Сломать стереотипы: 3 бизнес-мифа о ProZorro
Закупки через Систему ProZorro 1-го августа стали обязательными для всех государственных органов. К этой дате система электронных публичных закупок подошла с внушительными достижениями.
Из данных о результатах работы системы видно, что доверие бизнеса растет. Все больше появляется новых участников закупок и увеличивается количество поданных предложений от ранее зарегистрированных поставщиков (bi.prozorro.org – общедоступный модуль аналитики ProZorro).
количество тендеров – почти 146 тысяч;
плановая сумма закупок – более 60 млрд грн;
количество организаторов торгов – более 7 тысяч;
среднее количество предложений в торгах – 2,7 предложений;
экономия – почти 3 млрд грн.
* - данные за весь период работы системы ProZorro (с февраля-2015 по июль-2016).
Не смотря на то, что цифры доказывают успех реформы, до сих пор есть ряд связанных с ней заблуждений. И кому-то они мешают начать подавать предложения, участвовать и выигрывать. Чаще всего в основе таких заблуждений лежит отсутствие собственного опыта в этой сфере и память о прежних реалиях. Какие же мифы о системе наиболее распространены и что их может развеять – рассказал Николай Жандоров, член наблюдательного совета ProZorro, руководитель торговой площадки Zakupki.Prom.ua.
Топ-3 мифов о Prozorro
Миф 1: государство не платит или платит очень долго
Госзакупщики в ProZorro прекращают вести себя так, чтобы отбивать у поставщиков желание участвовать в торгах. Они меняют подходы и открыто заявляют об этом. Неоднократно представители крупных госпредприятий, министерств и ведомств публично призывали: "участвуйте в наших закупках, мы открыты и имеем достаточно средств для платежей по тем расходам, которые планируем". А некоторые (например, Мининфраструктуры) даже открыли доступ к информации о счетах подчиненных предприятий.
Действительно, до сих пор есть случаи, когда заказчик в предварительном договоре указывает отсрочку платежа в 270 дней. Однако, это не правило, а исключение. И делает он это, чтобы дискредитировать систему: мол, тендер был объявлен, видимость прозрачных закупок создалась, а предложений не поступило. А когда обе стороны нацелены на результат – никаких проблем не возникает. При поставке качественной продукции в соответствии с требованиями заказчика поставщик всегда получает своевременную оплату.
Для повышения уровня доверия бизнеса к системе в Prozorro появилась новая функция. Теперь каждый желающий может не только ознакомиться с текстом подписанного с победителем контракта, но и узнать, была ли проведена по нему оплата. Это стало возможным благодаря усилиям Минэкономразвития и торговли, команды ProZorro, Минфина, системы Е-Data и проекта .007.
Миф 2: все равно в тендерах побеждают "свои"
Возможно, часть заказчиков и хотела бы этого, но у них редко получается реализовать подобные планы. Система публичных закупок построена таким образом, что гарантировать подачу предложения в тендер только от "своего" поставщика невозможно.
Во-первых, в ProZorro сейчас нельзя объявить закупку с периодом приема предложений в несколько часов. Минимальный срок – один день для предложений и один день для уточнений (при закупке на сумму до 50 тыс. грн). Для более дорогостоящих тендеров – на прием предложений отводится по меньшей мере 2 дня, а уточнений – 3 дня. Поставщики имеют достаточно времени для того, чтобы и подготовиться, и поучаствовать.
Во-вторых, невозможно скрыть закупку: с момента объявления она транслируется на всех подключенных к системе площадках. Как говорится, все видят все. Даже если какой-то заказчик присваивает неправильный код предмету закупки или дает ему запутанное название (таким образом пытается перехитрить систему), ProZorro делает все для выявления таких случаев и предотвращения их появления в будущем.
В-третьих, разработана система риск-менеджмента. Она выделяет закупки с определенными условиями и сигнализирует, если в них присутствуют подозрительные признаки. Например, не "прозрачно" прописаны условия тендера или заказчик и поставщик от торгов к торгам "ходят парой". Это позволяет более тщательно анализировать такие закупки и вовремя принимать меры.
И наконец, при безосновательной дисквалификации предложения "чужого" поставщика в пользу "своего" есть возможность ее обжаловать. Для этого установлен срок, который должен пройти от момента принятия решения заказчиком до подписания договора. Конечно, бывают случаи, когда жалоба не приносит мгновенный результат, но даже тогда она не бессмысленна. ProZorro собирает информацию о причинах жалоб и о недобросовестных заказчиках и на основе этой информации система совершенствуется.
Миф 3: выигрывают низкой ценой с плохим качеством
Побеждают те, кто предлагает определенный заказчиком уровень качества по минимально возможной цене. Именно от заказчика зависит, какого качества товар или услугу он хочет получить. И его главная задача – правильно определить технические и качественные показатели предмета закупки. Для этого заказчики учатся работать в системе. Потому что в большинстве случаев, чтобы получить по выгодной цене товар надлежащего качества, достаточно должным образом указать характеристики.
При этом существуют в ProZorro и так называемые неценовые критерии. Объявляя закупку, организатор торгов может перечислить и их. К таким критериям, например, относятся уровень сервиса, условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, расходы на эксплуатацию, передачу технологий, подготовку кадров и т.п. Они особенно важны, когда речь идет о закупках товаров и услуг, которые носят сложный или специализированный характер. Однако, общий принцип системы неизменен: государство стремится покупать товары и услуги удовлетворительного качества по наиболее низкой цене.
У многих в нашей стране долгое время была уверенность, что честные бизнес-отношения с нашим государством невозможны. Система электронных публичных закупок смогла пошатнуть этот стереотип. Сегодня государство готово покупать и платить достойную цену.
Единственное условие для такого партнерства – бизнес должен прийти в госторги и подать свое предложение.
Читайте также: Как заработать на хендмейде: 5 простых беспроигрышных советов