Владимир Фесенко о проблеме Яценюка, логике Луценко и стратегии Порошенко

10 июля 2017, 10:02
Читати новину українською

Какова ситуация во внутренней политике Украины? Чего ждать от украинских политиков,? Об этом и о ближайших политических тенденциях – в интервью с председателем правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимиром Фесенко.

– Нынешний политический сезон ознаменовался активизацией ГПУ в расследовании причастности к коррупции ряда народных депутатов как из оппозиции, так и из парламентского большинства. Юрий Луценко направил шесть представлений в Верховную Раду. Как Вы расцениваете перспективу лишения их депутатской неприкосновенности?

Косвенным индикатором перспективы лишения депутатской неприкосновенности в тех народных депутатов, относительно которых есть представление Генпрокуратуры, есть решение регламентного комитета. Но, конечно, голосование депутатов парламента по этому вопросу может принести и сюрпризы. Думаю, что на голосование отдельных фракций и депутатов по данному вопросу может повлиять визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Киев, возможные оценки наших западных партнеров сложившейся ситуации, а также масштабы и острота протестных акций возле Верховной Рады с 11 по 13 июля.

Читайте также: Все три представления на Розенблатта комитет признал мотивированными и достаточно обоснованными

Отмечу, что дела "фронтовика" Евгения Дейдея и радикала Андрея Лозового опасны для многих нардепов как прецедент. Потому что речь идет о неуплате налогов и использовании электронной декларации для предъявления народным депутатам претензий о незаконном обогащении. Поэтому представление о снятии депутатской неприкосновенности с этих двух депутатов могут не поддержать. Решение по Олесю Довгому будет зависеть от политической конъюнктуры вокруг этого вопроса накануне голосования. По Максиму Полякову ситуация зависит от решения фракции "Народный фронт", к которой он принадлежит. Для Арсения Яценюка возникает неприятная дилемма: или его фракция спасает своих депутатов, в отношении которых есть представление Генпрокуратуры, и тогда он теряет свою репутацию перед американскими друзьями. Или он спасает свою репутацию перед США, но тогда придется пожертвовать своими депутатами. Борислава Розенблатта (БПП), судя по решению регламентного комитета, могут принести в жертву. Слишком убедительные видеодоказательства по нему. К тому же и Регламентный комитет явно не захотел подставляться, столкнувшись со шквалом критики в свой адрес. Еще одна вероятная показательная жертва — Михаил Добкин. Он, кроме "Опоблока", по большому счету, никому не нужен.

Читайте также: Дейдей, Лозовой и другие: за что ГПУ хочет снять неприкосновенность с депутатов

Вообще история со снятием депутатской неприкосновенности серьезно дискредитировала репутацию регламентного комитета парламента и стала главным скандальным шоу конца политического сезона.

– Почему генпрокурор Юрий Луценко стал так старательно вносить представление на лишение неприкосновенности парламентариев?

Юрий Луценко действует по собственной логике, которая может не совпадать с логикой Петра Порошенко и Владимира Гройсмана. С точки зрения классической политической логики в условиях, когда надо принимать ряд важных реформаторских законопроектов, вопроса о снятии неприкосновенности не должно было быть и в помине.

Но Луценко действует по особой логике, которая отличается от логики руководителей страны и ключевых парламентских игроков. В результате возникает какое-то броуновское, полухаотическое движение и столкновение различных политических интересов. И эта полухаотичнсть снова становится главной тенденцией политического процесса. Если эта тенденция будет нарастать, то может начаться война всех против всех. А надо удержать стабильность, в чем заинтересованы президент, премьер-министр и большинство политических игроков. Но признаки нарастающей конфликтности и хаотичности есть. Кроме действий Юрия Луценко и НАБУ, снова сказался конфликт с группой "Приват" Игоря Коломойского. Пока это скорее маневры, чем война, тем не менее важно удержать ситуацию под контролем. Этому будут способствовать летние каникулы, которые приближаются.

– И с чем связана хаотичность и своеобразная логика действий Луценко?

Это отражение особенностей его личности и нынешних интересов. Он хочет быть неким комиссаром Катани в должности Генпрокурора. И, естественно, хочет вернуться в политику в качестве победителя и успешного борца с коррупцией и политическими привидениями бывшего режима Януковича. Юрий Луценко понимает, что роль генпрокурора — не совсем его. Но как профессиональный политик и человек с повышенными амбициями он хочет отличиться и в этой роли. Если получится, то заработать и рейтинговые баллы. Главное, чтобы было чем отчитаться перед будущими избирателями. Поэтому его не интересует история с реформами, интересы "Народного фронта" или других парламентских игроков. Луценко интересует собственное будущее и политические дивиденды в должности генпрокурора.

Говорят, что есть определенное напряжение внутри ГПУ, для большинства работников которой Луценко — чужой субъект, как по сути, так и по форме. Но ходят слухи, что проявляется ревность к нему и со стороны политического руководства страны. Юрий Луценко, конечно, в перспективе хочет побороться за пост президента и мечтает о статусе кронпринца, политического наследника действующего президента страны. В свое время он хотел стать политическим наследником Виктора Ющенко. Сейчас, возможно, он надеется стать им после Порошенко. Теоретически можно подождать до 2024 года (очередные выборы президента после кампании 2019 состоятся в 2024 году — "24"), но хочет ли Луценко ждать так долго? Да и вступать в прямую конкуренцию с президентом Порошенко было бы для Юрия Луценко роковой ошибкой.

– То есть, так или иначе президентская кампания началась. Какую стратегию может себе выбрать Петр Порошенко, чтобы выиграть?

Да нет, о ее начале говорить еще рано. Ситуация достаточно неопределенная, и у президента, как мне кажется, еще нет четкого видения будущей кампании. Варианты избирательной стратегии будут определяться в 2018 году. А сейчас надо держать ситуацию под контролем и подготовить базу для успешного участия в выборах.

Украина — вообще страна плохо предсказуема. Сейчас ситуация такова, что много факторов неопределенности, и неизвестно, как это может выстрелить. Сейчас мы постепенно выползаем из кризиса, но как расти дальше? Плюс долговой фактор. 2018-2019 годы — пик выплат внешних долгов. А по логике президентских выборов надо повышать минимальную и среднюю зарплату, пенсии. Как повышать социальные стандарты в условиях увеличения выплат внешних долгов?

Читайте также: Выборы приближаются: кто может стать следующим президентом Украины?

Есть предположение, что явка на выборах будет очень низкой. Но вот вопрос: кто придет на выборы? У Порошенко есть шанс, и на этом могут строить кампанию, его избиратели придут на избирательные участки, а разочарованные — нет (во всяком случае их основная масса). Еще одна проблема, как будут реагировать на результаты голосования избиратели, настроенные не просто оппозиционно, а даже агрессивно? Это самая большая опасность для Порошенко. Эмоции агрессии и ненависти надо как-то нейтрализовать. Это должна быть отдельная задача периода перед избирательной кампанией.

– Главным конкурентом для Порошенко по-прежнему остается Тимошенко?

Да, главным электоральным конкурентом для президента Порошенко является Тимошенко. Но в чем особенность нынешней ситуации? 2/3 украинцев не доверяют никому из ведущих политических лидеров. При этом есть немалый сегмент избирателей, которые не хотят голосовать ни за Порошенко, ни за Тимошенко, ни за лидеров "Опоблока", ни за Ляшко, ни за Рабиновича. Поэтому для президентской команды проблема не только у Юлии Тимошенко. Одна из главных задач будущей кампании — как вывести во второй тур с президентом приемлемого для него спарринг-партнера. В связи с этим, одна из главных задач — как нейтрализовать Юлию Тимошенко. С мэром Львова Андреем Садовым это частично удалось.

Юлия Тимошенко в оппозиции, и сбить ее рейтинг очень непросто. Очевидна попытка использовать против нее газовый договор с Россией 2009 года, но это — давнее дело, которое не очень работает с точки зрения влияния на общественное мнение. Конечно, если найдут какие-то описанные факты особых отношений Тимошенко с Путиным, то это может дать результат.

Но нынешняя электоральная база Тимошенко — те, кто прежде всего не доволен социальной политикой власти, повышением тарифов и обвиняет в этом правительство и президента Порошенко. Убедить их будет непросто. Поэтому в случае с Тимошенко — в пользу Порошенко может сыграть социальный фактор (постепенное повышение уровня жизни, особенно в беднейших слоев населения), просто на патриотических мотивах сбить ее рейтинг будет сложно.

Однако президент Порошенко может (и пытается) использовать патриотическую тему в противовес Тимошенко. Сейчас в обществе сказалась поляризация. Есть лагерь воинственных патриотов, которых поддерживает до 40% населения. И столько же — сторонники мира. Но у этих людей нет единой платформы. Есть сторонники мира любой ценой: помириться с Путиным, смириться с аннексией Крыма, принять российские условия возврата Донбасса. Еще одна часть наших граждан за мир, но не любой ценой. И это создает проблемы для политиков, ведь эти расколы в общественном мнении могут быть использованы во время выборов.

– То есть на руку Порошенко было бы повышение соцстандартов в результате успешных реформ. Но пока результаты реформ просматриваются сложно.

Давайте не путать одно с другим. Повышение соцстандартов не всегда связано с успешными реформами, а реформы бывают и непопулярными.

Ситуация с реформами очень противоречива. За последние месяцы президент и правительство представили целый пакет разнообразных реформ — от судебно-правовой к медицинской и пенсионной. Но депутаты по отношению к этим реформам действуют по принципу — "если не съем, то понадкусываю". К тому же последняя пленарная неделя просто перенасыщена важными и объемными законопроектами.

– А что на счет медицинской и пенсионной реформ, о которых столько лет уже говорят?

По медицинской реформе уже проявилось половинчатое решение (один законопроект принят за основу, второй — нет). Ее, очевидно, отложат. К тому же есть политические риски с ее проведением. Новая система может работать со сбоями, может быть недовольство, особенно среди пенсионеров, по поводу введения платных услуг. На мой взгляд, в пакете медицинской реформы надо было вносить и законопроект по страховой медицине. Мне кажется, что для Украины была бы оптимальной модель французской страховой медицины. Но на это нужны деньги, а их нет.

Читайте также: Медицинская реформа рождается: какие изменения ждут Украину

Половинчатость может проявиться и по пенсионной реформе. Депутаты могут проголосовать за законопроекты, которые касаются повышения и осовременивания пенсий, снятия налогообложения с пенсионеров. То есть, популярные решения примут. А то, что воспринимается критически, — например, повышение страхового стажа — голосовать не станут. Это не будет катастрофой, но сохранятся проблемы в отношениях с МВФ и не будет решен вопрос наполнения Пенсионного фонда.

Эта половинчатость в утверждении реформ фактически означает консервацию существующих проблем. Реформы, которые так или иначе нужны, могут быть вновь отложены. Окно реформ закроется, скорее всего, в 2018 году. Перед выборами сложные реформы, как правило, не проводят А следующая попытка реформ может быть после президентских и парламентских выборов.

Об успехах и вызовах Украины на внешнеполитической арене читайте в первой части интервью: Владимир Фесенко: Следующий фронт России — вмешательство в выборы президента Украины