Как работает полиция в селах и городах: обзор изнутри

17 февраля 2016, 20:28
Читати новину українською

Министр внутренних дел Арсен Аваков анонсировал успешное начало работы по реформированию районных отделов милиции и превращение их в современные эффективные полицейские отделы. Как происходит этот процесс, каковы его успехи и в чем загвоздки — узнавали журналисты сайта "24".

До недавнего времени в райотделах МВД патрульно-постовая служба осуществляла патрулирование пешком по заранее разработанному маршруту и ​​таким образом охраняла общественный порядок. О невысокой эффективности такой охраны мы все знаем.

С июля прошлого года министр Аваков вместе с группой активистов начали новую систему в работе районных отделов: их начали превращать в эффективную службу общественного порядка. Идея реформирования райотделов возникла во Львове. Затем была сформирована рабочая группа для выработки механизмов работы, куда вошли представители милиции, общественности, международных организаций. Подробно о процессе преобразования райотделов в эффективную структуру рассказал сайту "24" непосредственный участник процесса, директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

Самборский эксперимент

Преобразование районного отдела полиции в эффективную службу общественного порядка начали в городе Самбор на Львовщине, в июне 2015 года. Начали с создания патрулей быстрого реагирования, которые объединили в себе функции патрульно-постовой службы, Госавтоинспекции и участковых. Новая служба количественно увеличивается в 4 раза, ее сотрудники садятся в машины и приезжают по вызову 102 — это и есть группы быстрого реагирования. Их работа — круглосуточная.

В начале столкнулись с проблемами: для каждой машины нужно было дополнительно 550 литров бензина в месяц, чтобы они нормально работали — нужны средства на ремонт, замену масла и тому подобное. Оказалось также, что личный состав, количество которого увеличилось с 14 до 52, не имеет ни поясного снаряжения, ни даже достаточно эффективных фонарей для работы ночью. Благодаря общественным организациям удалось организовать приобретение необходимого. Удалось обеспечить горючим. Но не приобрели планшеты, GPS. Вместо этого функции современного оборудования выполнял начальник смены и дежурная часть. А поскольку не было планшетов, то информация не вносилась в базу данных сразу.

Но, несмотря на все, уже первый месяц работы показал позитив: патрульные, которые получили машины и достаточно горючего, смогли реагировать на вызов и приезжать на место через 5-7 минут в городах, и через 15-20 минут в селах. Благодаря оперативности увеличилось количество раскрытых преступлений по горячим следам.

Функции

Работа патрулей быстрого реагирования меняет работу райотдела в целом. Это не только быстрый приезд к людям и решение их проблем. Патрули берут на себя многие функции, которые ранее выполняли участковые. (А количество участковых сократилось). В частности, патрульные доставляют людей на следственные действия, проверяют подучетных лиц (владельцев оружия, психически больных, "проблемные" семьи, ранее судимых и т.п.) — это те функции, которые ранее выполняли участковые.

Как показал опыт, патрули успевают провести в 4 раза больше таких проверок, чем раньше участковые,
— заверил Евгений Захаров.

Кроме того, патрульные разгрузили следственно-оперативной блок. Теперь когда совершено преступление — именно патрульная машина выезжает, а потом уже, при необходимости, патрульные вызывают следственно-оперативную группу. В результате количество выездов следственно-оперативной группы сократилось в 5 раз.

Люди

Евгений Захаров отметил, что патрули быстрого реагирования — это не создание новой структуры, а реорганизация старой. Туда не набирали новых людей: работают те же, кто и работал, все произошло в пределах штатного расписания. А именно: часть участковых перешла работать в эти патрули. Также — туда взяли людей из криминальной милиции по делам несовершеннолетних, которую расформировали. Также взяли часть гаишников.

Все эти люди прошли инструктаж. Важно, что в работе патрульных поменяли философию: главное направление их работы — на решение проблем людей, до отвоза в больницу, если человек в этом нуждается.

У каждой смены патрульных есть руководитель, который управляет всеми машинами оперативно, благодаря мобильной связи. Как правило, это — опытный офицер, который отвечает за всю работу смены. Такого раньше не было.

Кустовая система

После первого месяца работы патрульных в Самборе коллегия МВД решила распространить работу этой модели далее. На сегодня по новой модели работают в 5 районах Львовской области — это Самборский, Старосамборский, Мостиский, Турковский, Жовковский районы, в 2 районах Киевской — Васильковском и Обуховском, в Донецкой области — Краснолиманский район, в Луганской — Сватовский район, и в Харьковской — Новомосковский.

Также решено было внедрить модель куста. Схема такова: область делится на кусты, каждый состоит из 3-5 райотделов, один из которых кустовой, остальные — базовые. Смысл в том, что базовые передают кустовым расследование всех тяжких и особо тяжких преступлений. А в ведении базовых райотделов остаются только легкие и средней тяжести — мелкое хулиганство, кражи и т. По кустовой модели планируют работу и отделов полиции в крупных городах.

Кустовая система также предусматривает значительное сокращение количества изоляторов временного содержания. Их должно быть 1 на куст, а не в каждом райотделе. Было изоляторов 389, сейчас уже — 330, а должно быть 147.

Надо было прекратить это желание каждого начальника райотдела иметь хоть маленькую, но свою тюрьму, и раскрывать преступление так, как, как он хочет, через избиение и т.д.,
— отметил Захаров.

Причем изолятор не обязательно должен быть в кустовом райотделе. Если где-то в базовом отделе есть лучшее здание и лучшие условия, то изолятор может быть там.

Зарплаты

После успешного начала в Самборе всем работникам (не только патрульным), которые начали работать по новой модели, повысили зарплату на 40%. Это значительно способствовало и мотивации к работе. Такую же повышенную зарплату сейчас получают работники всех 10 районных отделов, которые работают по новой модели.

Проблемы

Главная трудность — с финансированием. По большому счету в работе патрульных в селах и городках нет никакой мистики и изобретенного велосипеда — им просто дали возможность работать, профинансировав базовые потребности. (Ведь "старый" участковый, имея машину и горючее, смог бы работать эффективнее).

По словам Евгения Захарова, сегодня патрульные более или менее обеспечены машинами. Но езда по сельским дорогам грозит "здоровью" автомобилей. Поэтому обязательно возникнут вопросы ремонта и его финансирования. Кроме того, есть еще вопросы оплаты горючего, которое не дешевеет.

Планшетами тоже до сих пор обеспечены не все отделы.

Реформы нуждаются в финансировании

Далее такую ​​систему работы райотделов нужно внедрять по всей Украине, — говорит г-н Захаров, ведь что именно делать — уже понятно полностью, а что это эффективно — в ближайшее время станет очевидно всем.

Министр Аваков решил ввести такую ​​модель работы районных отделов полиции сначала в Киевской, Харьковской и Львовской областях. В Киевской — с 3 февраля, во Львовской — с 10 февраля, в Харьковской — с 17-20.

Если удастся запустить работу в этих трех областях, в определенной степени это будет точка невозврата. Потому ни люди, ни полиция не будут представлять, как можно работать иначе,
— прогнозирует Евгений Захаров.

При этом, никаких законодательных изменений не требуется, вся система работы полностью соответствует принятому уже закону о полиции.

Итак, все зависит от финансирования. Если в государстве смогут выделить необходимое количество средств для оплаты изменений в региональной полиции, то получим действительно новую и значительно улучшенную систему охраны общественного порядка.

Читайте также: Патрульная полиция заменит ГАИ. Все, что важно знать об изменениях