Роботы спасают жизни на поле боя: как Третья штурмовая обучает гражданских и военных НРК
- Третья штурмовая бригада развивает использование наземных роботизированных комплексов (НРК) и обучает управлению ими через Killhouse Academy, предлагая курсы для гражданских и военных.
- Спрос на обучение высокий, очередь на курсы длится до семи месяцев, а школа расширяется для подготовки инженеров и увеличения преподавательского состава.
НРК – наземные роботизированные комплексы, относительно новая тема в технологической войне. Это наземные дроны, которые можно использовать для множества задач – от эвакуации с поля боя до собственно боевых задач. НРК уже создаются рядом украинских производителей, а в бригадах уже созданы взводы наземных роботов.
Один из пионеров наземных дронов – Третья штурмовая бригада, которая в своих пределах не только развивает использование НРК, но и обучает управлению ими. В частности работает Killhouse Academy, в рамках которой есть школа НРК. Сейчас там запускают инженерный курс. Сейчас действуют два трека подготовки операторов: базовый пятидневный (преимущественно для гражданских) и углубленный двухнедельный (для военных). Инженеры же – неотъемлемое звено, без которого система не функционирует: наземный дрон нужно доработать под задачу, правильно обслуживать, обеспечить мастерскими и подготовленными специалистами.
Об использовании НРК в армии и обучение управлению наземными роботами 24 Канал пообщался с Виктором Павловым, позывной "Старк", основателем Школы НРК, командиром взвода НРК Третьей штурмовой бригады Третьего армейского корпуса.
Как появилась школа НРК Третьей штурмовой бригады?
Виктор Павлов рассказывает, что в 2023 году команда увлеклась НРК – изучали изделия различных производителей, тестировали, затем начали применять и формировать роту.
Параллельно появился запрос на обучение – как для своих, так и для подразделений, которые массово приезжали перенимать опыт. Возникла потребность в рекрутинге под вторую роту, батальоны и дальнейшие подразделения НРК. Идея школы оформилась летом 2024-го, команда искала финансирование, занималась фандрейзингом, получила поддержку командира Третьего армейского корпуса Андрея Билецкого, после чего приступила к строительству. Учебный процесс стартовал весной 2025 года.
Мы пришли к тому, что знания надо передавать дальше – и создали место, где будем учить и искать людей. Уже в конце 2024 приняли решение, а с января 2025 года начали строить школу – весной открыли и запустили обучение.
Виктор Павлов / Фото Льва Шевченко, 24 Канал
Для кого эта школа и зачем гражданским этот путь?
Школа открыта для военных и гражданских. Часть гражданских, почувствовав готовность, берет отношение на конкретную должность (оператор или инженер), проходит БЗВП и приходит в подразделение уже со специализацией. В то же время направление НРК менее узнаваемое, чем FPV, поэтому обучение гражданских – еще и миссия по популяризации.
Чем быстрее это станет интересным для командования и общества, тем больше жизней это спасет. Мы сознательно форсируем процесс – популяризируем НРК, потому что они уже спасают жизни.
Интересно! Образовательное предложение состоит из базового пятидневного курса (больше для гражданских, но на него часто приходят и военные, у которых мало времени) и двухнедельного углубленного курса (только для военных).
Группы выходят смешанные, а спрос растет: есть и те, кто "закрывает" дополнительную компетенцию к БПЛА, готовясь к мобилизации с четкой специализацией.
Тренировочный блиндаж / Фото Льва Шевченко, 24 Канал
Кто-то приходит за знаниями и скиллами, кто-то – добавить еще одну галочку в сертификате,
– объясняет Павлов.
Командир добавляет, что никаких предубеждений или "возрастных ограничений" нет – приходят как парни, так и девушки. По неформальной статистике мужчин больше, а средний возраст слушателей – около 30. По мнению "Старка", внимание младших часто приковано к БПЛА/FPV направлениям, так что для НРК популяризация особенно важна.
Спрос среди военных и очередь на месяцы вперед
Для военных направление особенно привлекательно – их мотивация выше, а потребность острее. По словам Павлова, очередь на обучение выстроилась на семь месяцев вперед. Это объясняется тем, что подразделения стремительно получают "штатку", но люди не обучены, средства пилятся на складах, процессы и технические детали требуют отработки. "Мы за то, чтобы развивать экосистему", – резюмирует собеседник:
Есть лавина новых штаток: люди не обучены, средства стоят на складах – боятся подойти.
В гараже и на "полигоне" школы / Фото Льва Шевченко, 24 Канал
Павлов говорит, что аналогичных школ пока мало, но это меняется – и это хорошо. Есть государственные учебные центры для военных, много частных школ по беспилотным системам; логично, что со временем каждая будет иметь отдельное направление НРК. "Это естественное развитие", – добавляет он, приветствуя рост предложения.
"Недооценка – это потеря времени": о роли государства и первых контрактах
Командир откровенно говорит о последствиях запоздалого понимания важности НРК, ведь каждый месяц промедления – это человеческие жизни. В то же время он видит положительные сдвиги – государство в 2025 году начало контрактовать средства, подразделения получают обеспечение. Для сравнения, в 2024-м НРК в основном покупали за средства бригады и волонтеров.
Недавняя позиция Главнокомандующего, что НРК – важно и необходимо, – хороший знак. Любая недооценка – это потеря времени, а в наших реалиях – потеря жизней.
Объясняя масштабирование, основатель школы предлагает простую арифметику: если Третья штурмовая закрывает 40 – 50% всего, что происходит по НРК, а в Украине условно 100 бригад, то сделано лишь несколько процентов от реальной потребности. Потенциал роста – огромный, а вместе с ним – потребность в средствах, людях и перестройке процессов.
Цель это достичь до 80% – вот вам потенциал; дальше – большая работа над людьми, средствами и процессами.
"Старк" не оперирует "идеальными 100%", подчеркивая, что потребности меняются и растут. Но прогнозирует высокий темп развития: за год – до 30% закрытия потребностей, за два – до 70% по крайней мере по логистике.
- Инженерная компонента – частично; дальше – огневая;
- Параллельно продолжается оптимизация у стейкхолдеров: у производителей – свои задачи, у военных – свои;
- Задача школы – подсвечивать пробелы (штат мастерской, инструменты, должностные инструкции) и помогать выстраивать стандарты.
Читайте также Долетят ли российские FPV до Киева и какая угроза от КАБов: Храпчинский объяснил, как защитить города
Очередь же сократят за счет расширения преподавательского состава – школу уже усилили новыми инструкторами и планируют увеличивать группы. Следующий приоритет – инженерная составляющая: готовить техников и мастеров для мастерских в каждом подразделении НРК. Для этого строят "гараж", инженерные классы, лектории, раздевалки – все, что нужно для практики: от натягивания гусениц до замены колес.
Материальная база критически важна, иначе научить трудно. В каждом подразделении должна быть своя мастерская и свои мастера – их тоже надо учить специализированно,
– подчеркивает собеседник.
Отдельный блок – обучение управленческого состава: от командиров звеньев до штабов. Они должны понимать, что такое НРК, где средство действенное, как интегрировать его в процессы и логистику. Иначе возникают типичные ситуации: "вот тебе дрон – поезжай", но связь не работает; или дрон сломался – "ремонтируй", а никто не научил.
"Без управленческого понимания все сводится к случайностям", – объясняет "Старк". По словам Виктора, экосистема НРК – это совокупность внешних и внутренних элементов:
- производители, которые изготавливают нужное в нужном количестве; государство, которое контрактует и дает производителям прогнозируемый спрос;
- военные подразделения со штатами и ресурсами для боя, а не для "поиска денег на Starlink";
- управленцы разных ведомств, дробящие барьеры;
- сеть больших и малых школ, подпитывающих систему кадрами.
Чтобы все работало как часы, нужны слаженность и предсказуемость. Производители должны понимать завтрашний спрос: сегодня сказали сто, завтра – десять тысяч,
– подытоживает собеседник.
Практика, максимально приближенная к бою: роли, сценарии, симуляции
В школе есть классы с симуляторами НРК – здесь занимаются слушатели курса. Симулятор разработан Центром масштабирования технологических решений при Минобороны. Команда центра, по словам “Старка”, постоянно совершенствует симулятор.
"Старк" показывает работу симулятора / Фото Льва Шевченко, 24 Канал
Уставной порядок имитируют так, чтобы чувствовалась цена ошибки – от разведки до маневра. Мы выехали на поле, медленно суемся, и нам говорят: не езди по открытой – тебя уже засекли,
– объясняет собеседник, подытоживая один из учебных выездов.
В каждом экипаже роли разведены – кто-то ведет наземный дрон, кто-то управляет воздушным и сопровождает. Тренировка – не "игрушечная", а приближенная к реальности, то есть инструкторы останавливают опасные действия ("не суйся по открытой местности"), моделируют минирование, препятствия, ночные выходы, потери связи.
Читайте также Будущее за дронами: как ученики и студенты соревновались на FPV-гонках в Ужгороде – репортаж
В общем курсы НРК уже прошли 900 человек, как гражданских, так и военных. Они будут формировать новую инженерную и операторскую "элиту" НРК – технологии, что сделает поле боя более безлюдным, а значит – сохранит жизнь.
Частые вопросы
Какова основная цель создания Школы НРК?
Основная цель создания Школы НРК — обучение управлению наземными роботизированными комплексами для военных и гражданских, а также популяризация этого направления для сохранения человеческих жизней.
Как происходит обучение в Школе НРК?
Обучение в Школе НРК включает базовый пятидневный курс для гражданских и углубленный двухнедельный курс для военных. Школа также организует инженерные курсы и использует классы с симуляторами для практических занятий.
Какие вызовы стоят перед развитием НРК в Украине?
Вызовы развития НРК в Украине включают необходимость обучения персонала, контрактирования и обеспечения государством, а также популяризацию технологии для повышения ее узнаваемости среди командования и общества.
Какова роль Третьей штурмовой бригады в развитии НРК в Украине?
Третья штурмовая бригада является пионером в развитии наземных дронов в Украине — она не только использует НРК, но и активно развивает их применение и обучает управлению ими. Бригада создала Школу НРК, где проводятся курсы для военных и гражданских, что способствует популяризации и интеграции новых технологий в военные подразделения.
Какие основные преимущества использования наземных роботизированных комплексов в военных операциях?
Наземные роботизированные комплексы обеспечивают безопасность военных, выполняя опасные задачи вместо людей. Они могут использоваться для эвакуации с поля боя, выполнения боевых задач и других сложных операций, что способствует сохранению человеческих жизней. Такая технология делает поле боя более безлюдным, уменьшая риски для военных, и помогает в эффективном выполнении задач благодаря своей высокой мобильности и адаптивности.