Как переводят деньги 1,2 миллиона украинских мигрантов: история TransferGо из первых уст
Все началось с насущной потребности на рынке. Потребителей не устраивали условия международных денежных переводов, которые им предлагали традиционные банки. Людям требовался удобный и надежный сервис для перевода средств в любую точку мира. Так появилась платежная система TransferGo, которой охотно пользуются, в частности, украинцы, работающие заграницей.
Об истории успеха TransferGo в Украине нам рассказал СЕО компании Даумантас Двилинскас.
– Господин Двилинскас, вы – литовец. Бизнес основали в Великобритании. Чем вас привлекла Украина?
– Последние пять лет украинский рынок является для нашего транснационального бизнеса одним из самых перспективных. Сегодня сервис TransferGo используют 1,2 млн украинцев, чтобы переводить деньги из Европы домой, поддерживать родных и друзей. Поэтому мы часто посещаем Украину.
Например, в этом году меня пригласили в Киев на конференцию Global Payments Day 2021, где я выступил с докладом о глобальных платежах в новой нормальности. Также в рамках конференции TransferGo была присуждена награда в номинации "Трансграничное решение года" (Cross border solution of the year).
Анастасия Фоменко, TransferGo, получает награду в номинации Crossborder solution года / Фото ЕМА
– Известно, что в 28 лет вы попали в список Forbes "З0 до 30". Раскройте, пожалуйста, в чем секрет столь раннего успеха?
– Признаюсь: для меня это стало неожиданностью. Девять лет мы совершенствовали технологии денежных переводов. Было нелегко, но результат превзошел все ожидания. И вот однажды пришло письмо от Forbes о том, что я внесен в рейтинг... Считаю, что секрет моего успеха – в упорном труде. Но немного надежды и везения, конечно, тоже не помешает.
– Остановимся подробнее на самом сервисе TransferGo. Почему вы сделали ставку именно на международные денежные переводы?
– История сервиса началась в 2008-м, кризисном, году. Я тогда был в Великобритании и хорошо помню: для молодежи почти не было работы. Да и нам самим хотелось построить что-то свое. Мы были студентами из Литвы, поэтому знали, как эмигрантам проблематично переводить средства родным и друзьям домой. Короче говоря, создать новый сервис нас побудило разочарование в традиционных банках. Мы решили изменить рынок и предложить клиентам актуальную услугу.
– Четверо молодых наглецов решили совершить практически революцию в мире денежных переводов... или сразу у вас все получилось? Что далось трудней всего? И достигли ли вы, по вашему мнению, цели?
– Международный платежный проект мы решились начать, имея в активе всего 50 000 евро. Поэтому трудности были повсюду – от открытия счетов в банках до поиска партнеров. Сложно сделать что-то инновационное на рынке финансовых услуг, когда с тобой даже не хотят разговаривать, потому что ты слишком молод, не имеешь ни истории, ни репутации, а главное – достаточных средств. Однако у нас было самое важное – огромный спрос на удобные и недорогие денежные переводы.
Пришлось запускать сервис самостоятельно. И когда нам это наконец удалось – 18 сентября 2012 года, в четыре утра, в Вильнюсе, – сразу же начали поступать вопросы от первых пользователей. С одной стороны, они колебались, а стоит ли нам доверять, потому что никогда до сих пор о нас не слышали. С другой – очень нуждались именно в такой услуге. Ее ждали, в частности, прибалтийское сообщество, польское, румынское... Нам пришлось немало потрудиться. Но мы сделали все, что обещали. Клиентам понравился сервис, и они стали обращаться именно к нам.
– Система TransferGo хорошо зарекомендовала себя в мире, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы. Украина в этом смысле не исключение. За что, по вашему мнению, украинцы полюбили ваш сервис?
- С самого начала, проверяя альтернативные способы переводов с помощью различных банковских провайдеров, мы заметили их равнодушие к клиенту. Их интересовало лишь то, как скрыть дополнительные платежи за переводы и не предоставлять гарантий своевременной доставки денег. Поэтому, начиная собственный сервис, мы решили сделать главным его принципом заботу о клиенте. И это дало нам шанс конкурировать с крупными игроками.
Убежден, что именно осознание своей миссии и уважительное отношение к клиентам помогли нам сфокусироваться на их потребностях. Как результат – сегодня нам доверяют 3,5 миллиона клиентов по всему миру. Мы очень гордимся тем, что TransferGo является одним из самых рейтинговых сервисов денежных переводов в Европе. А все благодаря тому, что мы делаем то, что обещаем.
Сотрудники службы поддержки TransferGo
Мы совершаем мгновенные транзакции по доступной цене. Мы обслуживаем клиентов на их родном языке. Все наши пользователи, в том числе и украинские, получают полный комплекс услуг – от мобильного приложения на родном языке до службы поддержки, в которой работает много украинцев. Когда клиент для компании – в приоритете, когда вы держите слово, тогда и случаются такие замечательные вещи, как, например, 20 000 положительных отзывов на TrustPilot и других независимых сайтах отзывов.
Отзывы / Скрин с Trustpilot
– А есть ли особенности денежных переводов в Украину? Насколько они вообще популярны среди украинцев, которые выезжают на заработки за границу?
– Сегодня среди наших клиентов – 1 миллион 200 тысяч украинцев, которые работают за пределами родины, в основном в Польше, Германии, Великобритании и других странах Европы. И за последние 5 лет с помощью нашего сервиса украинцы перевели более 750 миллионов евро домой. Они бы неизбежно потеряли значительную сумму, платя за перевод средств через другие системы.
Да, мы экономим средства своих клиентов. Именно для этого мы и работаем. Когда я приеду в Украину в следующий раз, убежден, у нас будет уже 5 миллионов украинских клиентов.
– Как коронакризис сказался на TransferGo? Можно ли сказать, что ограничения во время пандемии пошли на пользу вашему бизнесу? Если это так, то какую выгоду вы получили?
– Начало пандемии в марте 2020-го нас очень напугало. Никто не знал, сколько продлятся карантинные ограничения. От власти не было никаких распоряжений, поэтому мы даже не представляли, как работать, что делать с персоналом. Всемирный банк давал пессимистические прогнозы: на рынке платежей ожидался коллапс, так как люди не имели физической возможности пойти в пункты наличных переводов. Они и в самом деле стали меньше тратить (например, на предметы роскоши, на бары и рестораны). Но услуги по переводу денег и дальше пользовались спросом, потому что наши клиенты беспокоятся о своих близких.
С начала локдауна количество переводов через TransferGo выросло на 156% по сравнению с аналогичным периодом до пандемии. Люди стали переводить меньшие суммы (не зная, сколько продлится карантин, они хотели быть уверенными, что им самим хватит денег), но чаще. Со своей стороны мы снизили комиссию за переводы, чтобы дать клиентам возможность переводить больше, – и это нам пошло на пользу. Следует признать, что карантинные ограничения положительно сказались на сфере безналичных платежей. Потребитель осознал преимущества онлайн-переводов: не нужно стоять в очереди в кассу или передавать деньги через водителя автобуса – все можно сделать с мобильного телефона. Таким образом, коронакризис ускорил диджитализацию отрасли.
– А повлиял ли BREXIT на количество денежных переводов через TransferGo? Какие вызовы были перед компанией и каким образом ваша команда справилась с ними?
– Честно говоря, нас очень разочаровало решение британцев. Великобритания – мой второй дом, и я видел, как ЕС помогал расцвести моей родной Литве, – произошло настоящее экономическое чудо. Года три-четыре была политическая неопределенность, никто не знал, чего ждать. Этот период был самым сложным.
В конце концов случилось то, что произошло. Мы к этому подготовились: актуализировали технологии, лицензии, права – сделали все возможное, чтобы клиент не почувствовал никаких сложностей с нашей стороны. И нам это удалось. Единственное, что должен был сделать клиент, – это принять в сервисе новые положения.
Переводы клиентов свидетельствуют о том, что Великобритания и дальше остается для них привлекательным мигрантским хабом. Вместе с тем в Европе появились другие хабы, куда люди приезжают работать, как Германия, Польша, Скандинавский регион. Происходит перераспределение мигрантских потоков. Сначала было много мигрантов из Прибалтики, Румынии, Польши, Балкан. Теперь, наверное, появится больше украинцев. Наше дело – в любом случае улучшать качество своих услуг.
– Какие у TransferGo ближайшие планы по развитию, в частности в Украине? Почему, по вашему мнению, Украина является интересным и перспективным направлением?
– TransferGo постоянно наращивает количество стран, между которыми возможны денежные переводы в рамках сервиса. И Украина для нас – стратегический рынок. Последний год мы были сосредоточены на том, чтобы сделать возможными платежи из Украины. Так как сегодня, находясь в Украине, оплатить товары или услуги за границей довольно сложно: платежи происходят медленно и стоят дорого.
TransferGo работает над получением лицензии от НБУ, чтобы дать украинцам возможность пользоваться быстрой и выгодной системой международных платежей, которая осуществляет финансовые транзакции из Европы в 160 стран. Благодаря этому нашим украинским клиентам станет проще помогать близким за рубежом и, наоборот, получать помощь из-за границы, кроме того, расширятся их бизнес-возможности.
В ближайшее время TransferGo планирует запустить несколько новых продуктов, в частности услугу "Кошелек" для хранения денег и осуществления оплат. Также мы хотим открыть представительство и офис в Киеве. Итак, впереди – новые вызовы и новые страницы в истории успехов компании, которые мы будем писать вместе.
Команда TransferGo на конференции Global Payments Day-2021 в Киеве