзал.

Выступление Archive в парке развлечений в Париже

24: Бесплатный концерт?

Дариус: Да, 45-минутный. Французы просто весьма чудаковатый народ. «О, а давайте устроим выступление в парке развлечений!». Или, «а почему бы не дать концерт в океанариуме?» Мы и там как-то выступали. Такие вот французские причуды. Мы их просто обожаем.

Дэйв: Давненько это было, но помню, что параллельно с нашим выступлением люди делали интересные вещи — один парень, например, рисовал граффити на зеркале. Поэтому все было такое мультимедийное и художественно-сюрреалистичное.

24: В вашей родной стране Archive не слишком пользуется успехом, да и вы, впрочем, не единственный такой случай. Почему Великобритания отвергает свои лучшие музыкальные формации?

Дариус: Нет, совсем не отвеграет. Это нужно понять. Нами не пренебрегали, просто мы ничего не выпускали в Англии вот уже 10 лет. А все потому, что были неудачи, связанные и с Londinium, и с нашим вторым альбомом (Take My Head — «24»). Последний «запороли» и у звукозаписывающей компании было немало проблем, поэтому у нас не было никаких контрактов вплоть до With Us Until You're Dead (альбом 2012-го года — «24»). А следовательно — на протяжении 10 лет никто в Британии о нас ничего не слышал, а звукозаписывающие компании считали нас «плохим бизнесом» и не спешили сотрудничать. Никто никого не отвергал — не было релизов.

На Туманный Альбион мы вернулись с With Us Until You're Dead, 75% рецензий на который были просто замечательные. Собираемся также выпускаться в Америке — и это фантастика. А в Англии все просто немного медленно набирает обороты. Но уже был английский тур, что не может не радовать.

Дэйв: В Лондоне играли в КОКО (известная концертная площадка — «24»), все билеты были распроданы. Процесс медленный, но мы очень терпеливы, когда речь идет о подобных вещах. Плюс на горизонте релизы в Англии и Америке, а потому все движется в правильном направлении.

24: В планах наверстать упущенное и покорить музыкальное пространство на родных просторах?

Дариус: Мы никогда ничего не покоряем. Просто медленно «ввинчиваемся» в сознание публики и просто играем свою музыку, именно поэтому никогда не выходим из моды. Если что-то «завоевывать» — можно слишком возгордиться, а нам это не нужно.

24: Вашу музыку сложно назвать радио- или телеформатом. Как вам удается продвигать себя?

Дариус: Информация, которая передается «из уст в уста» — мощная штука. Мы даем концерты, люди о них говорят. Фестивали тоже являются хорошими «плацдармами», чтобы о тебе узнали. Ну и у нас таки есть несколько песен, попавших на ТВ. Поэтому наша музыка гуляет по миру. И не забывайте об Интернете, это земля обетованная в наши дни.

Дэйв: Впрочем, то, что слушаем мы сами, тоже не услышишь по радио.

24: Интересно. Например?

Дэйв: Вот через несколько недель все идем на концерт Джона Хопкинса (Jon Hopkins, британский продюсер и музыкант — «24»). Считаем его одним из лучших и самых перспективных музыкантов, хоть он и давно в индустрии. Его последний альбом просто бомба, потрясающий артист. Однозначно будем слушать Джеймса Блейка сегодня (молодой британский талант электронной музыки, участник Selector Festival — «24»). А вот на День взятия Бастилии во Франции были на концерте одной кавер-группы. Они играли Стиви Уондера, The Beatles, все на свете. И от каждой песни у нас просто слюнки текли! А вообще мы очень открыты в плане музыки.

Дариус: Меня прут Kraftwerk, The Who, The Gang of Four. А еще обожаю Бетховена.

24: Уже не впервые натыкаюсь на сетования фанатов по поводу того, что вы не выходите на бис. Это у вас стиль такой?

Дариус: Это только на фестивалях! У нас просто нет на это времени! Наша бы воля — выходили бы с удовольствием.

Дэйв: На собственных концертах всегда выходим на бис. На фестивалях просто не имеем права. Людям порой трудно понять, что у нас временной лимит.

И если после тебя еще четыре группы, а ты вдруг выходишь на призыв публики — организаторы просто вернут тебя обратно и ты заработаешь плохую репутацию. Ничего личного.

24: Сезон фестивалей позади - какие у вас планы на холодное время года?

Дариус: В октябре у нас еще два выступления, а дальше в ноябре-декабре засядем в студии, будем работать. На весну запланирован тур, так что перед ним у нас будет лишь полтора месяца каникул. А Дэйв сейчас еще занимается своим BirdPen (собственный музыкальный проект Дэйва Пена — «24»), дописывает альбом.

Дэйв: У нас так всегда: перестаем гастролировать — оседаем в студии. Одна из радостей нашей работы — постоянно используем наши мозги, воображение.

Вот будет у нас немного свободного времени, чтобы «потусоваться», но уверен,
уже через неделю мозг будет кричать: «Я не могу больше сидеть и ничего не делать! Дайте мне что-то написать, собраться с коллективом, порешать дела».
И это круто.

24: Вижу, у вас очень плотный график. Как удается совмещать работу и семью?

Дариус: Как и всем остальным. Вообще-то, больше стресса даже у тех, у кого обычная работа и при этом семья. Потому что мы, например, проводим много времени с семьей, когда не в туре. Как по мне, нам даже проще в этом плане.

Дэйв: Это не трудно, это наша работа, и родные все понимают. Так и живем.

24: Чем вы занимаетесь вне Archive?

Дэйв: Я принимаю участие в марафоне, а еще у меня проект «Монблан» (благотворительный проект Дэйва Пена — «24»). Мы вообще много чем занимаемся.

Дариус: Ага, встреваем в проблемы.

Дэйв: О да! Просто когда собираемся вместе, то ведем себя, как дураки. Мы любим проводить время конструктивно.

Дариус: (Дэйву) И чтобы нам сносило крышу! (оба громко смеются)

Как говорит Дэйв, мы же рок-н-рольщики!

Дэйв: Тру стори. А если серьезно, то любим зависать вместе

Любим быть с друзьями, скучаем по ним, когда в разъездах.
Мы очень социальные люди. Собираемся за пивом, смеемся.
Дариус вот еще плаванием занимается, я бегаю стараемся поддерживать форму, это благотворно влияет на мозг и тело. Одним словом, проводим время с теми,
кого любим вот что мы делаем вне Archive.


24: Вы подчеркиваете, что вы коллектив, а не группа. В чем принципиальная разница?

Дариус: Коллектив — потому что у нас постоянные изменения в составе. У групп, как по мне, обычно где-то четыре стабильных человека, может, кто-то один приходит-уходит. У нас же динамичный проект, он нефиксирован и изменчив. Вот почему мы коллектив.

24: И, судя по всему, очень демократичный коллектив?

Дариус: Не пытаемся быть демократичными. Делаем то, что делаем, если у кого-то возникает проблема — обсуждаем ее.

Дэйв: Мы ее «проезжаем» и двигаемся дальше. Думаю, в группах часто возникает проблема с эго музыкантов. Во всевозможных рок-н-ролльных, например, когда фронтмен раздражается, а у гитариста претензии, мол, у меня есть собственные песни и бла-бла-бла. Что касается нас — то каждый свою песню, музыку будто приносит в семью, в коллектив. Вот так это работает.

Фото: annabursztynowicz

24: Но раз состав столь изменчив — вам необходимо каждый раз «притираться». Ведь вы должны складываться, словно пазл, чтобы функционировать как одно целое...

Дариус: Если кто-то не подходит к «пазлу» — обычно надолго с нами не остается. Так не раз уже было. Но на самом деле главное не то, какие у нас отношения, а то, насколько хороша та музыка, которую мы делаем. Если сделаем песню и видим, что она — дерьмо, делаем что-то другое. Поэтому этот «пазл» не столь важен.

24: Когда играете свою музыку снова и снова — никогда не возникает ощущение, что «приелось», устали от нее? Есть композиции, которые готовы играть сутками?

Дейв: Думаю, никогда не устанем от финальной части Dangervisit. Это просто невероятное наслаждение и драйв.

Дариус: Если бы мы играли концерты каждый вечер возможно, голова от них и была бы квадратной, а так мы обожаем это дело и уже предвкушаем появление новых композиций совсем скоро. Следующее наше выступление в Париже, весной нас ждет тур уже с новыми песнями. Новые эмоции. Если тошнит от собственных песен — ты выбрал не ту работу. Мы не кавер-группа, где каждый вечер что-то новое.

Дэйв: У нас все еще есть шансы закончить как кавер-группа (смеется).

24: Дэйв, от выполнения каких песен больше всего кайфуешь?

Дэйв: О-о, сложно. Все такие разные... Finding It So Hard — неплохое испытание вокальное и эмоциональное. Иногда Again — настоящий вызов, ведь знаю, сколько людей находят в ней себя. Хоть и не я ее написал, но то, что я вкладываю в ее исполнение — на 100% искренне. Я никогда ничего не изображаю. Люблю петь Feeling of Losing Everything, а Words on Signs — одна из любимых. В ней столько пространства и атмосферы, она словно успокаивает.

24: Есть ли у вас какие-то ритуалы перед выходом на сцену? Возможно, какие-то приметы?

Дэйв: Никогда ничего в карманах. Там должно быть абсолютно пусто!

Если я знаю, что там хотя бы одна монетка — меня это ужасно угнетает.
Не чувствую себя полностью свободным. Да, странновато.
Есть еще совсем личные штуки. Но не могу выйти на сцену даже
с песчинкой в кармане.

Дариус: Перед выступлением? Чаще всего просто пытаюсь справиться с волнением (смеется). Я не ярый сторонник ритуалов. Я то нервничаю, то все в порядке. Поэтому никаких ритуалов.

24: На фестивале Stare Misto во Львове вы все обнимались прямо перед выступлением. Разве это не ритуал?

Дейв: Что-то вроде. Но мы это и так часто делаем.

24: Ну и последний «украинский» вопрос — как вам наша публика?

Дариус: (Поднимает вверх большой палец) Очень понравилась. Именно поэтому мы и возвращаемся.

Разговаривала Анастасия Брюквина

Телеканал новостей «24»