Почему так много римских статуй не имеют головы

27 августа 2024, 17:00
Читати новину українською

Замечали ли вы, что многие древние римские статуи выставляются в музеях без головы? Дело не в том, что кто-то их спрятал от зрителей – их на самом деле нет. Что самое интересное, причиной далеко не всегда является случайность и естественные процессы разрушения. Так что же с ними случилось и когда?

В чем причина?

Пройдитесь по любому музею классического искусства где-нибудь в Европе, и вы, скорее всего, увидите разбитые носы, рассеченные пальцы и огромное количество отрубленных голов у древних римских статуй. Рейчел Куссер, профессор классики и истории искусства в Бруклинском колледже и Городском университете Нью-Йорка говорит, что в этом есть определенная закономерность. Хотя часто невозможно знать точно, как та или иная статуя потеряла голову, ученые собрали некоторые археологические подсказки, которые свидетельствуют, что не всегда это была случайность.

Смотрите также Тысячелетняя пирамида древней цивилизации развалилась на кучу обломков

Первая и самая очевидная причина заключается в том, что шея является естественным слабым местом в человеческом теле. Учитывая, что большинству этих статуй примерно 2 000 лет, с ними за это время случилось столько ситуаций и неудач, что мы должны больше удивляться тому, что хотя бы какие-то из скульптур сохранили свои головы. Они пережили расцвет и падение империй, войны, разрушения, разграбления и погромы, а также многочисленные перевозки от одного владельца к другому. Если статуя падала, то голова была ее самым слабым ее местом.

Вторая причина заключается в том, что иногда римляне намеренно разбивали собственные статуи. В процессе, который назывался "damnatio memoriae", римский сенат мог проголосовать за осуждение памяти особо нелюбимого императора после его смерти. Если голосование было положительным, сенат вычеркивал имя императора из документации, конфисковывал его имущество и портил его портреты и статуи. По словам Рейчел Куссер, печально известный император Нерон был одним из примеров этого, и многие его портреты были повреждены или переделаны.

Кроме того, римские скульпторы иногда намеренно создавали свои статуи со съемными головами. По словам Кеннета Лапатина, куратора античности в Музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе, такой дизайн позволял использовать разные материалы для тела и лица, иметь разных скульпторов, которые работали над одной статуей, или даже заменить голову в будущем. Такие статуи легко узнать, поскольку в теле есть отверстие, куда скульптор мог установить шею, а голова имеет плавно вырезанный край, где заканчивается шея, а не неровный излом.


Слева изображен пример съемной головы статуи, а справа – отколовшаяся голова, / Фото находится в общественном достоянии / Музей Пола Гетти

Современность

В наше время головы статуям отрубают в очень редких случаях. Римские скульптуры приносят большие деньги на рынке антиквариата, и нечистые на руку артдилеры поняли, что могут заработать больше денег, продавая два артефакта вместо одного. Учитывая это, они сами начали обезглавливать статуи.

Статуя Draped Woman в Музее Пола Гетти – один из примеров этого. Когда музей приобрел статую высотой 2,1 метра в 1972 году, у нее не было головы. Но архивные фотографии показывали, что у скульптуры она была по крайней мере до 1930-х годов. Чуть позже эту загадку разгадали, найдя голову отдельно в продаже у другого продавца. Стало понятно, что кто-то разделил ее на две части где-то в 20-м веке.