Видеоигры вызывают зависимость и провоцируют агрессию: мифы о популярном виде развлечений

6 сентября 2020, 13:45
Читати новину українською

С 2011 года их признали отдельным видом искусства. Правда, только в США. Речь идет о компьютерных играх. Современные, как их еще называют, видеоигры – это уже не те примитивные "движущиеся картинки" на экране телевизора. Это целая субкультура, многомиллиардный бизнес не только для разработчиков игр, релизы которых ожидают не меньше, чем выхода на рынок нового айфона. Но и для самих игроков.

Например, украинская киберспортивная команда NaVi доказала, что за победу в самых разнообразных онлайн-турнирах можно получить от десятков до сотен тысяч долларов. Не вызывают ли видеоигры зависимость и не провоцируют ли агрессию – читайте в программе "Осторожно, миф" на 24 канале.

Интересно Как понять, зависим ли ты от смартфона – самые распространенные мифы

Зависимость от видеоигр: миф или правда

Семейный психолог Екатерина Кох объяснила, увлечение игрой – это именно как хобби, интерес, какое-то развлечение. Нет такого понятия, как игромания. Сейчас используют термин "игровое расстройство", или Gaming Internet Disorder. Его использует американская ассоциация. Однако в Украине такого нет на самом деле.

Как отметил доцент кафедры психиатрии и психотерапии Львовского национального медицинского университета Олег Фитькало, относительно азартных игр – здесь можно четко сказать, зависимость ли это. Зато относительно таких видеоигр, как консольные приставки или на смартфонах – это требует уточнения.

История видеоигр стартует с конца 40-х годов. С тех пор точно научно так и не доказано, наносят ли они вред человеческой психике, или нет. Если же говорить о постсоветском пространстве, то тут все более однозначно: видеоигры – это плохо и увлекаются ими в основном только подростки. Или все же нет?


Научно не доказано, вредят ли видеоигры психике / Фото Getty images

Миф 1. В видеоигры играют только подростки

По словам Олега Фитькало, средний возраст игроков отличается, если речь идет об Украине, странах постсоветского пространства, европейских государствах и странах Северной Америки.

  • В Украине ниже средний возраст: 24 – 30 лет;
  • Для Европы средний возраст игрока – 31 год;
  • Для США и стран Северной Америки – 35 лет.

Екатерина Кох сообщила, что в мае 2020 года один частный американский университет провел исследование. Ученые обнаружили 2 пункта, связанные с играми:

  1. преимущественно играют мужчины;
  2. это тот момент, когда у человека есть увлечения, интерес и любопытство.

Еще один пункт о социальности: если человек, например, недостаточен, ему комфортнее получать удовольствие через игру. Поэтому сказать, что это только подростки играют – будет некорректно.

Мне кажется, что игры – это где-то от 3 лет и до 100. У меня куча друзей и знакомых уже в почтенном возрасте, которые до сих пор играют в компьютерные игры. Более того, у меня даже есть знакомые, которые зарабатывают на этом деньги,
– рассказал ведущий 24 канала Егор Скорина.

"Статистически мужчин несколько больше, но не намного", – отметил Олег Фитькало. В частности, американские исследователи указывают цифры: примерно 52% – мужчины, 48% – женщины. Здесь есть важный момент: мужчины больше играют до 40 лет, а женщины – после.

Миф 2. Видеоигры – пустая трата времени

По мнению Егора Скорины, в некоторых случаях игры рассказывают нам, как минимум, две вещи.

  • Учат детей проигрывать – это необходимо для каждого ребенка, потому что жизнь бурная. И часто так случается, что на жизненном пути бывают разные неудачи. Поэтому к этому нужно как-то готовиться.
  • Игры развивают внимательность. Когда ты играешь в компьютерные игры, должен следить за тремя или пятью различными факторами и постоянно о них думать. То есть, ты отдыхаешь, но твой мозг постоянно работает.

Читайте также Исцеляют людей и имеют 9 жизней: самые распространенные мифы о кошках, которые удивят

"Но я хотел ответить вопросом на вопрос: Является ли глупой тратой времени просмотр телесериалов, которые не несут никакой информативной нагрузки. Но которые практически в каждой семье смотрят по вечерам по 2 – 3 серии? Разве что так сравнить", – аргументировал он.

МИФ 3. Компьютерные игры нарушают ментальное здоровье и социализацию

Семейный психолог считает, что игры не мешают ничему, если человек умеет с ними обращаться. То есть сами игры ничего не делают – это делают люди. Не могут игры мешать социализации. Впрочем добавила, что исследователи доказывают: нравиться играть в игры будет больше тем людям, которые менее просоциальны. Впрочем сказать, что они несоциализированы и не смогут социализироваться – это миф.

Справка. 58% игроков утверждают, что игры помогают управлять болью, – DA20 report.

Екатерина Кох отметила, что 6 лет исследовали подростков, которые росли – до ранней юности. Исследовали именно, будет ли возникать зависимость, если ребенок начинает играть в игры. В конце концов ученые полностью опровергли это мнение, потому что 90% подростков не стали игроманами. Только 10% – это объяснялось тем, что это может быть предрасположенность или проблемы в семье. Однако значительное количество все-таки не стали интернет-зависимыми от игр.


Компьютерные игры не мешают социализации / Фото Times Higher Education

Миф 4. Игры вызывают агрессию

В играх стреляют, убивают сотнями. И хоть научные исследования утверждают, что от игры до реальных агрессивных действий – пропасть. История знает несколько случаев, когда дети, увлеченные играми, совершали преступления и даже убийства.

Екатерина Кох называет такое мнение мифом. По ее словам, есть исследования на эту тему. Было 3 группы людей:

  • первая играла в GTA – это игра. которая побуждает к агрессии, жестокости;
  • вторая группа играла в The Sims. Это такая игра, где создают людей, семьи;
  • третья группа не играла ни в какие игры.

До того, как они начали в течение двух месяцев играть и после того, как они играли, делали скрининги. То есть, делали 280 тестов для каждого из этих людей. Поэтому проверяли депрессию, агрессивность, межконтактные личностные связи – все, что могло быть изменено. Ученые доказали, что ничего не меняется. Из 280 тестов 3 были с агрессивными показателями.

В 1976 году The New York Times выпустил статью об игре "Смертельные гонки", где необходимо было управлять с помощью руля-джойстика и сбивать условных людей, которые попадались на дороге, зарабатывая за это бонусы. На этой игре было указано, что она провоцирует насилие. Было продано не так много экземпляров этих игровых приставок. С тех пор она все набирает обороты.


Компьютерная игра для автоматов "Смертельные гонки" / Фото Википедия

Какой вред могут нанести гаджеты с играми детям

Специалисты не советуют привлекать детей к гаджетам до 2 – 3 лет. Все из-за особенностей развития несформированного организма.

  • До 1,5 года сверхважным является эмоциональное общение с родителями. Только так развивается базовое доверие или недоверие к миру и мелкая моторика.
  • В возрасте от 1,5 до 3 лет активно надо развивать речь, внимание и восприятие окружающей среды. Именно в этот период большинство детей утомляют своих родителей постоянными вопросами "Почему?". Те в ответ "отвлекают" внимание своих чад гаджетами с мультиками.
  • С 3 до 6 лет стоит развивать не только мышление, но и осознание себя, самоидентификацию. Именно тут пригодиться должны ролевые и развивающие игры, предметное общение.
Справка. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей в возрасте до 5 лет "пялятся" в экраны 28 часов в неделю. Согласно эксперименту ученых из Университета Калгари, такая деятельность у детей дошкольного возраста может приводить к снижению умственных и познавательных способностей.

Олег Фитькало отметил, что есть исследования, которые проводились на постсоветском пространстве, и есть такие, которые, например, в Северной Америке. Поэтому в Северной Америке родители положительно относятся к тому, что дети используют игровые системы для получения удовольствия.

Зато на постсоветском пространстве более 75% негативно относятся, но в то же время не принимают никаких действий по ограничению ребенка во времени, которое он проводит за игрой,
– заметил он.

Также Олег Фитькало добавил, что очень многие дети говорят: "А почему я не могу играть, если мама проводит в телефоне больше, чем я". Дети в возрасте 12 – 13 лет четко осознают то, что происходит в игровом мире, не является продолжением реального. Это всего лишь мир развлечений.