В МОН думают отправлять детей в школу с 5 лет: психологи объяснили, почему это плохая идея

11 ноября 2020, 18:02
Читати новину українською

Временный глава Минобразования заявил, что Украина не отказывается от 12-летнего образования в школах. Он даже предположил, что было бы хорошо отправлять детей в школу с 5 лет. Однако психологи объяснили, что это плохая идея, ведь не все дети в таком возрасте готовы к обучению.

Заявление МОН о 12-летии в школах

И. о. министра Минобразования Сергей Шкарлет считает, что 12-летняя система в школах – это общеевропейская тенденция, сообщает 24 канал.

К теме Отказ от 12-летнего школьного образования – это абсолютный фейк, – Шкарлет

Однако, по его словам, родители школьников возмущены из-за того, что тогда дети будут заканчивать школу в 18-19 лет. Поэтому данный вопрос остается открытым для профессиональной дискуссии.

"В некоторых странах ЕС обучение начинают с 5 лет и заканчивают в 17. Такое предложение звучало и на сегодняшнем совещании в МОН с руководителями облуправлений", – добавил Шкарлет.

Однако детские психологи выступают против идеи отправлять ребенка в школу с 5 лет. Свое мнение высказала эксперт и психолог Светлана Ройз на своей странице в фейсбуке.

Почему не всегда хорошо отправлять ребенка в школу в 5 лет

По ее словам, нейропсихологи редко видят готовность к школе детей в возрасте от 6 лет. "Мотивация у детей в возрасте до 7 лет игровая. Очень редко у современных детей образовательная мотивация дорастает до 7 лет. Все, что в учебе до 7 лет не является игрой, утомляет ребенка", – заявляет Ройз.

Кроме того, психолог уверяет, что стоит учесть и то, что после пандемии придется восстанавливать всех детей. Поэтому, экспертам понадобится какое-то время, чтобы оценить состояние детей.

Светлана Ройз уверяет, что концепция НУШ подготовлена к работе с детьми в возрасте от 6 лет, как и государственный стандарт. "Но для того, чтобы шестилетние дети в первом классе были в безопасности и была создана учебная среда – еще предстоит много работы", – говорит она.

Психолог утверждает, что работа с 5-летним и с 6-летним ребенком – это два разных мира.

Чаще всего внимание уделяют интеллектуальной готовности школы (она включает в себя внимание, память, мышление, воображение, речь, предметные знания, математические представления и многое другое) для всего этого недостаточно зрелости префронтальной коры мозга в 5 лет,
– говорит Ройз.

Также важна эмоциональная подготовка к школе (например, умение выдерживать разочарования, выполнять задание, которое не нравится, умение регулировать свое поведение и т. п) – это не всем детям под силу и в 6 лет.

По словам психолога, социальная подготовка к школе включает, в частности, готовность быть частью группы.

"Я встречала не так много взрослых, готовых к школе детей 6 лет. Часто приходится объяснять учителям, почему один ребенок в 6-8 лет может легко справиться с заданием, а второй такого же возраста начнет делать то же самое лишь через несколько месяцев", – сказала эксперт.

Вопросы от Психологини, которые помогут определить, готов ли ребенок к школе:

  1. Сколько ребенок может выдержать испытание – быть без матери некоторое время?
  2. Насколько надежны отношения с родителями? Ведь ребенок сможет быть активным только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье.
  3. Насколько ребенок справляется с напряжением (разочарованием)? Например, когда ему не сразу дали ответить, потому что учитель вызвал другого ребенка.
  4. Сможет ли ребенок выдержать напряжение, когда на него не обращают личное внимание?
  5. Может ли ребенок попросить помощи у других людей?
  6. Есть ли у ребенка режим дня, правила – что-то, чего он регулярно придерживается?