Есть пятиклассники, которые не умеют считать․ Как преодолеть образовательные потери школьников?
- Образовательные потери украинских школьников стали серьезной проблемой из-за войны и длительного онлайн-обучения, что влияет на их знания и навыки.
- Существует несколько инициатив, направленных на преодоление образовательных пробелов, но необходимы совместные усилия учителей, родителей и образовательных организаций для эффективного решения этой проблемы.
- Образовательные потери могут усугубляться из-за недостатка социального взаимодействия и недостаточной поддержки со стороны родителей.
- Существуют различные ресурсы, которые могут помочь учителям разработать программы для восполнения образовательных потерь.
Многие во время полномасштабной войны могли хотя бы раз слышать фразу "образовательные потери". Более того, для мира эта проблема даже не нова и появилась еще в период пандемии COVID-19, когда школьники в десятках стран оказались на дистанционном обучении из-за карантина.
В 2020-м специалисты Всемирного банка смоделировали влияние закрытия школ на доходы населения и экономику всех государств в целом: убытки после 5 месяцев без очных уроков составили бы 10 триллионов долларов. В условиях войны для сотен тысяч украинских детей обучение в таком формате продолжается уже более 3 лет подряд. Реальные экономические последствия образовательных потерь этого поколения для Украины удастся оценить не раньше завершения боевых действий. Но компенсировать утраченные навыки детей должны уже. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
Заметьте Меньше рождений и больше потерь: демографический кризис в Украине углубляется
Каковы образовательные потери наших школьников в новом учебном году и как работать с их преодолением уже сейчас могут взрослые? Спойлер: как минимум придется объединить усилия и родителям с учителями, и благотворителям, потому что ситуация требует решений "на вчера".
Проблемы с лексикой, чтением и уравнениями: какие образовательные потери детей в 2025 году?
За рубежом на проблему образовательных потерь даже без военного контекста давно реагируют комплексно на государственном уровне. К примеру, в Великобритании с 2020 года существует национальная программа тьюторства, которую начали как ответ на углубление пробелов у школьников в результате пандемии. Основой этого инструмента является системная внеклассная работа педагогов с детьми над проблемными темами по различным дисциплинам. Но начинается процесс всегда с индивидуальной оценки самих потерь у детей. Это так называемое входное тестирование.
В Украине до сих пор не было проведено единого комплексного анализа учебных пробелов у школьников. Соответственно, реальных масштабов проблемы во всех регионах сегодня не знает никто. Сейчас у нас есть результаты международного оценивания PISA-2022, которое зафиксировало уровень знаний старшеклассников в первые 9 месяцев после начала полномасштабного вторжения.
Тогда базовый уровень продемонстрировали 58% украинских учеников, а по математике разрыв между навыками наших детей и показателями их сверстников в США, Канаде и государствах ЕС составлял примерно полтора года.
В 2026-м году ожидаем результатов PISA-2025, проведенного в Украине, тогда сможем больше оперировать данными национального уровня.
А пока сформировать определенное представление о ситуации сейчас мы можем на основе опыта отдельных общин. Мы в благотворительном фонде savED с 2023 года отслеживаем прогресс детей в рамках нашей образовательной программы кетчапов в шести пострадавших от войны регионах. Это системное преодоление потерь по предметам в школах и образовательных центрах "Вулик", которое за все время существования уже охватило более 60 тысяч детей.
Во время занятий ученики одновременно осваивают базовую академическую программу и развивают социальные навыки, учатся вместе искать ответы, не боятся ошибаться и учатся взаимодействовать с командой. Чтобы понять, с чем именно стоит наиболее прицельно работать, мы проводим входные и выходные тесты, результаты которых анализируют образовательные эксперты фонда. Такие тестирования среди участников и участниц кетчапов подсветили для нас основные проблемные зоны в знаниях и умениях учеников и учениц.
Самый высокий уровень образовательных потерь из года в год фиксируем среди 5-х классов. Тестирование тех, кто участвовал в программе этой весной, показало, что 40% пятиклассников после четырех лет обучения в начальной школе не умеют считать. После посещения программы кетчапов количество детей, которые давали "нулевой" ответ, удалось сократить втрое.
Если говорить, например, об английском языке, то отдельные ученики 5-х классов сначала не умели даже читать. А базовое владение лексикой по ежедневной теме "Я, моя семья и друзья" демонстрировали лишь 38% пятиклассников. После занятий последний показатель вырос до 59%.
Кроме того, есть вызовы с украинским языком. Сегодня многие дети не могут справиться с тем, чтобы найти в тексте нужную информацию, понять ее и критически оценить.
Наиболее проблемными 5-е классы являются потому, что дети в этот период переходят из начальной школы в среднюю, между которыми уже есть довольно большой разрыв по сложности материала на уровне государственных программ. В то же время всю начальную школу, когда ученики более динамичные и открытые на эмоциональном уровне, они провели не за партами, а на онлайн-уроках. И в 5 классе их уже значительно труднее привлечь к взаимодействию.
В случае со старшими детьми треть 10-классников, которая участвовала в кетчапах, не могли решить ни одного квадратного уравнения, а половина – правильно выполнить многошаговые арифметические действия. С английским языком оказалось, что 47% подростков совсем не могут ориентироваться в текстах.
Показательна ситуация с физикой и химией среди старшеклассников, которые редко выбирают эти предметы уже при поступлении в высшие учебные заведения. Это мы видим по итогам нынешнего НМТ.
- Весной на экзамен по физике зарегистрировались всего 8 886 абитуриентов из более 300 тысяч участников в целом. Это около 3% детей.
- Еще меньше было тех, кто зарегистрировался на химию – до 3 тысяч учеников.
А уже в вузы в этом году поступило около 2 тысяч заявлений на химию, 600 – на физику, чуть более 1000 – на математику. И это тогда, когда в Украине огромный спрос на инженерно-технические специальности, критически необходимы для восстановления государства.
Интересно Подготовка к школе бьет по карману: во сколько обойдется родителям учебный год
Как теряется навык учиться?
Образовательные потери – это не просто пропущенные уроки и плохие оценки. Ключевое в этой ситуации то, что дети теряют умение учиться как таковое, прекращают социальное взаимодействие, которое традиционно происходит в классе. Углубляют проблемы с освоением таких сквозных умений, как способность сотрудничать с другими людьми и умение критически выразить собственное мнение.
Образовательные потери украинских учеников углубляются по нескольким причинам. Очевидно, невозможно охватить все, поэтому подчеркнем хотя бы то, что является наиболее критическим.
- Первая проблема
Это длительное онлайн-обучение, которое по сути является "пропущенной школой". Сегодня в таких условиях оказалось более 390 тысяч детей. И хотя это почти на 100 тысяч учеников меньше, чем в прошлом году, по данным МОН, проблема затяжного "онлайна" все еще очень ощутима, в частности в прифронтовых регионах. Там, по данным нашего исследования в 2025 году, исключительно дистанционные уроки имеет почти половина учеников (49%).
Во время онлайн-занятий дети практически не взаимодействуют со сверстниками. Чаще всего просто выключают камеры на своих гаджетах и самоизолируются. На прифронтовых территориях, где к тому же сложная ситуация с безопасностью и часто надо вообще спускаться в укрытие вместо уроков, выключают свет. То есть даже дистанционное образование становится невозможным.
- Вторая проблема
Это эффект "снежного кома". Из моих наблюдений и комментариев коллег-педагогов, мало детей могут ответственно учиться за компьютером во время онлайн-уроков. С каждым днем без надлежащего обучения некоторым школьникам все труднее вернуться к изучению материала. И когда одни учат уроки, а кто-то отстает от этого темпа и еще не выучил старый материал, а уже добавляется что-то новое, то ребенку становится труднее догнать пропущенное, чаще всего он отчаивается. Потом начинается своеобразный протест, и ребенок вообще отказывается прилагать усилия.
Это накапливается: сперва ты не выучил сложение, потом умножение, а дальше не смог решить задачу. И вот этот эффект на самом деле грозит не только ученикам школ, которые работают онлайн, а любому, кто после того или иного неусвоения знаний не проработал проблему с педагогами. Часто линейная программа в украинских школах, которая почти не возвращается к предыдущим темам, усложняет этот вызов.
Родители, учителя и эксперты должны стать командой поддержки
Уже сейчас очевидно, что для эффективного преодоления пробелов у детей сегодня недостаточно только отдельных инициатив благотворителей. Например, кетчапы фонда savED – одна из крупнейших в Украине программ по восполнению образовательных потерь. Во время новой осенней волны инициатива поможет около 30 тысячам детей за сентябрь – ноябрь 2025 года, команда уже делает все возможное для этого.
В то же время реальная потребность в работе с образовательными потерями школьников больше минимум в десять раз. Поэтому наша команда экспертов программы уже сейчас активно призывает школы и родительское сообщество взять готовые бесплатные инструменты, которые реально работают, и начать системно наверстывать потери с детьми в регионах.
Занятия по преодолению образовательных потерь / Фото предоставила автор
На сегодня существует ряд проектов и образовательных платформ, где дети могут пройти входное и выходное тестирование или практиковать тематические упражнения, а педагоги – познакомиться ближе с принципами наверстывания образовательных потерь у детей. Это уже хороший старт, который доступен онлайн.
Среди таких ресурсов:
- государственная программа для учеников и учителей "Всеукраинская школа онлайн";
- онлайн-программа по восполнению образовательных потерь от GoGlobal;
- платформа "ПОВЕРЬЕ";
- платформа с бесплатными онлайн-уроками, упражнениями и учебными материалами "Khan Academy";
- курс от "Освитории" для учителей "Преодоление образовательных потерь".
В большинстве случаев образовательные организации довольно ограниченно распространяют конкретные материалы к урокам и делятся методологией. Можно найти тренинги для учителей по восполнению образовательных потерь, однако четкие инструкции по этому процессу, примеры уроков, практические материалы чаще всего не публикуют в открытом доступе.
То есть, если условно, учитель английского языка решит наверстать образовательные потери в своем классе, то он почти не сможет найти готовую программу для этого или материалы, где описаны различные подходы.
Кетчапы как возможность для каждой школы
Каждое учебное заведение может самостоятельно запустить кетчап-уроки. Тем более, что с соответствующими рекомендациями в свое время выступило и Министерство образования и науки. Мы с помощью собранной аналитики глубже поняли определенные тенденции, начали с ними прицельно работать, поэтому решили поделиться опытом со всеми, кто готов приложить усилия для создания такой программы в своем учебном заведении.
А усилия того стоят. Прогресс детей после 24 занятий курса, по результатам тестирования учеников в рамках наших кетчапов, в среднем составляет 85%.
Мы разработали пять пособий для учителей, с помощью которых педагоги самостоятельно смогут имплементировать кетчапы в своих школах и общинах. Четыре из этих пособий предметные – по украинскому и английскому языкам, математике и истории, пятое пособие – организационное.
В предметных пособиях собраны готовые программы, диагностические тесты для 5, 7, 9 классов, прописаны модели уроков с "хитростями", как удержать внимание и мотивировать детей. Такие уроки уже имеют отточенную методологию, а в пособиях все оптимизировано так, чтобы занятия было динамичным и интересным для детей.
Организационное пособие – это некая инструкция для организаторов кетчапов. Там говорится о том, как их запустить, как отобрать детей, какие ресурсы использовать для урока и тому подобное. Также организационное пособие о том, как в случае с кетчапами могут помочь цифровые образовательные центры, в частности наши "Ульики".
Читайте также Как МОН реформирует университеты, и почему некоторые ректоры – против
На самом деле если коротко, то сам план действий по запуску таких занятий в школах, я бы разделила на несколько частей.
Коммуникация. В школе завуч или активные педагоги-предметники могут рассказать другим учителям и родителям, что такое наверстывание образовательных потерь и почему сегодня это так необходимо. Можно показать статистику, обсудить зоны рисков. Коммуникация нужна, чтобы все были на одной волне и понимали, что образовательные потери – это проблема, и ее нужно решать вместе.
Старт организации. Далее нужно определить, кто из учителей в школе или в соседних заведениях имеет желание и ресурс, чтобы присоединиться к запуску кетчапов. Надо выбрать формат занятий: это будут дополнительные уроки, или, возможно, кто-то будет выделять определенное время в пределах школьных часов.
Отбор пилотной группы. Нужно определить, среди каких классов учителя попытаются запустить кетчапы. Я советую делать это с учениками 5-х и 7-х классов, которые имеют, как правило, глубокие образовательные потери. Для "пилота" можно выбрать два предмета.
Честная диагностика детей. После определения пилотной группы учеников нужно протестировать по-честному. Не для того, чтобы кого-то наказать или похвалить, а для того, чтобы понять, какова ситуация на самом деле. А, может, у ваших детей нет образовательных потерь? Или же они наоборот значительно глубже, чем вы думали?
Формирование групп. После замера знаний учеников нужно распределить их по группам так, чтобы те, у кого ниже уровень, занимались вместе, у кого выше – соответственно тоже.
Запуск программы. Чтобы кетчапы были содержательными, учителя должны разобраться с планом уроков и определить материал. Здесь пригодятся наши пособия (или же педагоги могут составить собственные планы). В конце курса занятий следует провести выходной тест, чтобы понять, удалось ли наверстать знания и будет ли школа проводить еще такие занятия.
Привлечение родителей. Этот пункт хочу выделить отдельно, чтобы подчеркнуть: учителям нужна поддержка родителей. По данным нашего исследования, за последние два года доля педагогов, которые отмечают отсутствие поддержки от родителей учеников, выросла с 9% до 24%. И это педагоги считают одним из барьеров для успешного обучения детей. Поэтому в ситуации с образовательными потерями родители могут помочь с организацией кетчапов в школах. В частности, собраться самим, собрать детей, поговорили с учителями и договорились запустить программу с теми ресурсами, которые есть в открытом доступе.
Надолуження образовательных потерь – это история не об обучении ради обучения, а об обучении ради жизни. То есть дети должны не просто изучить, что подлежащее – это подлежащее, а таблица умножения – это таблица умножения. Школьники должны развить навыки, благодаря которым в будущем смогут в дальнейшем учиться, понимать необходимые вещи, общаться с людьми, определить для себя профессию и тому подобное.
Масштаб образовательных потерь в Украине большой, поэтому честно должны признать, что проблема сама по себе никуда не денется. Здесь нужна наша с вами поддержка. И на самом деле сейчас все в руках взрослых.
Колонка является личным мнением автора, редакция 24 Канала может не разделять ее.
Частые вопросы
Какие основные вызовы стоят перед украинскими школьниками в условиях длительного онлайн-обучения во время войны?
Основные вызовы для украинских школьников в условиях длительного онлайн-обучения включают потерю социальных навыков и умения учиться, которые обычно развиваются в классе. Многие ученики не взаимодействуют со сверстниками, выключают камеры во время занятий и самоизолируются. Дополнительно, на прифронтовых территориях часто возникают перебои с электричеством, что делает даже дистанционное обучение невозможным. Это приводит к эффекту 'снежного кома', где ученики, которые не усвоили предыдущий материал, испытывают трудности с освоением новых тем, что угрожает их дальнейшей учебной успеваемости.
Какие основные проблемы с образованием возникают среди украинских школьников?
Украинские школьники сталкиваются с проблемами в обучении, в частности с лексикой, чтением и математикой. По данным тестирования, 40% пятиклассников не умеют считать, а 47% старшеклассников не могут ориентироваться в текстах на английском языке. Проблема также заключается в отсутствии комплексного анализа учебных пробелов у школьников на государственном уровне.
Какие меры принимаются для преодоления образовательных потерь в Украине?
В Украине реализуются образовательные программы, такие как кетчапы фонда savED, которые помогают преодолеть образовательные потери. Эти программы охватывают более 60 тысяч детей и направлены на системное преодоление пробелов в знаниях. Кроме того, существуют онлайн-платформы и ресурсы, которые предлагают бесплатные инструменты для обучения и наверстывания знаний.
Какие основные вызовы стоят перед украинскими школьниками в условиях длительного онлайн-обучения во время войны?
Основные вызовы для украинских школьников в условиях длительного онлайн-обучения включают потерю социальных навыков и умения учиться, которые обычно развиваются в классе. Многие ученики не взаимодействуют со сверстниками, выключают камеры во время занятий и самоизолируются. Дополнительно, на прифронтовых территориях часто возникают перебои с электричеством, что делает даже дистанционное обучение невозможным. Это приводит к эффекту 'снежного кома', где ученики, которые не усвоили предыдущий материал, испытывают трудности с освоением новых тем, что угрожает их дальнейшей учебной успеваемости.
Какие основные проблемы с образованием возникают среди украинских школьников?
Украинские школьники сталкиваются с проблемами в обучении, в частности с лексикой, чтением и математикой. По данным тестирования, 40% пятиклассников не умеют считать, а 47% старшеклассников не могут ориентироваться в текстах на английском языке. Проблема также заключается в отсутствии комплексного анализа учебных пробелов у школьников на государственном уровне.
Какие меры принимаются для преодоления образовательных потерь в Украине?
В Украине реализуются образовательные программы, такие как кетчапы фонда savED, которые помогают преодолеть образовательные потери. Эти программы охватывают более 60 тысяч детей и направлены на системное преодоление пробелов в знаниях. Кроме того, существуют онлайн-платформы и ресурсы, которые предлагают бесплатные инструменты для обучения и наверстывания знаний.