Укр Рус
22 ноября, 14:00
11

Коллективная травма народа․ Как последствия Голодомора передались нам и что об этом говорит генетика

Основные тезисы
  • Коллективная травма от Голодомора передается следующим поколениям, и это подтверждает наука: мы чувствуем тревожность из-за того, что пережили наши бабушки и дедушки.
  • Преодоление травмы поколений возможно через осознание и обсуждение семейной истории, чествование памяти жертв Голодомора и интеграцию этого опыта в коллективную память.

-

"Не ставь хлеб вверх ногами на стол и как можно больше запасайся едой, потому что война. А еще – молчи, чтобы жить" – такие наставления часто можно слышать от наших бабушек и дедушек, которые пережили события советской власти. Самым большим ужасом для них стал Голодомор 1932 – 1933 годов, оставивший после себя огромную коллективную травму нашего народа, которую мы чувствуем до сих пор.

Интересно, что наше сопереживание из-за событий искусственного геноцида не является исключительно результатом воспитания. Наука подтверждает, что коллективная травма может передаваться через физиологические или биологические пути, в частности через эпигенетические механизмы.

Специально для 24 Канала эту тему разобрали кандидат медицинских наук психолог Ирина Франкова, семейный психотерапевт Дина Веселкова, а также врач-генетик Людмила Турова. Как наука объясняет передачу травмы следующим поколениям и каким образом можно справиться с этим состоянием – читайте дальше.

Важно прочитать Расстрелы, каннибализм и смерть: истории трех 8-летних девочек, переживших ужасы Голодомора

Сегодня наиболее изучен геноцид Холокост, ведь именно с того времени есть достаточно задокументированных фактов.

"Систематический обзор 2019 года говорит о том, что у потомков чаще наблюдаются гипербдительность, специфические семейные паттерны: сверхконтроль, тревога, молчание о травме. Это прослеживается даже при отсутствии прямого опыта переживания травмы", – отметила Дина Веселкова.

В Украине также есть масштабное исследование, проведенное центром украиноведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко с 2003 года. Тогда опрашивали людей, которые во время Голодомора 1932 – 1933 годов были детьми в возрасте от 1 до 7 лет.

"Была контрольная группа – то есть те люди, которые не жили на территории, задетой Голодомором. В то же время те, кто пережил Голодомор, значительно чаще имели синдром неполноценности, склонность к конформизму, недоверие, страх власти, патологическую бережливость", – рассказала психотерапевт Веселкова.

Кандидат медицинских наук Ирина Франкова рассказала, что коллективная травма может передаваться через эпигенетические механизмы. Определенные исследования показывают, что травматический опыт может влиять на генетическую экспрессию, поэтому это передается следующим поколениям.

Например, изменения в метилировании ДНК, которые могут возникнуть в результате стрессовых или травматических событий, могут влиять на то, как гены активируются или деактивируются, формируя эмоциональные и поведенческие реакции у потомков, – объяснила Франкова.

В медицине существует концепция биопсихосоциальной среды, где физиологические изменения в организме, вызванные травмой, могут взаимодействовать с психологическими и социальными факторами.

"Это означает, что травма не только влияет на индивидуальную психику, но и может иметь физиологические последствия, которые формируют стратегии выживания и адаптации в семье и обществе. Таким образом травматический опыт может стать частью наследия, которое передается через поколения, влияя на их психическое здоровье, идентичность и отношения с окружением", – отметила Франкова.


Люди во время Голодомора умирали прямо на улице / Архивное фото

Доктор медицинских наук, генетик Людмила Турова отметила, что в медицине нет термина "генетическая память" в прямом смысле, потому что гены не помнят события.

"Но существует официальное понятие – эпигенетическая память. Это устойчивые изменения активности генов, которые возникают вследствие стресса, токсического опыта, недоедания, насилия или потери, и могут передаваться между поколениями, вплоть до третьего поколения. Поэтому, "генетическая память" является неофициальным термином, но то, что люди имеют в виду, наука трактует как эпигенетическую наследственность", – объяснила Турова.

Кроме физиологического механизма семейный психотерапевт Веселкова отмечает еще 2 механизма передачи травмы: социокультурный и психологический.

Наши бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки, пережившие этот опыт, передают его следующим поколениям через трансляцию своих убеждений, по которым они живут. Так они сформировали мировоззрение следующих поколений, – объяснила психотерапевт Веселкова.

Вместе с изучением мира ребенку передается и способ реагирования на различные триггеры. Кроме вербального уровня передачи, который происходит с помощью слов, есть еще невербальный – реакции, интонации, жесты. Когда мы за этим наблюдаем, все считывается на неосознанных уровнях, даже если наши предки никогда не рассказывали нам о Голодоморе.

У потомков тех, кто пережил Голодомор, обычно есть основное очевидное проявление травмы, которая передалась, – отношение к еде. Для этих людей пища имеет очень высокую ценность.

Именно в исследовании Киевского национального университета, которое мы упоминали выше, отмечали самые частые утверждения участников опроса:

  • "Дети всегда должны быть хорошо накормлены";
  • "Хлеб и другие остатки пищи нельзя выбрасывать";
  • "Надо делать заготовки и консервации, дома всегда должен быть запас еды".

"Проблемные отношения с едой могут выражаться в поведении, когда люди не могут оставить что-то на тарелке, даже если уже наелись. Они доедают, чтобы "не пропало". Также проявлением может быть переедание в праздничные дни, когда невозможно остановиться перед накрытым столом", – добавила семейный психотерапевт.

Однако последствия Голодомора проявляются не только в отношении к еде, ведь пережитая нашими предками травма была значительно глубже.

В семьях, переживших Голодомор, формировались правила выживания: экономить, молчать, не высовываться, быть осторожным, не доверять. Часть этих моделей передавалась детям и внукам, это стало для них образом жизни в опасном мире, – отметила Дина Веселкова.

Что интересно, именно воспитание в семье может усиливать эту наследственную травматичность. Больше всего этому будет способствовать замалчивание и табуирование темы Голодомора.

"Стратегия избегания – это один из признаков травмы. Говорится об очевидцах Голодомора, которые капсулировали свои переживания, заморозили их, чтобы выжить. Потому что главная цель была найти пищу и спастись", – объяснила психотерапевт.

И даже после того, как Голодомор уже прошел, люди не могли позволить себе прожить горе. Они вытесняли воспоминания по двум причинам:

  • чтобы не проживать боль снова и снова, а быть более-менее функциональными;
  • страх того, что за такие разговоры могли наказать.

Часто можно услышать: "Мои дедушки и бабушки никогда не рассказывали мне о Голодоморе, откуда взяться этой травме?" В таком поведении есть желание избежать боли, защитить родных, не шокировать, но парадоксально: это не только не спасает от травмирования, но и углубляет его. Несмотря на то что эта тема не проговаривается, она никуда не исчезает, а, наоборот, закрепляется на бессознательном уровне и находит выход в различных проявлениях", – рассказала Дина Веселкова.

В таких семьях даже потомки могут испытывать проявления травмы: иррациональные страхи, злость, тревогу, которые им не до конца понятны из-за молчания.

Ученая Ирина Франкова называет это "заговором молчания" – феномен, при котором люди избегают обсуждения или признания определенных травматических событий, обычно из-за страха, стыда или желания избежать боли.

Интересно! В этом же исследовании КНУ имени Тараса Шевченко пришли к выводу, что в тех семьях, где сильнее испытали травму, меньше говорят о голоде.

Пережитая травма также повлияла и на доверие к людям. Дело в том, что люди, которые пережили голод, помнили о плохих поступках тех, кому еще недавно доверяли. Поэтому и учили своих детей быть осторожными, бдительными, много не говорить на людях и не выражать свои мысли слишком громко, потому что "и стены имеют уши".


Некоторые семьи замалчивают травму до сих пор / Фото с сайта Национального музея Голодомора

Современная наука подтверждает, что возможно наслоение нескольких коллективных травм у одного человека или его семьи в целом.

Доктор медицинских наук генетик Людмила Турова объяснила, что накопление травм приводит к эпигенетическим изменениям в человеческом организме.

Если в одной семье поколения проходили через различные исторические травмы: Голодомор, Вторая мировая, советские репрессии, война 2014 –2025 годы, плен, потери, вынужденная миграция, – именно тогда возникает эффект наслоения, – сказала генетик.

Людмила Турова объяснила, что для человека такое состояние будет означать несколько моментов:

  • эпигенетические метки не обнуляются, а усиливаются новыми стрессами;
  • есть гиперчувствительность к стрессу, тревожность, склонность к нарушениям сна, ПТСР;
  • есть влияние на психику, иммунитет, метаболизм;

"У детей из таких семей чаще наблюдается тревожность, соматические симптомы, аллергии, нарушения сна, избыточный вес, гормональные нарушения и склонность к онкопатологии, что также подтверждено научно", – подытожила Турова.

Психотерапевт Дина Веселкова заметила, что одна из особенностей постгеноцидного наследия – это замалчивание, поэтому и способ преодоления будет в том, чтобы сделать эту травму видимой. Именно поэтому так важно чтить память жертв Голодоморов.

Интегрировать этот опыт в коллективную память могут также помочь коммеморативные практики: ритуалы, проекты, выставки, – добавила психотерапевт.

Ирина Франкова рассказала о типичном поведении людей, которые не проработали коллективную травму правильно:

  • чрезмерная опека;
  • эмоциональная отстраненность;
  • заговор молчания в семье;
  • нетерпимость к слабости;
  • зависимость от прошлого;
  • одержимость травматическими событиями;
  • трудности в межличностных отношениях.

Именно эти проявления являются следствием того, что травма замалчивалась.

Важно "Они очень боятся повторения": как говорить с детьми разного возраста о Голодоморе и чего точно нельзя делать

Веселкова же отметила: чтобы прожить коллективную травму и облегчить ее проявления, важно исследовать именно вашу семейную историю. Каждая семья проходила этот опыт по-своему. Стоит узнать больше о том, какие события проживали ваши родные, сколько лет им было, какие именно воспоминания запечатлелись в их памяти.

Это все может помочь осознать источники своих убеждений, моделей поведения. Но это может быть полезным не только вам, но и вашим бабушкам и дедушкам. Возможно, они впервые в жизни смогут выговориться, когда их с интересом будут слушать, поймут и поддержат, – отметила Веселкова.

В терапии важно иметь комплексный подход и работать не только с прошлым, но и с тем, что именно сейчас вас тревожит. Если это депрессия, то лучше сначала обратиться к психиатру.

"Я думаю, что можно исследовать последствия травмы в разных направлениях психотерапии. В системном семейном подходе мы часто предлагаем клиентам создать генограмму – схематическое изображение семейной системы, похожее на семейное дерево. Мы не прорабатываем дедушку и бабушку, а исследуем то, как история семьи влияет на наши паттерны, убеждения, коммуникацию здесь и сейчас", – подытожила Дина Веселкова.

Ирина Франкова также вспомнила последние исследования, которые показывают, что физические нагрузки и здоровый образ жизни также способны препятствовать передаче травмы между поколениями.

Генетик Людмила Турова отметила, что украинский народ сегодня рассматривают ученые всего мира как уникальный пример многослойной коллективной травмы и именно поэтому так активно говорят о нации с повышенным уровнем психоэмоционального истощения.

"Однако и как врач, и как ученый хочу напомнить самое главное: мы имеем несокрушимый код восстановления – способность подниматься из руин, передавать не только бремя прошлого, но и силу борьбы, мудрость поколений и невероятную живучесть, что превращает пережитые нами травмы в источник света, развития и победы! Потому что, мы не можем изменить свои гены, но мы можем повлиять на степень их регуляции и реализации", – подытожила Людмила Турова.

Коллективная травма народа может препятствовать нормальной жизни украинцев. Однако замалчивание событий только усиливает ее проявления. Именно поэтому важно не забывать и не игнорировать то, что пережили наши родственники во время Голодоморов. Потому что память о них и их боль – все, что мы имеем сейчас.