Выборы на оккупированной территории: мировой опыт
В Верховной Раде обдумывают вопрос о возможности назначения выборов в оккупированных районах Донбасса. Мнения общественности кардинально разделились. Одни считают такие выборы инструментом для разрешения конфликта, другие называют прямой дорогой к окончательной потере украинских территорий. Какие мировые уроки нужно выучить Украине по этому вопросу, разбирались журналисты сайта "24".
Эксперты Института мировой политики проанализировали мировой опыт урегулирования вооруженных конфликтов, и разработали рекомендации для содействия выполнению договоренностей по урегулированию конфликта на востоке Украины, в частности, что нужно, чтобы проведенные там выборы были действительно эффективными и способствовали миру.
Главными условиями проведения выборов на оккупированных территориях исследователи назвали разоружение и демилитаризацию, обязательное участие в избирательном процессе внутренне перемещенных лиц и беженцев, а также обеспечение "нейтральной политической среды" во время предвыборной кампании, участие международных организаций в подготовке и мониторинге выборов как способа обеспечения их легитимности, и значительный временной промежуток между прекращением огня и проведением выборов. Но особенность донбасского вопроса в том, что этот конфликт не вполне внутренний, присутствие российских войск там значительно усложняет ситуацию.
Время лечит
В вопросе урегулирования вооруженного конфликта и проведения выборов на проблемной территории время – главный фактор. Эксперты Института мировой политики сделали вывод, что должно пройти не менее 2-3 лет между моментом прекращения огня и проведением выборов.
Минимум год нужен для изменения избирательного законодательства, чтобы наладить работу по новым правилам. Кроме того, необходимо обеспечить условия для честного и свободного волеизъявления, более того, для формирования умеренной местной силы, что создала бы противовес радикально настроенным силам. Это еще одна гарантия необратимости мирного процесса.
Историческая справка: в Северной Ирландии вооруженный конфликт начался в 1969 году, прекращение огня и выборы – в 1998. В Либерии конфликт возник в 1989, прекращение огня и разоружение – в 1996, а выборы – в 1997. В Хорватии начало конфликта – в 1991, прекращение огня – в 1995, выборы – в 1997.
Мир без оружия
Разоружение и демилитаризация – главные факторы возвращения к нормальной жизни. А уже после этого можно думать и о выборах.
Опыт Анголы гласит: если организовывать и проводить выборы до завершения процесса разоружения, нельзя быть уверенным, что главным инструментом и аргументом не станет именно оружие.
В 1992 году правящая партия Анголы – МПЛА выиграла выборы с небольшим отрывом в 1-2%. Политическая сила УНИТА не согласилась с таким результатом и решила его обжаловать. Наличие оружия в УНИТА, оставшееся в результате отставания графика разоружения, позволило использовать его против членов и сторонников партии МПЛА. Это привело к новой гражданской войне, которая фактически продолжалась до 2004 года (до смерти лидера УНИТА Жонаса Савимби).
Поэтому пока на Донбассе остаются вооруженные люди – надежда на демократические выборы там приближаются к нулю.
Возвращение беженцев
Участие в выборах на территории конфликта местных жителей – свидетельство того, что мир будет долговременным, а избирательный процесс – лишенным электоральных манипуляций.
В Боснии международные организации основную ставку делали на то, что ВПО и беженцы будут голосовать не "заочно", а лично в местах своего прежнего проживания.
Но возвращение беженцев и внутренне перемещенных лиц также требует времени, ведь охотнее возвращаться люди будут только на мирную, полностью бесконфликтную территорию.
Роль международных организаций
Исследователи отметили, что роль международных миссий в вопросе урегулирования конфликта не должна ограничиваться наблюдением. ОБСЕ и другие миротворцы должны быть готовыми и иметь возможность применить силовые методы для удержания мира, потому что невооруженные или легко вооруженные миссии с ограниченными мандатами практически не имеют эффекта.
Опыт Грузии показывает, что даже если миссия имеет мандат авторитетных международных организаций (ООН и ОБСЕ), но не имеет военного компонента и способности защитить себя, она становится уязвимой и зависимой от сторон конфликта. В случае Грузии миссия ООН в Абхазии и миссия ОБСЕ в Южной Осетии полагались на "миротворческие силы СНГ", которые фактически состояли из Вооруженных сил РФ, как на гарантов собственной безопасности, тем самым легитимируя их присутствие в зоне конфликта. В Грузии миротворческие миссии СНГ не только не предупредили эскалацию, но и были одним из политических и военных инструментов РФ.
Опыт разрешения конфликтов в Хорватии, Либерии, Боснии и Герцеговине, Косово, Анголе подтверждает, что для эффективного мониторинга выполнения плана урегулирования миссия должна иметь исполнительные полномочия и военный компонент, т.е. способность угрожать силой членам незаконных вооруженных формирований, которые не желают сложить оружие.
Для организации выборов на территории конфликта работа международных организаций принципиально важна. Организованные и проведенные под руководством международной структуры выборы будет труднее оспорить, лидерам сепаратистов будет сложнее манипулировать и спекулировать на избирательном процессе.
На Донбассе же сейчас об успешной и эффективной работе миротворческих миссий говорить не приходится, их деятельности всячески препятствуют боевики.
В итоге, среди перечисленных экспертами условий для подготовки выборов на оккупированных территориях Донбасса нет ни одного, которое бы полностью было выполнено.