Как создать бизнес-план: простая методика для будущих предпринимателей

2 февраля 2021, 08:34
Читати новину українською

Перед тем, как начинать собственное дело, необходимо составить бизнес-план. Он должен быть понятным для вас и для инвесторов, а также иметь цель и хотя бы приблизительные финансовые расчеты.

Источник: 24 канал

Если бизнес-план необходим прежде всего вам, то лучше использовать упрощенную, проверенную временем и опытом методику Canvas.

Интересно Собственное дело в Украине: 5 бесплатных онлайн-курсов для предпринимателей

Следует сразу же понять, что то, о чем вы напишете, скорее всего будет отличаться от конечного результата.

Что такое методика Canvas

Это простой способ описать и понять структуру потенциального бизнес-проекта. Состоит из таблицы, в которой всего 9 столбцов, содержащих информацию о доходах и расходах, целевой аудитории, ресурсах и т.д.
Важно! Для одного и того же бизнеса следует создать несколько альтернативных бизнес-моделей. Эксперты советуют составлять и расписывать различные таблички, задавать самому себе сложные вопросы и учитывать все возможные варианты развития предпринимательской деятельности.

Как написать бизнес-план с помощью методики Canvas

Таблица Canvas состоит из следующих столбцов:

  • ключевые партнеры;
  • ключевая деятельность;
  • ключевые ресурсы;
  • ценностное предложение;
  • отношения с клиентами;
  • каналы;
  • сегменты пользователей;
  • структура выплат;
  • источники доходов.

Эксперты советуют сначала заполнять раздел "Сегменты пользователей". Здесь следует указать те категории людей, которые будут покупать товар или пользоваться услугами вашего бизнеса. Вписывайте сюда пол, возраст, социальный статус и другие особенности потенциального пользователя.

Ценностное предложение. В этот столбец следует записать те ценности, которые будет производить ваш бизнес. Не стоит описывать сам товар, а именно то, что он будет делать, какую проблему или потребность решать. Цель этого раздела – определить ключевую ценность вашего бизнеса, которая будет привлекать внимание клиента.

Каналы. Учитывайте всю необходимую логистику, методы сбыта услуг, транспорт (если необходимо), социальные сети, рекламу и т.д.

Отношения с клиентами. Здесь прописывайте взаимодействие бизнеса с потенциальными клиентами. Как позиционирует себя предприятие перед потребителями? Будет ли такое взаимодействие актуальным для всех прописанных сегментов пользователей?

Интересно Как повысить трудоспособность наемных рабочих: советы владельцам бизнеса

Источники доходов. Определите все потенциальные доходы с бизнеса и распределите их по типам:

  • постоянные доходы с фиксированной ценой;
  • пассивные доходы;
  • неравномерные доходы.

Ключевые ресурсы. Выделите все ресурсы, необходимые для производства, установления связей, каналов сбыта и т.д. Разделите их также на виды:

  • финансы;
  • сырье;
  • человеческие ресурсы;
  • интеллектуальные ресурсы;
  • нематериальные (патенты, сертификаты).

Интересно Круговорот денег: что такое финансовая независимость и как ее достичь

Ключевая деятельность. Какие шаги необходимо выполнить для всех вышеупомянутых этапов? Выделите основные этапы запуска вашего бизнеса: когда, где и как все будет происходить.

Ключевые партнеры. В первую очередь запишите партнеров, без которых ваш бизнес не сможет существовать, например:

  • рекламные агентства;
  • поставщики;
  • консультанты;
  • банки.

Насколько эти партнеры являются стабильными и надежными? Можно ли как-то сэкономить? Есть ли возможность сотрудничества на бартерной основе? Возможно, есть какие-то альтернативы?

Структура выплат. На что вы будете тратить больше всего денег? Какая будет зарплата у наемных работников? Сколько придется заплатить за покупку помещения или его аренду? Определите минимальные и максимальные суммы расходов по всем категориям.

Пример пустого бланка Canvas от 24 канала