Укр Рус
4 сентября, 10:42
3

Что нужно знать перед перезагрузкой правительства

Основні тези
  • Министерства являются центральными органами исполнительной власти, ответственными за разработку и воплощение государственной политики в определенных сферах.
  • Оптимальная работа министерств зависит от четкого распределения сфер политики и избежания чрезмерного расширения их функций.
  • Слияние министерств приводит к длительной административно-бюрократической парализации, поэтому следует избегать таких шагов без крайней необходимости.
  • Министерства должны иметь постоянных министров, а не исполняющих обязанности, для обеспечения эффективной работы и сотрудничества с внешними партнерами.

Источник:

Валерий Пекар

В ожидании кадровых перестановок в правительстве напомню базовые вещи.

Как работают министерства

1. Министерство является центральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и внедрение государственной политики в определенной сфере.

Читайте также Украина, Сирия, Чечня, Афганистан: что нужно знать о концепции войны России

Количество и перечень министерств определяются тем, как поделить большой список сфер государственной политики между министерствами. Обычно, если что-то важно, то делают отдельную должность министра (пример – Министерство по делам ветеранов).

2. Если министерство не занимается разработкой и воплощением государственной политики, то абсолютно неважно, кто его возглавляет.

3. Очень большие министерства работают плохо. Все потому, что список сфер государственной политики, за которые они отвечают, является слишком большим, и что-то неизбежно выпадает из сферы внимания. Каждый менеджер знает, что не стоит иметь слишком много объектов управления.

4. Слияние и объединение министерств – это плохая практика, потому что она парализует работу на много месяцев по чисто административно-бюрократическим причинам. Стоит делать это только в исключительных случаях.

5. Как следует из вышесказанного, лучше продумать структуру и потом без особой нужды не трогать. В идеале министерства создаются под сферы политики, а не под людей, которых надо куда-то поставить или убрать.

6. Всегда желательно иметь во главе министерства министра, а не исполняющего обязанности. И.о. вместо министра ограничивает возможности и эффективность работы, в частности с внешними партнерами. Многолетние и.о. являются плохим признаком, они свидетельствуют о глубоком кадровом кризисе или недоверии со стороны парламента.

7. Вице-премьер по сути является правительственным проектным менеджером высокого уровня, координирующим несколько министерств с целью достижения конкретных больших целей (пример – вице-премьер-министр по евроинтеграции). Раздача статусов ВПМ отдельным министрам добавляет им забот, но не особо добавляет возможностей.

8. В идеале правительство работает как команда, где министры достигают договоренностей по сложным вопросам. Например, Минэкономики и Минфин всегда будут оппонентами, потому что один занимается развитием, а другой – расходами.

Заметьте "Прочь от Москвы": почему важно отказаться от копеек

9. Роль премьер-министра имеет особое значение как дирижера этого оркестра, организатора коллективной работы. Если ключевые решения принимаются в другом месте, правительство не будет работать как команда, с соответствующими последствиями.

10. В идеале правительство опирается на парламент, который его назначил, и имеет с ним тесный контакт. Отчеты министров, их сотрудничество с профильными парламентскими комитетами, поддержка парламентом правительственных законопроектов – это три кита эффективности этой системы.

Напоследок. Большие люди обсуждают идеи, средние люди обсуждают события, маленькие люди обсуждают людей. Так говорила Элеонора Рузвельт. Когда нет идей, а события не приносят радости, остается обсуждать людей. Что мы с вами и будем делать следующие несколько дней.

Колонка является личным мнением автора, редакция 24 Канала может не разделять ее.