Год Зеленского: искушение решать все
21 апреля прошел год со дня, когда на президентских выборах с большим отрывом победил Владимир Зеленский. Тогда он набрал 73,22% – за него свои голоса отдали 13,5 млн избирателей.
Несмотря на то, что официальное вступление в должность состоялось 20 мая 2019 года, в СМИ уже начали активно обсуждать итоги первого года Зеленского.
Читайте также Время принимать ответственные решения, или Пандемия возможностей
Ранее официальной годовщины дискуссию начала и Банковая, выпустив на экраны фильм "Год президента Зеленского", в котором Владимир Зеленский подводит итоги первого года в должности.
Политические аналитики уже назвали фильм идеальным форматом для президента. И действительно, подготовив фильм вместо полноценного брифинга, можно избежать ряда неприятных и острых вопросов от журналистов, ответов на которые может и не быть.
Хотя в офисе президента заявили, что пресс-конференция по итогам первого года состоится. А провести ее прямо сейчас мешают карантинные ограничения.
Собираясь во власть, да еще и на высший пост в стране, Зеленский дал ряд обещаний, зафиксированных в его предвыборной программе.
Правда, большинство из них – не относятся к его компетенции. Они – в зоне ответственности парламента, органов местного самоуправления, Верховной Рады, НАБУ, СБУ, на которые президент Зеленский имеет лишь опосредованное влияние. При других условиях Украина просто не могла бы называться демократической страной, поскольку главная основа демократии – четкое распределение государственной власти в стране.
Итак, Центр совместных действий решил проанализировать, всегда ли в течение этого года президент Зеленский придерживался принципов демократии; какая часть его обещаний была выполнена, а какая – до сих пор рассматривается или так и осталась просто пунктом политической программы кандидата в президенты Зеленского.
Искушение решать все
На самом деле соблазнов решать больше вопросов и принимать решения почти единолично или в узком кругу нескольких доверенных лиц у президента все больше. И этому способствует много факторов. Партия "Слуга народа", которая была создана фактически под президентские выборы, является одним из таких.
Съезд партии "Слуга народа" / Фото с сайта СН
И несмотря на то, что в фильме о годе президентства сам Зеленский говорит, что должен самостоятельно контролировать многие сферы для того, чтобы "реальные изменения" в стране состоялись, наличие монобольшинства и стабильно высокий рейтинг его как президента и партии СН не дает ему автоматического права на узурпацию власти и на расширение полномочий, не закрепленных за ним в Конституции Украины. В противном случае Украина будет скатываться в сторону диктатуры, как это фактически произошло в 2013 году.
Итак, что из того, что кандидат в президенты на высший пост в стране Владимир Зеленский обещал, было выполнено, а что – нет, и какое это будет иметь влияние на украинцев.
Когда каждый из нас – немного президент
Одним из слоганов предвыборной кампании Зеленского был, в частности, такой: "каждый из вас – президент". Первым пунктом предвыборной программы кандидата в президенты Владимира Зеленского стал Закон "О народовластии".
29 августа 2019 года президент подал Проект Закона "О внесении изменений в статью 93 Конституции Украины (относительно законодательной инициативы народа)". Таким образом президент предложил сделать народ еще одним субъектом законодательной инициативы.
Но главное здесь – не то, будет ли этот законопроект принят – он, кстати, является популярным и несколько популистским решением – а то, как в тексте закона прописаны детали проведения референдума и как они будут реализованы на практике. Такого мнения Игорь Рейтерович, политолог, руководитель политико-правовых программ Украинского Центра общественного развития.
"От того, как будет сформулирован этот вопрос, как проведена предварительная агитационная или информационная кампания, очень многое может зависеть, – отметил он. – С вопросами общенационального референдума, мне кажется, куда-то спешить не стоит. А вот если речь о местных референдумах – не будет какой-то большой проблемой, если отдельные вопросы будут отданы на рассмотрение местных общин путем референдума как формы консультативной помощи. Здесь самое главное – четко прописать, какие вопросы туда будут выноситься. Понятно, что вопросы общенационального значения, внешней политики там фигурировать не могут".
Кроме того, чтобы референдум не препятствовал работе Верховной Рады, закон о нем должен быть детализирован и не может содержать двойных трактовок, отмечает эксперт. В законе должно быть прописано, за что отвечает Верховная Рада и за что – народ, когда он приходит на референдум.
Обратите внимание! Стал более жестким – в ОП рассказали, как изменился Зеленский за время президентства
Импичмент президенту – миссия невыполнима
В своей предвыборной программе кандидат в президенты Зеленский обещал подать на рассмотрение законопроекты "О снятии неприкосновенности с Президента Украины, народных депутатов и судей"; "Об импичменте Президента Украины"; "Об отзыве народного депутата Украины".
Ни один из этих проектов до сих пор не был вынесен на рассмотрение в Верховную Раду. Вместо этого были приняты представленные президентом Зеленским законы "О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)" и "Об особой процедуре смещения Президента Украины с поста (импичмент)".
Однако отмена неприкосновенности нардепов не является новшеством президента Зеленского, поскольку она была инициирована еще в 2017 году президентом Порошенко. То есть фактически проект Закона о неприкосновенности депутатов является доработанным документом бывшего главы государства.
А вот новая процедура импичмента президента, по словам Рейтеровича, стала более сложной.
"Согласен с мнением коллег-юристов, которые говорят, что процедура, которая выписана сейчас, даже сложнее чем та, что была раньше. Фактически президент может делать что угодно, а к ответственности его можно привлечь исключительно по стечению обстоятельств. Пообещали закон об импичменте – сделали, но себя обезопасили от всех возможных рисков. Думаю, Зеленский все это прекрасно знал. Здесь нельзя все списать на плохих бояр. Они ему объяснили: здесь закрываем, а тут какой-то предохранитель оставляем", – отмечает политолог.
Демократия наоборот
В начале своей каденции Владимир Зеленский обещал своим избирателям совершенно другое качество политики, и сам собирался стать политиком нового поколения. Однако некоторые его решения выходят за рамки демократических принципов управления.
В частности, он пытался внести поправки в статью 106 Конституции Украины, по которым, фактически, мог получить право назначать и увольнять руководителей НАБУ и ГБР. Однако Конституционный Суд Украины признал эти изменения неконституционными.
Мы уже живем в режиме закручивания гаек, считает политолог Михаил Басараб.
Давайте вспомним примеры весьма специфического общения Офиса президента и его команды с представителями СМИ, когда представители команды президента позволяли себе абсолютно неприемлемую тональность в общении с журналистами, часто шли на нарушение прав последних, мешали им выполнять свои профессиональные обязанности,
– сказал он.
Политолог отмечает: сейчас в Украине включилась репрессивная машина власти. Об этом свидетельствуют истории с якобы подозреваемыми в убийстве Павла Шеремета. "Хотя мы понимаем, что в этом деле что-то не так, что касается сбора доказательств, причастности подозреваемых, нарушения их процессуальных прав. В целом история затягивается. Это значит, что достаточных доказательств не было. Сейчас известно, что готовится задержание Сергея Стерненко", – говорит он.
Акция в поддержку активиста Сергея Стерненко в Днепре / Фото Активисты
Михаил Басараб уверен, что эти и другие факторы могут в дальнейшем привести к масштабному общественному сопротивлению. И это – только вопрос времени.
Рекомендуем Зеленский устраивает порки чужим чиновникам и старательно прикрывает своих
Судебная реформа
Президент Зеленский продолжил судебную реформу 2016 года, хотя внес в нее коррективы. Так, он инициировал законопроект об изменениях в деятельности органов судейского управления, который был принят парламентом и подписан президентом 4 ноября 2019 года.
В законопроекте отмечалось сокращение штата судей Верховного суда, люстрация для членов Высшего совета правосудия и создание комиссии по вопросам добропорядочности и этики.
Однако о кардинальных изменениях в судебной системе, которые анонсировал президент Зеленский еще в своей предвыборной компании, говорить пока не стоит, считает Роман Куйбида, юрист, заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ.
По крайней мере по заявлениям Зеленского видно, что у него есть определенное понимание ситуации, которая существует в судебной системе. Но имеет ли намерение решить ее, или есть намерение и дальше использовать те инструменты, которые использовала предыдущая власть (то есть неформальные инструменты влияния на судей), пока непонятно. Отсутствие инициатив со стороны Зеленского в реализации обещаний относительно судебной системы свидетельствует в пользу второго,
– отметил он.
Более критично в отношении анонсированной реформы судебной системы высказалась Оксана Сыроед, народный депутат VIII созыва. По ее словам, чтобы в Украине был справедливый суд, первое, что нужно сделать – ликвидировать монополии на доступ к природным ресурсам.
"Это даст развиваться другой философии собственности, у нас появится средний и малый бизнес. И, соответственно, нужно изменить налоговую систему, чтобы все платили налоги на одинаковых условиях. То есть фактически это то, что называется "деофшоризацией" и "деолигархизацией". И тогда только третьим компонентом будет реформа судебной системы. Только в этой триаде возможно функционирование справедливого суда", – пояснила она.
Украинские суды и дальше пытаются служить монопольной системе, считает экс-политик.
"Показательным примером того был приход председателя Высшего совета правосудия к новоназначенному главе администрации Андрее Богдане сразу после выборов президента. Что может делать председатель ВСП в клерка? А он пришел на поклон. Таким образом показал, что судебная система готова служить тому, кто стал новым арбитром олигархической системы. Для меня это был приговор президенту Зеленскому. Это означало, что он никогда не будет менять олигархическую систему", – подытожила Оксана Сыроед.
Безопасность человека – безопасность страны?
Президент Зеленский, как и обещал, продолжил интеграционное движение Украины в ЕС и НАТО, что закреплено в Конституции Украины. А вот подтверждение движения Украины в НАТО через референдум до сих пор не произошло, поскольку в стране еще не была введена процедура проведения референдумов.
В предвыборной программе кандидата Зеленского отмечалось, что при его каденции СБУ не будет заниматься экономическими преступлениями.
Однако важно различать экономические преступления и риски для нацбезопасности экономического характера, отмечает юрист Андрей Вигиринский.
"Поскольку в Особенной части УК Украины, которая объединяет составы преступлений по видам общественных отношений, которые посягают на определенные сферы общественных отношений, отсутствует раздел "экономические", поэтому предложенный законопроект не идет в разрез с соответствующим пунктом его программы, поскольку не определяет за СБУ "экономической подследственности".
Более того, законопроект ограничивает возможности привлекать другими органами досудебного расследования сотрудников СБУ к раскрытию преступлений, которые не относятся к их подследственности. Итак, если проект будет принят, количество случаев, в которых оперативные работники СБУ совместно со следственными подразделениями других органов будут принимать участие в выявлении, задержании лиц по подозрению в получении взяток, совершении должностных преступлений, уклонения от уплаты налогов существенно снизится. Что позволит СБУ сконцентрироваться на своих непосредственных функциях", – пояснил юрист.
Совсем другой аспект – угрозы национальной безопасности экономического характера.
"Допустим, к совершению преступной деятельности привлечены иностранцы и граждане Украины без четкой осведомленности всех о роли каждого. Один из соучастников совершает подлог, другой, используя юридическое лицо-предприятие для легализации средств, в дальнейшем приобретает в собственность/управление стратегическое предприятие путем концессии, назначает менеджмент. Этот менеджмент осуществляет операции, которые доводят компанию до банкротства, при этом цель организатора – причинение вреда экономическим интересам Украины. Предметом расследования в данном случае будет совокупность преступлений, которые не целесообразно расследовать отдельно, поскольку будут нарушены принципы полноты и объективности предварительного расследования", – сказал он.
Интересно! Наша непредсказуемая реальность, или Что будет через год?
Мнение Владимира Зеленского о том, что "нужно просто перестать стрелять", которое он озвучивал во время предвыборной гонки, за год себя не оправдало – война на Донбассе длится до сих пор.
В фильме "Год Президента Зеленского" Владимир Александрович сказал о сложности урегулирования военного конфликта и возможном более радикальном подходе к его решению.
Документальный фильм "Год Президента Зеленского"
Также президентом было заявлено, что не может быть никаких переговоров по сдаче национальных интересов и территорий. Они действительно не были сданы, но переговоры с агрессором возобновились. Так, в декабре 2019 года, впервые за 3 года, состоялась встреча "нормандской четверки" в Париже.
Историческая встреча в нормандском формате в Париже / Фото с сайта Офиса президента
Год на посту – серьезный срок, чтобы подводить первые итоги. Кандидат в президенты Владимир Зеленский, идя на выборы с намерениями быть совсем другим политиком, как видим, становится все больше похожим на своих предшественников. Или это непонимание им ситуации, или недостаток знаний и опыта в политике, или многолетний опыт построения бизнеса в жестких украинских условиях накладывает отпечаток на характере человека. Наверное, каждый из этих факторов влияет по-своему. Вопрос только – хорошо ли президент Зеленский усвоил урок конца 2013 года и не перейдет ли случайно те красные линии, которое украинское общество обозначило тогда для всех последующих украинских политиков?
Автор: Таисия Алексеева, журналистка Центра совместных действий