Макрон в тупике: как кризис во Франции может ударить по всей Европе и Украине
- Премьер-министр Франции Себастьен Лекорню подал в отставку через 27 дней после назначения из-за политической нестабильности и отсутствия поддержки в парламенте.
- Президент Эммануэль Макрон сталкивается с тремя рискованными вариантами выхода из кризиса: назначить нового премьера, распустить парламент для новых выборов, или лично уйти в отставку.
Премьер-министр Себастьен Лекорню, назначенный всего месяц назад, подал в отставку, и это всего через несколько часов после объявления состава своего нового правительства. Это событие стало не просто очередным правительственным конфликтом, а символом системной нестабильности в одном из ключевых государств Европы, поддержка которого сверхважна для Украины сейчас.
24 Канал проанализировал политическую ситуацию во Франции, оценил причины и шансы на завершение кризиса и предполагает существуют ли еще варианты для президента Эммануэля Макрона выйти победителем из этой истории. В этом нам помогла разобраться доктор философии Университета Лотарингии (Франция) и основательница Global Ukraine Foundation Виолетта Москалу.
Политический антирекорд: почему премьер-министр Франции подал в отставку?
В понедельник, 6 октября, премьер-министр Франции Себастьен Лекорню подал в отставку, всего через несколько часов после объявления состава нового правительства. Лекорню был назначен президентом Эммануэлем Макроном в начале сентября, и продержался на посту лишь 27 дней.
Французские газеты называют Лекорню самым кратковременным главой правительства Франции в современной истории. Среди причин отставки упоминают глубокий политический тупик в парламенте и отсутствие поддержки даже среди союзников президента.
Премьер Франции выступает с заявлением после объявления о собственной отставке / Фото AP
Справочно! Себастьен Лекорню – бывший министр обороны и близкий к Макрону политик, должен был стать компромиссной фигурой на фоне парламентских споров вокруг нового бюджета. Президент Франции возложил на него миссию стабилизировать власть после серии правительственных провалов, когда сначала Франсуа Байру потерял доверие парламента, а до того Мишель Барнье не смог провести бюджет.
Однако уже при формировании нового правительства стало очевидно, что никакого компромисса быть не может. Новый кабинет почти полностью повторял состав предыдущего, а возмущение новым правительством возникло даже внутри близкого к президенту лагеря.
В то же время французская оппозиция – от ультралевых до ультраправых, несмотря на все политические разногласия, отставку премьера восприняла как доказательство политической несостоятельности нынешней власти. Лидер ультраправого "Национального объединения" Марин Ле Пен заявила, что "роспуск парламента абсолютно необходим", а ультралевый оппозиционный блок пошел еще дальше, когда Жан-Люк Меланшон и его партия "Непокоренная Франция" заговорили о подготовке процедуры импичмента президента.
Интересно, что сегодня активно требует отставки президента именно Жан-Люк Меланшон, потому что он стремится к реваншу и имеет собственные президентские амбиции. Зато Марин Ле Пен, которая сегодня имеет проблемы с судом и обвиняется в махинациях с финансированием своей партии, – не может сейчас выдвигать свою кандидатуру, пока продолжается обжалование этих обвинений в суде. Поэтому Ле Пен уже не требует импичмента Макрона, а настаивает именно на роспуске парламента.
Результаты досрочных парламентских выборов во Франции 2024 года / Инфографика Politico
После досрочных выборов 2024 года французский парламент остался разделенным, ведь ни центристы Макрона, ни левые, ни крайне правые не смогли получить большинства. Каждое правительство за последний год пыталось удержаться на шатком балансе голосов, однако безрезультатно.
Премьер Лекорню даже обещал прекратить практику "продавливания" бюджета через статью конституции, которая позволяет принимать финансовые решения решением президента, в обход голосования в парламенте. На первый взгляд это казалось первым шагом к компромиссу с парламентариями, но Лекорню так и не смог договориться ни с центристами, ни с социалистами, ни с ультраправыми.
Попытки премьера создать хотя бы минимальную коалицию закончились провалом, а сам Лекорню в конце признал, что "условий для того, чтобы я мог выполнять свои функции, не было", намекая на "партийные аппетиты" своих коллег.
Себастьен Лекорню обвинил каждую политическую сторону, и социалистов, и республиканцев в том, что они ведут себя так, будто у них есть большинство, требуя полностью принять их политическую программу, и при этом отказываются от компромиссов. Макрон дал понять, что готов распустить парламент для проведения досрочных выборов. Он делает ставку на то, что у представителей основных политсил – республиканцев, движения Макрона и социалистов – сработает инстинкт самосохранения, что заставит их договориться и сформировать правительство, которое будет способно принять бюджет и вывести Францию из кризиса.
В конце концов то, что должно было стать попыткой перезапуска правительства, превратилось в еще один эпизод в череде правительственных коллапсов во Франции. Себастьен Лекорню стал уже седьмым премьером при президентстве Макрона, а срок каждого преемника длится все меньше. Каждое новое правительство – короче предыдущего, каждый бюджет – сложнее для принятия. Все это создает впечатление политической системы, постепенно теряющей способность к саморегулированию.
Президент, который еще несколько лет назад олицетворял стабильность французского государства, сейчас все чаще оказывается в роли арбитра между враждующими лагерями, но уже без достаточного авторитета или рычагов, чтобы навести порядок. Именно такая потеря управляемости сегодня является главным вызовом для Эммануэля Макрона и реальным шансом для его оппонентов.
Парламент без четкого большинства: почему Национальное собрание Франции зашло в тупик?
Сегодняшняя Франция переживает интересные и даже парадоксальные времена. На международной арене Эммануэль Макрон остается одним из ведущих европейских лидеров. Он формирует коалиции в поддержку Украины, продвигает соглашения в Индо-Тихоокеанском регионе, инициирует глобальные климатические инициативы и пытается усилить европейскую автономию в мире.
Владимир Зеленский и Эммануэль Макрон во время личной встречи в Брюсселе, март 2025 года / Фото AP
Зато внутри страны этот же президент ведет гораздо более острую борьбу за политическое выживание, и не только личное, но и в целом, за сохранение своего курса даже после окончания срока его полномочий в 2027 году.
Рейтинг Макрона существенно просел за последние годы, и сегодня колеблется в районе 20 – 25%. Между тем парламент фактически заблокирован, а новые правительства держатся считанные месяцы.
По оценке аналитиков Фонда Carnegie Europe, нынешний уровень институциональной нестабильности во Франции является самым высоким в современной истории Франции. Замена пяти премьеров за последние три года свидетельствует не только об обострении внутренних межпартийных споров, а также является отражением общей, очень централизованной манеры управления Эммануэля Макрона.
Президент настолько централизовал процесс принятия решений, что премьер-министры перестали выполнять роль "защитного буфера" между президентом и политическими конфликтами. Каждый правительственный кризис теперь напрямую поражает Елисейский дворец.
После протестов "желтых жилетов" в 2018 – 2019 годах Макрон начал решать социальные кризисы не реформами, а компенсациями, фактически "гасить" недовольство финансовыми вливаниями. Эта тактика обеспечила короткую передышку, но загнала страну в долговую ловушку.
И уже сегодня госдолг Франции занимает первые места по всему Евросоюзу, почти достигая уровня главных должников ЕС – Греции и Италии.
Госдолг Франции достиг 113% относительно ВВП страны, данные за третий квартал 2024 года / Источник Statista
В дополнение, французские политики так и "не научились заключать коалиционные соглашения, как их коллеги в остальных странах ЕС", отмечает Фонд Карнеги, поэтому любая бюджетная дискуссия превращается в полномасштабную политическую баталию, а не поиск компромисса.
В конце концов, Евросоюз получает гораздо более широкую проблему, когда страна, которая должна была быть двигателем оборонной и финансовой стабильности, не может принять бюджет, что в итоге тормозит даже планы Брюсселя по увеличению расходов на оборону и помощь Украине.
Отставка Себастьена Лекорню была инициирована позицией президента правого политического движения Les Républicains (республиканцы) Бруно Ретайо и это была очень личная и эгоистичная реакция с его стороны на назначение министром Бруно Ле Мэра. Ле Мэр когда-то был в их политическом блоке, но потом перешел в партию президента Макрона, поэтому они фактически считают его предателем. Поэтому правые участники правительства от республиканцев заявили, что не будут работать в таком правительстве, и поэтому произошел такой "театрально-драматический кризис", когда уже через 14 часов после формирования это правительство подало в отставку.
На этом фоне Макрон оказался перед тяжелым выбором. Он может попытаться договориться с умеренными левыми, пожертвовав частью своей повестки дня, или рискнуть еще раз и провести новые внеочередные выборы с неопределенным результатом. Оба сценария опасны, но избегать решения становится все труднее.
Макрон на распутье: три возможных сценария выхода из кризиса
После отставки Себастьена Лекорню Франция оказалась в ситуации без правительства и без видимого выхода из тупика. Президент Эммануэль Макрон пока оставил Лекорню временно исполнять обязанности премьера, однако реальных перспектив договориться с парламентом у него фактически нет.
Перед Эммануэлем Макроном сегодня открыто три возможных пути для решения накопившихся проблем, но все они одинаково рискованны.
Члены Национального собрания Франции слушают выступление экс-премьера Франсуа Байру, февраль 2025 года / Фото Getty Images
- Первый – назначить нового премьера. Теоретически президент может попытаться поставить во главе правительства фигуру из собственного центристского круга, которая не будет вызывать отторжения у левых и правых, но компромиссного кандидата от круга президента сегодня просто нет. Собственная политическая команда Макрона истощена, следовательно остается искать приемлемых кандидатов из других лагерей, и этот сценарий также сталкивается с рядом проблем.
Назначение левоцентриста означало бы отказ от ключевых реформ самого Макрона, прежде всего пенсионной реформы, что подвергалась острой критике со стороны левых. Если же выбрать правоцентриста, тогда наоборот это оттолкнет потенциальных союзников из левого лагеря.
- Второй вариант – распустить парламент и провести новые выборы. Впрочем, этот шаг может привести к обратному результату и только углубить кризис. Социология свидетельствует, что партия "Национальное объединение" Марин Ле Пен и ее молодой соратник Жордан Барделла сегодня имеют самые высокие рейтинги. Внеочередные выборы могут или подарить им реальный шанс сформировать большинство, или же это создаст такой же безвыходный "трехсторонний" парламент, который не способен принимать ни одного компромиссного решения.
Для Макрона это выглядит своего рода ловушкой, когда даже одержав победу на выборах за счет раздробления оппозиции, он лишь отложит новый раунд политического паралича в парламенте.
Сценарий досрочных парламентских выборов представляется наиболее вероятным, если договориться им в конце концов не удастся. При этом существуют очень высокие шансы для партии Марин Ле Пен укрепить свои позиции. Впрочем, так или иначе все стороны попытаются максимально мобилизовать свой электорат, поэтому вероятно, что четкого большинства снова никто не получит, и парламент останется фрагментированным.
- Третий, самый радикальный вариант – личная отставка Макрона. Конституционно он не обязан этого делать, и такой шаг выглядел бы как политическая капитуляция. Однако его все чаще озвучивают и левые, и правые силы, для которых "уход президента" стал бы символическим свидетельством обновления власти.
Такой сценарий почти невозможен, о чем неоднократно говорил и сам Макрон, ведь в таком случае Франция снова погрузится в предвыборную неопределенность, а популисты получат реальный шанс прорваться к власти, используя для этого любое общественное недовольство – от протестов до банальной потери доверия к руководству, которое собственноручно сложило оружие.
Проблема, однако, значительно глубже, чем личный кризис для Эммануэля Макрона и его политической силы. Кризис касается самой архитектуры власти во Франции, где широкие полномочия президента должны обезопасить страну от коалиционного хаоса, с которым приходилось сталкиваться в прошлом. Однако именно этот механизм сегодня забуксовал.
При отсутствии парламентского большинства президент имеет все формальные полномочия, но не имеет политического ресурса, чтобы их реализовывать. Когда парламент не функционирует, а правительства падают ежемесячно, "сильная президентская власть" кажется иллюзией.
Если Макрон выберет путь компромисса с умеренными силами, ему придется пожертвовать частью собственных реформ и амбиций. Если взамен решит снова сыграть ва-банк – распустить парламент и бросить вызов оппозиции – страну может ожидать очередной политический обвал. И в обоих случаях, независимо от персоналии будущего премьера, Франция рискует остаться нестабильной, с правительством и президентом, которые технически продолжают управлять, но при этом лишены ресурса реализовывать собственные решения.
Часті питання
Почему премьер-министр Франции Себастьен Лекорню подал в отставку лишь через несколько часов после объявления состава нового правительства?
Премьер-министр Себастьен Лекорню подал в отставку из-за глубокого политического тупика в парламенте и отсутствия поддержки даже среди союзников президента. Лекорню стал самым кратковременным главой правительства Франции в современной истории — он пробыл на посту всего 27 дней.
Какие три варианта есть у Макрона, чтобы выйти из кризиса?
Перед Эммануэлем Макроном стоят многочисленные вызовы, в частности необходимость найти компромисс с парламентом, где нет четкого большинства, а также решить вопрос политической нестабильности, которая характеризуется частой сменой премьер-министров и правительств. Макрон должен выбрать между тремя рискованными сценариями — назначением нового премьера, роспуском парламента с проведением новых выборов или же личной отставкой. Каждый из этих вариантов несет в себе потенциальные риски для дальнейшей стабильности страны и может углубить уже существующий кризис.
Как политический кризис во Франции может повлиять на Европейский Союз и единство Европы?
Политический кризис во Франции может затормозить планы Европейского союза, в частности по увеличению расходов на оборону и помощь Украине. Франция, которая должна была быть двигателем стабильности, не может принять бюджет из-за внутренних споров, что затрудняет реализацию общеевропейских инициатив.
Какие основные причины политического кризиса во Франции при президентстве Макрона?
Основные причины политической нестабильности во Франции во время президентства Эммануэля Макрона включают недостаточное парламентское большинство, что затрудняет принятие бюджета, централизованную манеру управления, которая уменьшает роль премьер-министров как посредников, и растущее общественное недовольство из-за политики компенсаций без проведения реформ. Это приводит к частым правительственным кризисам и смене премьеров, что подрывает стабильность власти и уменьшает авторитет президента как арбитра между враждующими политическими лагерями.
Как политический кризис во Франции влияет на позицию Макрона на международной арене?
Хотя на международной арене Эммануэль Макрон остается одним из ведущих европейских лидеров, формируя коалиции в поддержку Украины и продвигая глобальные инициативы, внутри страны он ведет гораздо более острую борьбу за политическое выживание. Потеря поддержки и внутренний политический паралич ставят под угрозу его способность реализовывать собственные решения и сохранять свой курс даже после окончания срока его полномочий в 2027 году.