Про Медведчука, федерализацию и референдумы: интервью с представителем Зеленского Стефанчуком
О сотрудничестве с Верховной Радой, новых законопроектах, Викторе Медведчуке и референдумах в программе "Голобородько" рассказал представитель президента в Верховной Раде Украины Руслан Стефанчук.
Сотрудничество с ВРУ
Попробуем поговорить о парламентской законодательной деятельности. Для начала – о том, что уже было.
Мы пытались вносить те законопроектные инициативы, те представления, на которые президент имеет право с просьбой о сотрудничестве ВРУ. Но вы знаете, что на выходе, к сожалению, мы не получили ни одного посыла с той стороны.
Читайте также: О Бухареве, увольнении Луценко и переезде АП: эксклюзивное интервью с помощником Зеленского
Что касается нашего сотрудничества с ВРУ, президент поподписывал все наиболее важные законы, касающиеся европейской интеграции, установки новых стандартов в военной сфере и другие вопросов. То есть, демонстрируя при этом свое желание сотрудничать с Верховной Радой. К большому сожалению, все обещания, которые давались нам со стороны Верховной Рады – в том числе и относительно кадровых наших вопросов, и относительно снятия Климкина и назначения Пристайко – все завершились на том уровне, на котором они и были в начале сотрудничества.
Знаете, вот когда я видел последний день ВРУ, когда они собирались принять, как они говорили, наибольшее дело чести своей жизни – Избирательный кодекс. И это была просто позорная какая ситуация, при которой, к сожалению, спикер вынужден был бегать между рядами и призвать людей голосовать за этот кодекс. Это превратилось в день большого позора. Но для меня стало символичным, что подошли люди по одному после каждого провального голосования. Подходили из совершенно разных партий. И говорили мне одно: передайте Зеленскому, что он сделал правильно, что распустил эту Верховную Раду. Это для меня было конечным пониманием, что это решение было правильным. И никакого сотрудничества, о котором вы говорите, не может быть.
Кто такой Руслан Стефанчук
Я уточню. Вы говорите, что были заверения со стороны, наверное, лидеров фракций, они будут таки поддерживать.
Абсолютно. Это было все подтверждено на последнем согласительном совете, когда спикер Верховной Рады сказал, что на эту неделю мы ставим кадровые вопросы от президента и мы поддержим их. И в результате, опять же, кадровые вопросы попадают на период после обеда, когда в зале находятся 50 народных депутатов. И это понятно, что это для того, чтобы провалить их. Поэтому, еще раз возвращаясь к сотрудничеству, к сожалению, при желании с нашей стороны, выстроить его не удалось. Но какое-то сосуществование, конечно, было.
Подпишет ли Зеленский закон о ВСК
А можете объяснить часть о том, что будто президент не подписывал закон о ВСК. Он же подписал или ветировал?
Во-первых, вы очень правильно сказали, что этот закон о Временных следственных комиссиях. Это очень важный законодательный акт для формирования деятельности любого парламента. Потому что это функция парламентского контроля. Но нас очень огорчило то, в каком состоянии ускорения он принимался, сколько туда было повписывано вещей, которые мы сейчас анализируем. И они: а – противоречат Конституции Украины, б – противоречат принципу правовой определенности, в – противоречат вопросам соотношения с регламентными процедурами и с другими законами.
Читайте также: Интервью с главой штаба "Слуги народа" о Коломойском, финансировании и новых назначениях
И поэтому президент взял дополнительное время на изучение этого законодательного акта. Мы получили письмо из Верховной Рады: давайте срочно нам подпишите. Мы просто проанализировали: оказывается, более 20% законопроектов, которые приходили в АП предыдущего президента, были подписаны или заветированы с нарушением сроков. Потому что, очевидно, есть разные законопроекты. Есть те, которые не вызывают никаких вопросов и могут быть подписаны, и те, которые требуют дополнительного изучения. И это было понятно. Но мы не нашли ни одного письма со стороны ВРУ к предыдущему президенту Порошенко с требованием немедленно подписать.
И когда спикер мне говорит, что возможно, президенты нарушают сроки, а он никогда не нарушает. Я ему дал справку, по скольким законопроектам он также, понимая, очевидно, вопрос о необходимости более детального изучения, нарушал сроки подписания. Поэтому одной из основных задач, которую мы видим для будущей Верховной Рады – это реформа парламентских процедур. Мы сейчас очень усиленно работаем над ней. Потому что действующий регламент Верховной Рады создает такие ужасные вещи, которые дают возможность депутатам, депутатским группам или фракциям злоупотреблять процедурой.
Закон таки подписали о ВСК?
Он еще находится на рассмотрении у президента.
О процедуре принятия законов
И к процедурам. На самом деле, не все украинцы понимают важность процедур. Вы можете объяснить, почему процедуры, и особенно – в парламенте – действительно важны.
Могу. На элементарном примере. Именно несоблюдение процедуры при принятии закона Украины о незаконном обогащении стало основанием для того, что Конституционный Суд на базисе того, что нарушена процедура, развалил сам закон, который был принят ВРУ. Поэтому важное значение во всем мире отдается именно процедурам принятия закона.
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: скандальные речи и показательные наказания президента
И по глубокому убеждению, эти практики кнопкодавства, депутатских прогулов, голосования лоббистских законов, становление законопроекта по несколько раз с нарушением процедуры... И то же произошло с Избирательным кодексом. Прямое нарушение регламента Верховной Рады: нельзя ставить законопроект вместе с поправками, законопроект должен ставиться в окончательной редакции. А, очевидно, было видно, что голосов нет. И просто, знаете, и живые, и мертвые, и нерожденные должны были проголосовать. Это как раз пример того, что если этот законопроект будет подписан, его ожидает судьба в Конституционном Суде и абсолютно справедливое признание его противоречащим Конституции Украины на том основании, что была нарушена процедура принятия закона.
И об этом мы сообщали в Верховную Раду честно на первом согласительном заседании, президент Зеленский не будет подписывать законопроекты, в которых есть серьезные недостатки, связанные с процедурой их принятия.
Подпишет ли Зеленский закон об Избирательном кодексе
Имеется в виду и закон об Избирательном кодексе?
Мы сейчас изучаем этот вопрос. Я даже еще не знаю, поступил ли уже к нам Избирательный кодекс. Я могу уточнить это и у своих. Когда поступит, он, конечно, будет глубоко проанализирован, он будет изучен. Потому что на первом месте для нас – это качество законопроекта. Потому что все это время мы имеем дело с законопроектами, которые пишутся в течение ночи. Нам надо поставить точку на этой деятельности. И первое, с чего мы начнем в новой ВРУ – это план законопроектных работ. Люди, общество и Верховная Рада должна знать, чем она будет заниматься в течение года.
Какие задачи представитель Зеленского видит первыми в ВРУ
Можете объяснить, что такое план законопроектных работ?
Каждая организация, которая планирует свою деятельность на год, должна знать, чем она занимается в течение года, и отчитываться за эту деятельность. ВРУ – уникальная организация, которая за 28 лет только три раза – 1997, 1999, 2006 году – имела план законопроектных работ. Все это время они работают без плана. Что в голову взбредет, то они и вкидывают.
А как мы можем делать прогнозирование развития общественных отношений, как мы можем делать прогнозирование изменений в законодательстве? Никоим образом мы не можем, если не имеем спланированной деятельности. Поэтому и качество такое законопроектов. Поэтому законопроекты вносятся в 2014 году, а голосуются под выборы. Кто мешал все эти законопроекты, если бы они лежали в логическом структурном плане работ, проголосовать нормально, без истерики, без политических амбиций, в тот период, когда они должны были проголосоваться?
Как вы думаете, почему так происходит? Вы почти два месяца имели определенное отношение к Верховной Раде.
Дело в том, я думаю, хотя люди себя называют большими профессионалами, но там профессионализмом и не пахнет. Потому что, по моему глубокому убеждению, неумение наладить работу в Верховной Раде соотносится просто с нежеланием создавать качественный продукт. Основная задача Верховной Рады – это создавать качественный законодательный продукт для развития общества. Люди, которые туда идут, идут по другим желаниями. Они идут удовлетворять свои бизнес-амбиции, удовлетворять какие-то вещи, связанные с лоббизмом, писать за деньги депутатские обращения или представления. Это ненормально.
И мы должны перевернуть эту практику. Мы должны четко сказать: наша основная задача – создать для государства четкие, понятные и грамотные законы. И поэтому, я как вижу основную задачу этой ВРУ, в первую очередь навести порядок в законодательстве Украины. Потому что количество законов, которые существуют сегодня в Украине, обратно пропорционально их качеству. Вы посмотрите, сколько у нас инициатив идет от народных депутатов. А посмотрите, сколько на выходе принято – 6% от того, что вкидывают депутаты, реально проходит в Верховную Раду. Кому-то нужен этот процесс ради процесса? Мне кажется, нет.
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: что ждет "слуг народа" в Раде
И при этом мы должны вспомнить, что один день деятельности ВРУ обходится бюджету Украины в 13,3 миллиона гривен. Вот у меня вопрос, готовы ли мы, люди, которые работали бы в бизнесе, вкладывать такие огромные деньги в неработающий механизм? Я вам скажу следующее: за период с момента инаугурации президента Украины Владимира Зеленского было принято 15 законодательных актов. Откровенно говоря – четыре. Потому что остальные касались изменений в ЗУ, изменений территориальных единиц. Системных – четыре закона. Представьте, если мы поделим даже на те маленькие закончики, стоимость одного закона для бюджета Украины – 18,8 миллиона гривен. Вы готовы платить такие деньги при таком качестве законопроектной деятельности?
Мы должны все перевести на расчет эффективности каждого органа. Поэтому задача номер один, которую мы перед собой ставим: провести функциональный аудит государства (какой орган четко чем занимается) второе – закрепить необходимость планирования этой деятельности внутренне, чего нет, например, на уровне ВРУ; и третье – спросить у этих людей, почему по результатам вашей работы не улучшается, не меняется тли как-то иным образом не дифференцируется качество жизни в обществе. С этого мы готовы начать.
О Антикорсуде, "евробляхах" и незаконном обогащении
Собственно, предварительно мы уже с вами проговаривали этот момент. Внеочередной созыв ВР. Они как бы уже прекратили свою деятельность и надеялись, что больше не будут до сложения полномочий выходить на работу. Вы созываете внеочередное заседание.
Во-первых, они не завершили свою сессию. Сессия завершается в пятницу. И поэтому это не внеочередная сессия. Почему? Во-первых, опять же у нас остались законопроекты, которые мы хотели бы, и обоснованно хотели бы, чтобы они были рассмотрены в ВР. Это вопросы, связанные с изменениями в законе о Высшем антикоррупционном суде. Потому что он начинает работать с 5 сентября. И если мы сегодня не разграничим "зерна и плевелы", то он будет засыпан множеством мелких дел.
Читайте также: У Зеленского рассказали, что думают о "евробляхах"
Нам нужно установить приоритет, что в первую очередь должны рассматриваться серьезные дела этим судом, а не на 200-300 гривен. Вы же понимаете, если вы хотите завалить деятельность любого органа, засыпьте его работой. И поэтому это первый и важный законопроект. Второй законопроект, о котором мы говорим, это вопрос, связанный с евробляхами. Этот вопрос надо решать.
Что именно решать?
Что мы решаем. Мы вот пока видим, что завершается период, и получаем просто социальный взрыв в государстве. А люди должны понять, что эти процедуры надо завершить. И поэтому мы вносим еще один законопроект, чтобы не было такого большого социального взрыва в стране, мы продолжим еще на определенный период. А дальше давайте решать это все вопрос серьезно, потому что сейчас мы это не можем решить – мы не в ВРУ. И третий вопрос: мы хотим все-таки вернуть незаконное обогащение в той редакции, которая согласована нами.
С гражданской ответственностью?
С гражданской ответственностью. То есть это три основных законопроекта, которые мы вносим, и мы глубоко убеждены, что имеем на это право. Потому что напомню еще раз: стоимость деятельности в один день ВРУ обходится для бюджету Украины в 13,3 миллиона гривен. Если они пошли с этого момента и до момента вступления следующей ВР – а это где-то начало сентября – эти люди фактически находясь на каникулах, выведут из бюджета почти 700 миллионов гривен. Ни за что. Мы что такое богатое государство, чтобы взять 700 миллионов гривен и выбросить только для того, чтобы люди даже не появлялись на рабочих местах? Мы будем заставлять работать эту ВРУ, пока у них есть полномочия.
О люстрации
Еще один законопроект, который на прошлой неделе был анонсирован. Я так понимаю, что его передали в парламент, это закон о люстрации. Это же вероятно манипуляция?
Почему?
Во-первых, речь идет о том, чтобы выборные должности люстрировать. А если эти депутаты будут переизбраны, как их люстрировать, если их выбрал народ? Во-вторых, если он уже подан, то он уже не перенесется автоматически на...
Он будет представлен и в новую Верховную Раду.
И в-третьих, что очень важно, в команде самого президента есть очень много людей, которые подпадают под эту люстрацию.
Я сразу отвечу на все вопросы. Первое: почему он внесен? Потому что в украинском обществе существует устойчивый запрос на то, что люстрация, которая была проведена в 2014 году – это профанация. И вы это видите на уровне закона, который рассматривается в Конституционном суде и на уровне того, как люди обходят эти люстрационные процедуры. Не будучи участниками боевых действий, получают специальные бланки и после этого они уже не люстрированы.
Второе – качество любой власти. Она опять же определяется эффективностью этой власти. Если мы за пять лет не получили эффективности, то должны каким-то образом заставить этих людей нести политическую ответственность. Люстрация – это не уголовная ответственность, а политическая ответственность. Третье, что касается того, что сказал президент – это приглашение к диалогу. Он сказал: "Вы обвиняете меня в том, что боюсь люстрации. Я не боюсь, а наоборот хочу внести ее, чтобы обновить все политические элиты в Украине. Далее давайте дискутировать".
Перенести эту дискуссию в парламент.
Бесспорно. В отличие от России, в Украине парламент – это место для дискуссий. И мы готовы вести дискуссию по многим вопросам: выборные должности, сроки, надо ли распространить еще и на предыдущий период – давайте дискутировать. Но мы понимаем одно, что к сожалению и люстрация, которая будет проведена, это такая "за ширмой" люстрация. Она не была проведена.
И последнее о том, что президент внес его (законопроет о люстрации – 24 канал) в конце своего полномочия. Во-первых, мы не исключаем, что мы еще не раз можем собрать Верховную Раду, в том числе и рассмотреть этот законопроект. Но мы видим, что толку от сотрудничества с этой Верховной Радой нет. И мы будем вносить эту же законодательную инициативу в новый парламент, где будем проводить дискуссии.
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: первые серьезные разочарования нового президента
Наша основная цель – обеспечить реальную перезагрузку власти, дать возможность выстроить отношения на совершенно новых правилах и объяснить людям, что неприкасаемых нет. Таких нет и в нашей команде, ведь мы никому не гарантируем индульгенции. У нас была предварительная договоренность, которую приняли, когда это все начиналось. Что несмотря на то, кто ты и на какой должности будешь, у тебя нет индульгенции. Ты ошибешься и ты понесешь ответственность. И мы приняли все эти правила.
Об обновлении власти
Вопрос такого рода: обновление власти, а есть ли кем обновлять? Такое впечатление, что есть определенный кадровый голод. Чиновников очень много и топ-чиновников очень много, где взять этих всех людей?
Самая большая беда, которая была создана в Украине – это разрушена система кадровой подготовки. Это правда, но вы знаете с чем столкнулись мы? Когда мы проводили президентскую кампанию, то начали реальное общение с людьми. Мы начали с ними общаться и поняли, что в Украине большое количество талантливейших и умных людей, которые приходили с безумными идеями и желанием что-то изменить в стране.
Вы посмотрите на этих людей. Как показали президентские выборы, подавляющее большинство хочет изменений. Люди готовы потратить самое ценное, что у них есть: свое время и свою репутацию на эти изменения. Просто до этого не было возможности. И наша задача, которую я вижу, это дать возможность этим людям себя проявить. Не надо говорить, что только те, кто у корыта – выдающиеся творцы государства. Мы видим результат их деятельности.
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: война президента с Верховной Радой и план восстановления Донбасса
Я понимаю, если бы у нас было мощное государство, которое имеет экономические показатели хотя бы на уровне Сингапура, то мы могли бы тогда говорить о том, что эти люди заслуживают. А когда самое большое государство Европы сегодня самое нищее, то о каких государственных устройствах и о каких государственных зодчих можем говорить? Это люди, которые не продемонстрировали своей эффективности. Это люди, которые продемонстрировали, что их собственные интересы всегда были на первом месте. Наша задача разрушить эту систему и дать шанс другим. Ошибки будут всегда, но мы готовы идти. Когда мы проводили наши списки, мы сразу сказали "Ошибки будут, подключайтесь". И мы первые провели систему постпраймериз и выбросили из рядов нашей партии примерно 15 человек. Кто еще это предложил?
Другие партии также выбрасывали.
Опять же, не в таком количестве и не так открыто. Мне кажется, что это первые шаги. Понятно, что мы не большие специалисты во всех вопросах. Я специалист в законопроектировании, в понимании построения отношений государства и общества, и поэтому никогда не влезаю в другие темы. Я считаю, что каждый должен быть на своем месте. Но знаю, что есть команда специалистов в каждой сфере, с которыми мы сотрудничали еще с президентских выборов. Они формируют пул своих экспертов и людей, которые имеют не просто знания, навыки и умения, а стремятся что-то изменить в стране. Это для нас является приоритетом. Это не закрытый клуб, ведь мы приглашаем всех, кто чувствует в себе силы, кто хочет каким-то образом приобщиться к развитию Украины. Кроме нас этого не сделает никто.
Законопроект о люстрации будет представлен и в новую ВРУ
О связи между обществом и властью
Вы сказали очень интересную вещь о связи между обществом и властью. В постоянных демократиях этой связью является партийные структуры обычно. Через партии люди становятся ее членами, влияют на фракции и правительства. Можно ли таким институтом считаться сегодня партию "Слуга народа"?.
Я хочу искренне сказать, что за 28 лет независимости в Украине вообще не существует партийной структуризации общества. Мы имеем более 300 партий в Украине, из которых идеологических – единицы. И то они, как правило, на уровне статистической погрешности. Я думаю, что пришло время реально начать заниматься политической структуризацией общества. Так, как во всем мире есть две-три партии, которые борются за те или иные вещи. Давайте начнем! Мы заявили о том, что мы хотим попробовать построить Украину на либеральных ценностях.
Что это?
Что такое либеральные ценности? Они укладываются в две вещи. Первое – меньше государства в жизни человека, а больше человека в жизни государства – человекоцентристский подход. И второй подход, который касается нашей главной идеи – это достойный и богатый украинец. Когда мы выстроим систему отношений, где в основе будет лежать достоинство украинца, национальное сознание, но которая умножена на экономический рост, который в Украине возможен и должен быть. Мы имеем для этого все предпосылки. Тогда мы можем сказать, что "да, эта партия сработала".
Очень важный вопрос, по моему мнению, все идеологии в той или иной степени кроме того, что консервативные или либеральные, они еще и экономические: правые или левые. Какой процент ВВП распределяется через бюджет? И это один из ключевых на самом деле вопросов. Что предлагаете вы: больше налоги и больше социальной гарантии или меньше налоги и больше экономической свободы?
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: как "Слуга народа" поднимает себе рейтинг
С точки зрения, что мы исповедуем либеральные ценности, конечно, что это украинский либерализм. Он где-то близко к австрийской либеральной школе. Поэтому мы должны сначала создать понятные и честные правила игры для всех. Второе – провести обнуление всех старых хвостов для бизнеса, которые были. Вы же понимаете, что за 28 лет независимости Украины невозможно было вести честный бизнес, и люди где-то старались обходить налоговые вещи. Мы должны сказать "стоп", но только тому, что касается налогов. Не то, что касается коррупции, легализации имущества, а то что касается налогов. Мы проводим налоговую амнистию, когда должны завозить средства в Украину, показывать, что они есть на банках, показывать свое имущество. Мы готовы провести эту вещь для Украины.
А общество готово к этому?
Учитывая, что уровень поддержки этих инициатив на президентских выборах был 73%, то мы считаем, что абсолютно готово.
Понимало ли общество, что речь идет именно об этом? Потому что очень часто казалось и возникало такое серьезное впечатление, что команда Зеленского и президент говорит очень абстрактные вещи, в которых каждый видит то, что хочет видеть. Действительно ли общество проголосовало за то, что вы сейчас говорите?
Мне сложно сказать, за что проголосовало общество, но это пункты нашей программы, которые впервые за всю историю Украины серьезно обсуждались. Вы могли видеть наш сайт, где более полумиллиона человек зарегистрировалось, и из них 300 тысяч приняли участие в обсуждении программы.
Мы много включали оттуда и встречались с экспертами. Мы же сначала вывесили драфт, а затем дорабатывали вместе те или иные пункты программы. Поэтому я бы не нивелировал программные принципы и ценности, потому что они, в принципе, правильные. Они построены на том, что нам надо сначала преодолеть свою вторичность в голове. Мы не вторичные по сравнению с другими европейскими народами и нациями. Мы являемся полноценной народностью, которая существует на территориях Европы и которая хочет, чтобы ее уважали. Который хочет из статуса объекта международной политики стать субъектом международной политики.
А уважение к себе начинается тогда, когда уровень твоего обеспечения соответствует пирамиде Маслоу. Очень выгодно для государства держать людей на первом и втором уровне пирамиды, а это где-то 200 долларов в месяц. Вот когда у тебя нет необходимости задумываться о будущем, о каких-то вещах, связанных с тем, как провести самосовершенствование, как дойти на уровень жертвования, а держать людей только на уровне выживания – это выгодно. Поэтому знаете, как говорят, что легче всего управлять глупыми и пьяными, поэтому в Украине дорогое образование и дешевое пиво.
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: первые скандалы нового президента
Мы вот хотим изменить этот подход и дать возможность выйти, дать возможность развиться среднему классу, нормальной инициативе. И эти уже люди будут формировать валовой национальный доход. Они будут контролировать распределение бюджета, а этому поможет диджитализация – еще одно модное слово, которое мы вводим. И государство в смартфоне. Когда входя в смартфон вы будете видеть, как распределяется бюджет, куда идут деньги, сколько стоит один день Верховной Рады, Кабинета Министров и Президента Украины. Готов ли я платить, если не готов, то почему? Как я могу повлиять на это через элемент народовластия?
Первые законодательные инициативы от "Слуги народа"
100% вы будете в Верховной Раде уже буквально через месяц. Какие первые законодательные инициативы от партии "Слуга народа" будут представлены для реализации и достижения этих целей.
В этот план законопроектных работ будет включаться несколько основных пунктов. Мы разрабатываем с экспертами, а также президент сейчас перезапустил комиссию по правовой реформе, которая будет заниматься вопросами, в том числе и наработкой изменений и дополнений в Конституцию. Но уже первое, что мы будем вносить – это вопрос лишения депутатской неприкосновенности, а также лишения неприкосновенности президента и судей.
Это будет замена иммунитета на идемнитет, то есть это такой специальный вид, когда ты равный перед всеми, но только за какие-то профессиональные вещи. Например, за высказывания в Верховной Раде ты можешь не нести ответственности. Кроме оскорбления, клеветы, нарушения чести и достоинства. Все остальное – это твоя политическая позиция, иначе мы просто уничтожим парламентаризм как класс. Это, фактически, то, что есть в программе Владимира Зеленского.
Второй блок – это вопросы, связанные с народовластием. Мы расширим возможности и полномочия, связанные с народовластием. Третий мощный блок – это вопрос связан с парламентскими процедурами, так как то состояние регламента, который существует сегодня, – это просто паралич Верховной Рады. Если надо завалить законопроект, то вносится 4000 тысяч правок и на месяц-два парламент является не дееспособным. Мы хотим пересмотреть эти вещи.
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: насколько президенту удается выполнять свои обещания
Мы хотим, чтобы парламент работал, как часы. При этом не нарушая прав каждого депутата, но все же сделать те предохранители, которые бы давали возможность нам не допускать в дальнейшем злоупотребления депутатами какими-то своими правами. Мы должны понять, что прав и свобод у депутатов должно не уменьшиться, но они должны ответственно относиться к тому, что они делают. Поэтому у нас есть целый ряд предложений, которые наработаны уже в регламенте парламента.
Кроме этого, по каждому направлению, о котором мы говорили, уже готовы законопроекты. И об амнистии капиталов налоговой и о вопросах связанных с созданием Службы финансовых расследований, которая должна быть удалена из системы других органов правопорядка, и другие вещи, которые предусмотрены в программе.
Кроме этого антикоррупционные вопросы – это касается и Высшего антикоррупционного суда. Вопрос аналога закона Линкольна, который был в США, ты имеешь право заявить на коррупционера, потому что это деньги народа Украины. Если ты заявишь – и этот коррупционер будет посажен и у него будет конфискация, то ты получаешь с нее процент. Так работает практически весь мир, в котором есть такой глубокий уровень коррупции, который существует в Украине. Также это целый пласт законопроектов связанных с инфраструктурой и с медицинской реформой. У нас работают специалисты над введением медицинского страхования.
О пенсионном страховании
На систему администрирования тратятся огромные средства, что уже демонстрирует свою неэффективность. Поэтому для начала стоит пересмотреть систему администрирования системы и ввести альтернативу в виде частного пенсионного страхования для лиц, которые сами хотят себе отложить на пенсию. Но второе должно включать четкие правила для страховых компаний, которые будут этим заниматься – чтобы это не были компании-"однодневки".
Мы на любом уровне хотим провести диверсификацию, то есть рядом с государственным запустить частное. Вопросы пенсионного обеспечения мы будем поднимать в Верховной Раде, потому что с этим должны работать профессионалы, нам скажут плюсы и минусы этой системы, перспективы для Украины и др. И уже тогда выстроить систему.
Читайте также: Голобородько VS Зеленский: какими действиями успел разочаровать новый президент
Мы хотим перевести страну на сервис, то есть запустить частный сервис. Например, медицина или образование должно быть как государственное, так и частное. Ведь только когда мы создадим равные условия государства и общества, начнется конкуренция, которая породит высокое качество. А если мы еще откроем по многим сферам возможность для входа иностранных инвестиций, то и наши начнут улучшаться.
Как избавиться от олигархата в Украине
Наша основная идея и цель – что олигарх должен стать просто крупным бизнесменом. Мы должны вывести его из зоны политики. Как только мы это сделаем, мы сразу покажем, что газ, энергетика – это вопросы экономические, а не политические. Наша задача вывести из политики олигархов, чтобы они занимались бизнесом, а не влезали в политику.
Читайте также: Как и на чем зарабатывают топовые украинские олигархи: скандальные схемы
Как это сделать? Этот вопрос касается отмены депутатской неприкосновенности. Чтобы не было у депутатов интереса заводить в Раду тех людей, которые, прикрываясь ширмой неприкосновенности, начнут отстаивать лоббистские интересы.
Когда начнет работать новая Рада?
Есть сценарный план первого заседания. Мы рассматриваем, что первое заседание Верховной Рады нового созыва состоится где-то во время с 24 августа по 6 сентября. Дата зависит от того, насколько ЦИК быстро установит результаты выборов. Во-вторых, как быстро спикер нового парламента созовет подготовительную комиссию и как она будет работать.
Кто может стать парнером в коалиции со "Слугой народа"
Если "Слуга народа" не наберет большинство, есть ли уже какие-то предварительные договоренности, с кем готовы идти в коалицию?
Мы не можем говорить о каких-то договоренностях, пока не увидим результаты выборов. Потому что мы можем с кем-то договориться, но эта партия просто не попадет в Раду. У нас есть принципы, на которых мы будем договариваться. Да, мы готовы объединяться в коалицию с теми силами, с которыми найдем взаимопонимание. И тогда уже смотреть. На каких условиях выстраивать сотрудничество.
Однако, для нас также важно то, каким образом мы должны обеспечить права оппозиции. А вы понимаете, что она будет "разношерстная" – там будут люди, которые идеологически несовместимы.
Может ли Медведчук сесть в кресло вице-спикера
Говорят, что Медведчук может сесть в кресло вице-спикера, поскольку вторая крупнейшая фракция, вероятно, будет "Оппозиционная платформа – "За жизнь".
Назначение вице-спикера – это вопрос голосования Верховной Рады. И он должен получить трезвую оценку Рады. Ведь если будут какие-то люди, которые не будут способствовать деятельности ВР, мы получим паралич системы парламента.
Виктор Медведчук
Видео: кто такой Медведчук:
О переходах в другие фракции
Еще один вариант паралича ВРУ – это собственно качество фракции партии "Слуга народа". Очень многие политологи говорят о том, что вполне возможен вариант развития событий, когда депутаты, особенно – мажоритарщики, могут переходить в другие фракции или саботировать голосования, и таким образом могут заблокировать деятельность. 15-20 депутатов – это такая черта, которая, на самом деле, все может изменить. Как вы планируете с этим бороться?
Смотрите, никто не застрахован от измен. И мы помним одну перкрасную библейскую историю, даже среди 12 нашелся один. Мы подписали меморандум в нашей партии, мы обязуемся поддержать программу партии, законопроекты, которые вносятся партией и так далее. Кроме этого. мы будем смотреть, – возможно, мы какие-то элементы будем вводить и в регламент.
Разумеется, мы не можем допустить императивного мандата, потому что это не европейский подход. Но каким-то образом дать возможность народу влиять на тот же отзыв народного депутата, если этот депутат не справляется со своими обязанностями. Должен быть механизм, как народ может отозвать своего народного депутата...
Читайте также: Пророссийские силы в Раде: каких рисков ожидать от нового парламента
За время президентской кампании, мы глубоко убедились, что когда ты все показываешь открыто и публично, оно гораздо больше тебя стимулирует здесь (показывает на виски – 24 канал), чем любые другие запреты и ограничения. И поэтому мы все приняли эту программу, и перед нами стоит уникальная возможность ее реализовать. Потому что люди – я опять же о том круге, с которым общаюсь, я не могу нести ответственность за всех – объединились на том, что, видимо, пришло время изменить Украину к лучшему.
Об ответственности
Изменить Украину к лучшему – замечательная фраза. Именно для этого выбрали Зеленского. У людей большая надежда – 73% – это очень много. Рейтинг партии "Слуга народа" за всю историю парламента ни одна партия не имела такой поддержки. Вы уже поняли, что вот уже с сентября вся ответственность будет лежать на вас? В частности, и за возможную узурпации власти...
Если бы мы этого не понимали, то каждый пожалуй остался бы в своем комфортном кресле. Владимир Александрович и дальше занимался тем, где он был в вопросах шоу-бизнеса лучший в Восточной Европе. Я бы остался в комфортном профессорском кресле и читал бы в университете те лекции, которые я люблю больше всего. Но, пожалуй, иногда приходит период, когда ты осознаешь, что дальше идти так не может. Вы правильно говорите, что вопрос ответственности, которая возлагается на нас, – это самый большой мандат доверия, который может быть выдан от народа Украины.
Мы это очень хорошо понимаем, мы осознаем, что мы ставим на риск свою профессиональную репутацию, мы осознаем, что мы ставим на риск самое ценное, что у нас есть – это наше время. Мы ставим на риск того, что мы украинцы, мы живем в этой Украине. Мы будем прикладывать все усилия для того, чтобы у нас получилось.
Мы все должны понять, что все, что делается в этой стране – это вопрос не только президента и Верховной Рады. Этот вопрос каждого украинца. Пока мы не будем готовы меняться здесь (показывает на голову – 24 канал), то ни одна власть не изменит государство. Поэтому наш общий месседж, который получил поддержку по всей Украине, – каждый из нас должен приложить усилия к развитию Украины. 65 миллионов украинцев, которые своим трудом поднимают Европу, Канаду, Аргентину, Бразилию, пришло время служить Украине. Если мы это поймем, то нам это удастся. Если мы этого не поймем, то нам не удастся, но виновными будем уже официально мы. Но я еще раз говорю, что мы готовы сегодня на такой шаг, как взять ответственность и попытаться изменить страну к лучшему.
О референдумах
На каких уровнях вы хотите применять референдумы? Какие вопросы могут поднимать?
Референдум, с одной стороны, может быть о создании государства Украины, а с другой – Brexit. Поэтому наша задача, мы сейчас консультируемся с британцами и другими, как дать народу Украины тот механизм, который позволил бы механизм развития, а не убийства. Потому что любой вещью можно сделать и благо, и убийство. Для этого очень важны вещи и сейчас мы смотрим по вопросам, которые мы будем или не будем выносить на референдум, по количеству голосов, которые надо собрать, потому что некоторые вопросы могут приниматься простым большинством, а для некоторых надо квалифицированное большинство.
Опять же, мы не будем это делать закрыто, мы уже сформировали систему народовластия, которая уже есть в нашем воображении. Мы ее покажем обществу и скажем, что мы видим, во-первых, уровень референдумов: всеукраинские и местные. Что мы можем выносить на всеукраинский и какие голоса и для чего надо, а также какие вопросы ограниченные мы можем выносить на местные. К примеру, прекращение деятельности загрязняющего какого-то предприятия, почему нет?
Читайте также: Разумков о декоммунизации: должны решать местные референдумы
Второй блок – вопросы, которые включаются в систему референдума, – петиции. Это уровень общих инициатив, не политических. Они должны иметь свое продолжение. Например, вы можете поднять любую петицию, набрать 25 тысяч голосов и что дальше? А мы хотим прописать тот механизм: какие вопросы могут выноситься. Голосовать "за" или "за и против", для того, чтобы видеть разницу, так как может быть зарегистрирована одна петиция, а затем противоположная. И они набирают по 25 тысяч. И что делать? Мы должны дать ответы на эти вопросы. Поэтому второй блок – это петиционный.
Третий блок, который существует во всем мире и включается в народовластие – это так называемый recall – отзыв. Это возможность отзыва местных, народных депутатов, импичмента президенту, возможность наложить народное вето на закон. Также вето общины на решение городского совета. Мы это все должны проработать с тем, чтобы народ начал формироваться как ответственная нация.
Поместить это в смартфон?
Конечно, потому что сегодняшняя система выборов по своей логике довольно несправедлива. Я объясню: она построена по принципу, что право голоса в этом государстве имеет не гражданин Украины, а гражданин Украины, который в определенный период может находиться в определенном месте в течение определенного времени. Это народовластие, это выборы? Нет! Это мобилизация своего электората, поэтому и существуют карусели, подвоз, "печеньки" и другое, чтобы обеспечить эту логику.
Я человек, который может свободно перемещаться по всему миру. Однако я ответственный гражданин, поэтому я вхожу в телефон, и у меня в государстве, как в Швейцарии, проводится какой-то референдум. Я ответственно думаю, я ответственно голосую, и на этом точка. Это более справедливо, потому что в век современных технологий, 21 век, нельзя голосовать методами 19 века.
О федерализации
Референдумы могут привести к еще одной страшилке, которая называется федерализация. Как вы к этому относитесь?
Федерализация – это большой миф, который навязывается. Это я когда-то сказал, что при нашей системе власти можно было бы рассмотреть вопрос двухпалатного парламента, потому что у нас мажоритарная и пропорциональная система. И уже начали рассказывать, что это шаг к федерализации. Друзья, двухпалатные парламенты существуют в унитарных странах очень хорошо. Например, Великобритания, Польша, Чехия – это унитарные государства, но просто есть представительство. Наша цель – никоим образом не федерализация. Наша цель – серьезная децентрализация, потому что сильные регионы – это сильное государство.
Если мы не обеспечим силу, мощь, экономическую мощь регионов, если люди в регионах не могут решать вопросы своего экономически стратегического планирования. Это движение началось, наша задача – это однозначно мы сейчас готовим и изменения в Конституцию в части децентрализации, которые дадут возможность на законодательном уровне, не делегированными уполномоченными. На серьезном уровне дать возможность экономической мощи регионам для того, чтобы они почувствовали власть, имели возможность развития. Однако обязательно с общей системой, они не могут решать вопросы, связанные с сувернитетом, территориальной обособленностью или какими-то другими вопросами, которые связаны с правами человека.
О законе о языке
На днях в силу вступил закон о языке. Были разные тезисы из Офиса Президента о том, что его надо перерассмотреть, изменить чуть ли не отменить. Каково ваше отношение? Что надо с этим делать? Вообще ничего?
Дело в том, что нам надо научиться воспринимать реальность по заголовкам в СМИ. Потому что иногда то, что ты говоришь – это абсолютно не соответствует тому, что выносится на заголовки. Наш подход о котором, например, говорил я, касается всех законов Украины.
Опять же, вопрос по украинскому языку – это точно не ко мне, потому что я украинец с деда-прадеда. Я всегда пользуюсь украинским языком и для меня это образ мышления. Однако мы должны понять, что любой законодательный акт, который принимается в государстве, должен отвечать критериям качества. И если внедрение любого закона, по результатам мониторинга покажет, что какая-то статья не работает или работает плохо, то конечно, мы будем искать возможность улучшить это направление.
Читайте также: Закон о языке: кто и где должен будет говорить на украинском
Но еще раз говорю, в целом незыблемость статьи 10 Конституции Украины для нас является приоритетом. Единственным государственным языком в Украине является украинский язык. И мы готовы обеспечить там, где компактно проживают реализацию их прав и обязанностей. Но, что касается государственного языка, то других позиций быть не может.
Кем вы видите себя в парламенте?
Я себя вижу, знаете, меня столько спрашивали. Понимаете, это и я говорил, и Дмитрий Разумков, когда мы объединялись в самом начале, мы шли не по должностям, мы шли за изменениями в государстве. Поэтому я буду готов работать на любой позиции, которая будет поручена мне, но самая важная миссия или челлендж, который будет стоять перед каждым из нас, – это остаться в парламенте человеком. Вот, когда нам удастся это сохранить, когда нам удастся это сделать и не поддаться на какие-то искушения, которые всегда существуют, мы будем считать, что как минимум, половину своего дела мы выполнили.
Руслан Стефанчук
Вы говорили уже о планах, мы говорили о начале работы парламента. Есть ли у вас план на ближайшие полтора-два года?
У нас расписано фактически по дням, что у нас должно быть сделано и чего мы, в итоге, должны достичь. Расписано по датам уже, поэтому мы абсолютно серьезно готовимся ко всем этим вопросам, связанным с деятельностью Верховной Рады.
О Кабмине и премьере
Когда будет Кабмин и премьер-министр?
Я думаю, что это будет вопрос первых дней деятельности Верховной Рады. Мы хотим максимально эффективно заработать с тем, чтобы дать возможность понять, что мы пришли системно, мы пришли с видением и мы пришли с ответственностью. Поэтому, я думаю, что вопросы, касающиеся формирования Кабмина, Кабинета Министров, фракций, групп – это те вопросы, которые должны быть решены в первые дни.
Когда те изменения, которые вы предлагаете, станут настолько реальными, что их можно будет почувствовать?
Понимаете, мы себе план ставим первый год. Вот в конце первого года мы хотим посмотреть, что мы планируем, чтобы иметь возможность изменить страну к лучшему. То есть, я думаю, что по результатам первого года мы уже сможем сказать, какие ошибки были сделаны. Я еще раз говорю, ошибки будут. И не страшно совершить ошибку, страшно – не уметь ее исправить.
Читайте также: Верховная Рада в цифрах: кто, как и за сколько работал в парламенте
Для нас важно делать с народом Украины. Мы очень не хотим потерять связь с людьми. Для нас большая ценность сегодня не просто, что мы перешли в политическую плоскость, не то, что мы ходим и нас узнают. А остаться такими людьми, которые ходят, нас узнают и у которых задают вопросы. А самая крупная мечта – когда ты видишь народ Украины, чтобы у тебя не было какого-то подспудного желания перейти на другую сторону улицы. Это то, что должно стать для нас решающим.
Что такое программа "Голобородько"Голобородько о Голобородько. Это программа 24 канала, где журналист Антон Голобородько рассказывает о том, что происходит за стенами Банковой при президенте. И объясняет, почему не стоит путать Владимира Зеленского с его героем Василием Голобородько.