Буквально возрождаются из пепла: 5 фениксов украинского бизнеса, которые адаптировались к войне
Начатая Россией война нанесла тяжелый удар украинской экономике и бизнесу. Несмотря на это, отечественные компании постепенно адаптируются к экстремальным реалиям: развивают новые направления, масштабируют производство, выпускают инновационные продукты и занимаются благотворительностью.
Одной из таких стала компания "Фармак". В первые недели полномасштабного вторжения лидер фармацевтического рынка Украины понес убытки на 1,5 миллиарда гривен. Но уже в начале марта возобновил работу на все 100% и сохранил позицию лидера, которую занимает в течение более 10 лет.
Читайте также На фоне значительных потерь в Украине: планирует ли малый и средний бизнес выходить на международные рынки
В "плюс" в условиях войны вышла украинская автозаправочная станция "ОККО", а логистическая компания "Новая Почта" начала покорять международный рынок. Таких кейсов по всей Украине сотни. И делятся ими как большие, так и малые бизнесы.
Мы же собрали 5 самых показательных историй, которые еще раз доказывают насколько несокрушимыми и мужественными являются украинцы, способные достигать поставленных перед собой целей даже в кризисных условиях.
Компания "Фармак": уничтожение склада, новый производственный участок и волонтерство в новых реалиях
Полномасштабная война началась для компании "Фармак" с колоссальных потерь. Во время вторжения в Киевскую область российские войска сожгли центральный склад фармпроизводителя, где хранились вся готовая продукция и упаковочные материалы для препаратов. По общим подсчетам, потери составили около 1,5 миллиарда гривен.
При этом оценить масштабы разрушений "Фармак" смог не сразу. В Макарове, вблизи которого располагался склад, до 28 марта шли ожесточенные танковые бои с врагом, который пытался прорваться на Киев.
Уничтоженный склад компании "Фармак" в селе Калиновка, Макаровского района / Фото "Фармак"
Поняв, что надо смотреть только вперед, в начале марта "Фармак" перезапустил производство. Лабораторию из Харькова релокировали в Киев. Это помогло обеспечить украинцев, в частности военных, лекарственными препаратами первой необходимости в кратчайшие сроки.
Несмотря на пережитые потери, сейчас производство полностью восстановлено, все цеха загружены, а ассортимент – расширен.
Мы изготовили за период войны столько же продукции, сколько и в прошлом году, когда войны не было,
– отмечает исполнительный директор Владимир Костюк.
Также компания выпустила 11 новых препаратов. Еще 6 появятся на рынке до конца 2022 года.
Кроме того, в условиях войны "Фармак" открыл новый участок по производству лекарств в небулах, строительство которого было начато еще до 24 февраля. Как рассказывают представители компании, инвестиция в проект составила 9 миллионов евро. На производственной площадке установили современное оборудование из ЕС и США, однако из-за отказа иностранных инженеров приезжать в Украину, налаживать процесс пришлось самостоятельно, но с удаленной поддержкой.
"Фармак" запустил производство лекарств в небулах, которые особенно важны для астматиков и аллергиков / Фото "Фармак"
Параллельно "Фармак" реализовывает социальную миссию. Компания регулярно помогает ВСУ. По приблизительным подсчетам, на нужды армии с начала полномасштабной войны выделили более 30 миллионов гривен. Защитникам закупают автомобили, квадрокоптеры, генераторы, дроны, военную амуницию и предоставляют самые необходимые медикаменты.
Активная деятельность бренда получила резонанс не только в Украине, но и в мире. В частности, в исследовании ООН United Business for Ukraine отметили, что "Фармак" является одной из компаний, которая не только сумела помочь стране в самое сложное время войны, но и постоянно заботилась о будущем государства.
АЗК "ОККО": разрушения, быстрая реакция и рекордная прибыль
В конце июня стало известно, что в результате бомбардировок украинских городов со стороны России, разрушены 2 нефтебазы компании "ОККО": одна – в Житомирской области, другая – во Львовской. Еще почти 40 АЗК сети были недоступны для эксплуатации из-за оккупации территорий и начала активных боевых действий.
"ОККО" возобновляет работу в деоккупированных регионах / Фото "ОККО"
Вопреки этому сети удалось достаточно быстро адаптироваться к новой реальности. Буквально через месяц после новостей о повреждениях компания сообщила, что прибыль за первое полугодие 2022 года на 20% превысила показатели прошлого года. В условиях войны, дефицита топлива, роста курса доллара и очередей на заправках чистая прибыль "ОККО" составила 3 миллиарда гривен. И это только за полгода.
Такие показатели связаны прежде всего с тем, что компания одной из первых запустила системные поставки импортного топлива автотранспортом из Европейского Союза.
Была возможность завозить продукт через западные границы. Мы быстро отреагировали на это дело. Благо, у нас прекрасные контакты с крупными трейдерами. И мы сразу, 25 февраля, подняли все свои связи в Европе, прозвонили поставщиков, заключили новые контракты по предварительной оплате,
– рассказал первый вице-президент "ОККО" Василий Даниляк.
Пока топливо ехало в Украину, сеть реализовала 90 тысяч тонн горючего из резервов. При этом "ОККО" развернула мощный волонтерский фронт, обеспечивая топливом военных и волонтеров.
"Эпицентр": потеря магазинов, работа онлайн и новые магазины в Киеве и Львове
Российское вторжение отразилось и на сети торговых центров "Эпицентр". Как рассказали представители компании, множество магазинов на оккупированных территориях были ограблены и уничтожены россиянами. В результате боевых действий разрушениям подверглись ТЦ в Чернигове, Мариуполе и Буче общей площадью 59 157 квадратных метров. Кроме этого, один из ракетных ударов по столице уничтожил 5 магазинов сети в ТРЦ Retroville, а еще один поврежденный ТЦ расположен в Харькове.
Сегодня торговые центры сети "Эпицентр" продолжают осуществлять торговую деятельность в тех городах, где это безопасно. Поддерживать связь с клиентами помогает работа в онлайне. Здесь коммуницируют с людьми и принимают заказы. Служба доставки не останавливалась и продолжала работу в относительно безопасных локациях.
Сеть "Эпицентр" продолжает расширяться / Фото фейсбук "Эпицентр"
Вопреки обстоятельствам, которые не способствовали работе ритейла, в условиях военного положения, "Эпицентр" смог открыть два торговых центра нового формата в Киеве и Львове. Кроме строительных товаров, здесь обустроены продуктовые супермаркеты с фуд-кортом Food Market, специализированные отделы, детские магазины с зоной развлечений.
Intellias: падение спроса и глобализация
ІТ-отрасль ожидаемо оказалась наиболее устойчивой перед внешними угрозами. По данным Ассоциации IT Ukraine, 92% компаний на рынке имели четкие планы действий на случай войны, которыми, к сожалению, пришлось воспользоваться.
Для Львовской IT-компании Intellias война началась с эвакуации работников, закрытия сербского офиса (из-за пророссийской политики страны) и замораживания проектов со стороны заказчиков. В Краков, Львов и Ивано-Франковск удалось вывезти 1 000 работников из горячих точек Украины. При этом, по словам соучредителя Intellias Виталия Седлера, организация переезда почти не повлияла на рабочие процессы.
Больше недоразумений вносили сами клиенты, которые в течение первых дней вторжения решили сократить наем работников из Украины. В компании делятся: если до войны заходили 4 – 8 заказчиков в месяц, в течение марта удалось привлечь только двух.
Впрочем, Intellias продолжал выполнять глобальную стратегию и открывать новые офисы по всему миру. Так, с 24 февраля на карте локаций компании появились Португалия, Испания, Хорватия, Болгария и 3 новых офиса в Польше.
IT однозначно выдержит эту войну, сомнений нет, потому что мы гибкие, можем работать в разных условиях,
– заключает Седлер.
"Новая почта": от риска закрытия до расширения в ЕС
В отличие от IT, логистический рынок понес значительные потери. Прежде всего из-за того, что большое количество территорий было отрезано от сообщения. К примеру, у компании "Новая почта" объемы доставки упали на 95%. А в результате атак пострадали терминалы Харькова и Николаева.
В конце июля компания оценивала прямые убытки от боевых действий в 1 миллиард гривен.
Чтобы выжить, "Новая почта" сократила сеть отделений на 80%, отправила в простой около 1 500 работников и снизила зарплаты тем, кто остался. Топ-менеджеры полностью отказались от прибыли до стабилизации ситуации.
Оптимизация процессов помогла компании выйти "в ноль" уже в апреле. В конце июля 75% сети работали, а объем отправлений достиг 90% от довоенного уровня.
Наряду с привычными услугами компания предлагала беженцам отправить личные вещи за границу. Это тоже дало свои результаты и показало, что бизнес готов развиваться и расти.
"Новая почта" открывает отделение в Польше / Фото "Новая почта"
Следовательно, одна из целей компании на 2022 год – открыть в Польше 10 отделений. Как пишет в фейсбуке совладелец "Новой почты" Владимир Поперешнюк, это произойдет уже в скором времени. Также он намекнул на намерения компании выйти на литовский и шведский рынки. В "Новой почте" заявили, что рассматривают сейчас все страны Европы, как потенциальные для деятельности рынки.
Налаживая глобальные процессы, бизнес не забывает и об украинцах. Так, сейчас "Новая почта" является одной из самых быстрых компаний, которые перезапускают отделения в деоккупированных регионах Украины.
Что дальше
Как свидетельствуют результаты исследований Европейской Бизнес Ассоциации, в полном объеме работают 44% украинских компаний, еще 53% возобновили деятельность с определенными ограничениями. При этом 56% респондентов готовятся к ударам по критической инфраструктуре, транспортной сети и предприятиям, 53% – к перебоям со связью и интернетом. 82% – проводят подготовку на случай перебоев с поставкой воды, газа, электроэнергии.
В то же время государство активно идет предпринимателям на встречу и призывает бизнес возобновлять работу. Правительство снизило налоги и разрешило платить 2% с оборота вместо 20% НДС. Для предпринимателей первой и второй групп уплата ЕСВ стала добровольной.
Минэкономики сообщило, что 761 предприятие релокировано в безопасные регионы Украины. 80% из них уже возобновили работу на новом месте.
Эти факторы создают хорошие предпосылки к быстрому возрождению бизнеса, пострадавшего от циничного нашествия российских войск. И пока длится деокупация, а Украина страдает от обстрелов, отечественный бизнес демонстрирует невиданную ранее стойкость. И то, как он функционирует в нынешних реалиях, напоминает гордого феникса, который возрождается и становится еще сильнее.